Введение-------------------------------------------------------------------------3
Глава 1
Теоретические основы лингвокультурологического исследования концептов
§ 1.Лингвокультурология как научная дисциплина-----------------7
1.1. Направления в лингвокультурологии-----------------------------10
1.2. Место лингвокультуродогии в ряду смежных наук.-----------10
§ 2. Содержание понятия «картина мира". Типология ккартин мира-------------------------------------------------------------------------------13
§ 3. Понятие «лингвокультурный концепт»--------------------------18
§ 4. Концепт в художественной текст------------------------------------21
Выводы I главе
Глава П Концепт «Вера» как категория национальной культуры
1. Понятие веры с точки зрения богословия
2. Феномен веры с точки зрения разных наук…
§ 3. Представления русского человека о вере… Выводы по II главе… Глава П Лингвокультурологическое исследование концепта «Вера» в творчестве В. П. Астафьева § 1. Исследования мировоззренческой основы творчества В. П. Астафьева в филологии…
2. $ 2. Понятийная основа имени концепта «Вера» . § 3. Анализ словообразовательной парадигмы имени концепта «Вера»… § 4. Синтагматические связи имени концепта «Вера»…
5. Образная составляющая имени концепта «Вера».
6. Значимостная составляющая имени концепта «Вера»…
7. Бог как объект и субъект веры…
Выводы по III главе… Заключение… Список использованной литературы…
В середине ХХ века в лингвистике начинает меняться научная парадигма. На смену системно-структурной парадигме приходит антропоцентрическая [Кубрякова, 1995; Степанов, Проскурин, 199З]. Если целью структурной лингвистики было исследование структуры языковой системы и выявление ее характеристик, то при антропоцентрическом подходе внимание переключается на человека. Особенностью новой научной парадигмы является то, что раскрывается связь языковых явлений с человеком как субъектом познания и культурной деятельности.
В современной науке идея антропоцентричности языка реализуется во многих дисциплинах (психолингвистике, этнолингвистике, социолингвистике и др.), в частности в лингвокультурологии. Лингвокультурология ориентирована на человеческий фактор в языке и на языковой фактор в человеке [Ольшанский,2000: 67]. Ее цель - представить системной описание языковой картины мира и обеспечить выполнение образовательных, воспитательных и интеллектуальных задач обучения [Воробьев, 1997: 97].
Актуальность настоящего исследования обусловлена еrо включенностью в проблематику современной научной парадигмы. В настоящее время интерес к менталитету носителей языка, национальной специфике языковых картин мира ,в научной литературе несомненен. Существует целый ряд авторитетных
исследований, в рамках которых ставится задача описания различных фрагментов языковой картины мира [Апресян, 19995; Вежбицкая, 1996, 2001;Арутюнова, 1997, 1998; Яковлева, 1994 и др.]. Анализ языковой картины мира связывают с описанием составляющих ее концептов.
В настоящее время задача исследования концептов является одной из приоритетных для языкознания в целом и лингвокультурологии в частности.
В нашей работе мы исходим из того, что изучение концептов позволяет выявить национально-культурную специфику языковой картины мира того или иного языкового сообщества, описать менталитет носителей языка посредством анализа языковых средств. Особенно это важно при анализе мировидения таких творческих личностей, как В.П. Астафьев.
Выбор именно концепта «Вера» в качестве объекта исследования обусловлен рядом причин. Понимание веры, отношение к вере в любой лингвокультуре представляет собой базовый ориентир человеческого поведения, который определяет этноспецифические нормы и стереотипы общения, а также ментальность носителей языка. В русской лингвокультуре концепт «Вера» занимает значительное место, являясь важнейшим средством сознания, определяющим духовное познание. Необходимость веры объясняется положением человека в мире и наличия сознания как целостного феномена.
Объектом исследования в нашей работе является концепт «Вера» в ИЯКМВ.П. Астафьева. Под концептом мы нонимаем единицу коллективного знания сознания (отправляющую к высшим духовным ценностям), имеющую языковое выражение и отмеченную культурной спецификой. С. Г. Воркачев подчеркивает принадлежность данного концепта к области идеального и отмечает еrо этнокультурную маркированность [Воркачев, 2001: 47].....
Агаркова Н. Э. Концепт «Деньги» как фрагмент английской языковой картины мира (на материале американского варианта английского языка)
Автореф, дисе… канд, филол, наук. - Иркутск, 2001.
2. Агеносов В. Человек и мироздание в лирике-философском романе В.
Астафьева «Царь-рыба» // Агеносов В. В. Советский философский роман.
M., 1989. - C. 177-194.
3. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка / под ред. А.Н.
Чешко. - М., 1986.
4. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного
описания // Вопросы языкознания. - 1995. - № 1. - с.37-67.
5. A
5. Арнольдов А. И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии
Культура, человек, картина мира. - М., 1987. - с. 5. 28.
6. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М.: Наука, 1998. - 895 с.
7. Архимандрит Иоанн (Маслов) Симфония. По творениям святителя
Тихона Задонского. - М., 2003. - 1199 с.
8. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории
словесности к структуре текста. Антология. Под ред. проф. В. П.
Нерознака. - М.: Academia, 1997. - C. 267-279.
9. Астафьев В.П. Царь-рыба // Роман-газета. - № 5. - М., 1977. - 127 с.
10. Астафьев В. П. Избранное: Прокляты и убиты: 1оман: В 2 кн. - М., 1999.
- 640 c.
11. Астафьев В. П. Собр. соч. в 15 т. - Т. 12: Публицистика, - Красноярск,
1998. - 608 c.
12. Астафьев В. П. Собр. соч. в 15 т. - Т. 15: Письма, 1990-1997,
Красноярск, 1998. - 512 с.
13. Бабенко Л.Г., Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. - М., 2004.
496 с.
14. Бабушкин А. П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной
лингвистики. - Воронеж, 2001. - С. 52-57
15. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике
языка. - Воронеж, 1996. - 186 с....142