ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙ «ЮМОР» И «ЮМОРИСТИЧЕСКОЕ» 7
1.1 ЮМОР И КОМИЧЕСКОЕ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО XX ВЕКА 7
1.2 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОНИМАНИЯ ЮМОРА 17
2 ЮМОР В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» 25
2.1 ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЮМОРА В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» 25
2.2 ИНТЕРНЕТ-ЮМОР: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Современный этап развития гуманитарных наук обусловлен тем, что в центре внимания ученых оказались явления и процессы, которые ранее не привлекали к себе внимание академического сообщества. В частности, речь идет о таких феноменах как юмор и комическое, которые занимали и занимают особое место в духовной жизни общества на любом этапе его развития: от архаичного периода, где смех был частью игры или обряда, и не нёс интеллектуальной нагрузки, до XXI века, когда юмор является неотъемлемой частью любой сферы жизни социума.
Актуальность исследования данной дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время, благодаря развитию техники и технологий, стремительно меняется структура социо-культурной реальности, которая выражает основополагающие для жителей современности социальные и аксиологические установки, определяющие особенности современного мировоззрения.
С 1990-ых годов, человечество начинает активно использовать информационные технологии, где социальные коммуникации получили новое пространство реализации, называемое всемирной сетью «Интернет». Активное пользование Всемирной информационной сетью открыло для человека принципиально новые возможности для осуществления своих творческих и интеллектуальных потребностей. Традиционное общение перешло в виртуальное, с преобладанием медиа формата передачи информации, и юмор как часть коммуникации претерпел некоторые трансформации, которые и будут рассмотрены в данной работе.
С переходом в digital пространство (цифровое пространство), юмор меняет свою форму на виртуальную: он становится по большей части визуальным, и с каждым годом обретает всевозможные виды представления. Феномен интернет-юмора появился относительно недавно и до действительного момента не получил философское осмысление - это также подтверждает актуальность данной работы. Отметим необычайную популярностью исследований, так или иначе посвященных интернет сфере, количество которых за последнее десятилетие увеличивается в геометрической прогрессии: стремительное развитие виртуальной среды расширяет проблемное поле для ученых и всех интересующихся данной тематикой, в том числе и нашего исследования.
Безусловно, интернет-юмор поглотил внимание современной молодежи, отчасти потому, что границы позволенного были стерты вместе с возможностью вести виртуальную деятельность без авторства. Юмор сейчас имеет наибольшее распространение за всю историю информационной деятельности человека. Данный факт сразу выводит на вопрос об аксиологическом аспекте юмора в сети «Интернет», о его месте и роли в системе ценностей современных людей, а также о его влиянии на социальные практики человека. Чему и будет посвящено данное исследование.
Объектом исследования данной дипломной работы является юмор и комическое.
Предметом исследования выступает репрезентация юмора в интернет пространстве.
Проблема исследования состоит в непроясненности влияния интернет- юмора на социокультурную реальность. Выражаясь иначе, проблему исследования можно выразить вопросом: «Какое влияние интернет-юмор оказывает на социальную и культурную реальность?»
Цель заключается в исследовании влияния интернет-юмора на социокультурную реальность.
Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1) представить концепции и историческое развитие эстетических феноменов «юмористическое» и «комическое»;
2) представить анализ и классификации основных подходов к феномену юмора в современной культуре;
3) выявить и проанализировать характерные особенности интернет- юмора, а также определить его сущностное содержание в контексте современной культуры, в контексте трансформации современной культуры под влиянием постмодернизма;
4) выявить и проанализировать аксиологический и социальный аспекты интернет-юмора.
Теоретико-методологической основой исследования являются эстетические, аксиологические и социальные основания проявления юмористического в современной культуре. Работа выстраивалась с опорой на основные теоретические концепции, представленные в истории философии. Теоретическую базу составили концепции Аристотеля, Платона, стоиков.
Особенное внимание уделено традиции исследования феноменов юмора и комического, представленной в трудах эмпирических психологов XIX века: Г. Спенсера, Т.Липса, а также в работах 3. Фрейда и представителей неклассической философии: А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Н. Гартмана, А. Бергсона. В основу эстетического осмысления юмора легли концепции теоретиков романтизма, таких как: Ф. Шлегель, А. Шлегель, Ф. Шеллинг.
Теоретическую основу данного исследования пополнили так же современные работы, посвященные проблемам междисциплинарного исследования теорий и практик современной культуры, таких авторов как: Худоведрова, Е. С. Чемодакова, А. А. Сергеев, М. И. Станкин, Ю. Б. Борев, Ю. Г. Тамберг, В. П. Шейнов, С. С. Мельников.
Методы, использованные в данной работе:
Метод концептуального анализа применялся для пояснения и анализа эстетических категорий в истории их философского осмысления.
Метод экстраполяции использовался при анализе и оценке эстетических, аксиологических и социальных оснований современной интернет-культуры, а также выявления и аналитики юмора как части интернет-культуры.
Феноменологический метод использовался при оценке примеров современного интернет-юмора с целью выявления их сущности, а также обнаружения, фиксации и описания их специфических особенностей.
Структурно работа состоит из двух глав. Первая глава состоит из двух параграфов, вторая глава разбита на два параграфа, работа также включает содержание, ведение, заключение, список использованных источников и приложений.
Количество страниц в целом составляет 61, из которых 39 приходится на основную часть, 5 - на введение, 2 - на заключение, 10 - на приложения и 5 на библиографическую справку.
Подводя итоги проделанного нами исследования, целью которого было представить и проанализировать особенности репрезентации юмористического во Всемирной сети, мы пришли к таким выводам.
1) Философско-эстетическая аналитика феномена комического имеет богатую историю, уходящую ещё в эпоху Античности. В истории исследования данного феномена возможно выделить периоды, исходящие из принципиально противоположных по отношению друг к другу традиций трактования феномена комического. Долгое время западноевропейская интеллектуальная традиция рассматривала проявления комического исключительно в качестве реакции на противоречие между формой и содержанием. Характерной особенностью неклассического философствования становится трактовка комического, где исследуемый феномен понимается в качестве противоречия, возникающего между свободой и необходимостью. Таким образом, смех как наиболее естественная человеческая реакция на комическое описывается в качестве способа описания и представления имеющего места несовпадения. В свете западноевропейской философской мысли историю концептуализации комического можно определить, как постепенный отход от интерпретации комического в качестве способа миропонимания в сторону психологической реакции субъекта на присущие окружающему миру недостатки и специфическую «преломление» мировосприятия личности.
2) Большое влияние на современное понимание юмора и комического оказала психологическая традиция исследования рассматриваемых феноменов на рубеже XIX-XX веков. Под «комическим» данная традиция понимает такое ощущения мира, при котором сознание субъекта обнаруживает и проявляет некоторую недостаточность или отклонение собственного ожидания с эмоциональным эффектом, производимым на него самой реальностью. Исходя из этого, - юмор в условиях массовизации культуры представляет собой инструмент социально-коммуникативного взаимодействия, который можно обнаружить в различных жанрах и формах современной культуры, которая, в свою очередь, стремится осмыслить фундаментальные социальные и аксиологические основания картины мира современного человека.
3) Ситуация постмодерна оказала значительное влияние на изменение современной культуры, в частности на юмор посредством метаюмора и постиронии с конца 1990-ых. Следствием описываемых процессов становится ситуация гипертекстуальности, «продвигающая» принципиально новые способы и стили репрезентации юмористического, среди которых особого внимания заслуживает практика юмора над юмором - метаюмор. Таким образом, юмор сегодня - одна из динамичных и потому эффективных коммуникативных практик, которая транслирует некоторый посыл, а также определяет через себя и своими собственными средствами некоторую социальную общность, выступающую одновременно производителем новых смыслов, а также их основным потребителем.
4) Современное общество, оказавшись в ситуации информационного пресыщения, прибегает к юмору не только в качестве коммуникативной, но и терапевтической практики, призванной минимизировать последствия информационного бума, а также выстроить новые основания разнообразных практик межличностной коммуникации. Отметим, что процессы, наблюдаемые сегодня в виртуальном пространстве, всё реже оказываются прямым следствием социальных и антропологических изменений, имеющих место в реальности, но всё чаще начинают изменения в жизни своей целевой аудитории - интернет-пользователей, именно это позволяет нам говорить об аксиологической и социальной значимости описываемых явлений. На данный момент интернет-юмор как определенный вид комического формирования, распространение и существование которого происходит в интернет-среде, выступает способом выражения новой - толерантной и бесконфликтной, «понимающей» парадигмы социального взаимодействия.
1 Столович Л. Н. Философия и юмор // Вопросы философии. - 2011. -
№7. [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=352&Itemid=52
2 Калеро П. Философия с шуткой. О великих философах и их учениях / пер. с испанского Е. Матерновской. - М.: Лабиринт, 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=191181&p=1
3 Психология: Словарь / под ред. А. В. Петрвского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 С.
4 Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: 430 С.
5 Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших
дней. Античность и Средневековье / в пер. и под ред. С. Мальцевой. - СПб.: Пневма, 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/reale_antiseri-1-2_tom-antic-srednevekovie- 2003-8l.pdf
6 Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. / под ред. А. В. Лебедева. - М.: Наука, 1989. - 576 С.
7 Мочульский К. В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение // К. В. Мочульский Гоголь. Соловьев. Достоевский- М.: Наука, 1995. - 608 С.
8 Николаева О. В. Высокая философия и низменная пактика юмора // Studia Culturae. - 2015. - №12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://philosophy. spbu.ru/userfiles/rusphil/ Smeh%20v%20Rossii-19.pdf
9 Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. - М.: Наука, 1999. - 288 С.
10 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Наука, 1990. - 542 С.
11 Рюмина М.Т. Эстетика смеха: Смех как виртуальная реальность. - М.: Спикер, 2010. - 318 С.
12 Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному / пер. с нем. Р. Додельцева. - М.: Алетейя, 2000. - 309 С.
13 Гартман Н. Эстетика / пер. с нем. Т. Батищевой. - М.: Наука, 2004. - 692 С.
14 Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. - М.: Владимр Даль, 1999. - 686 С.
15 Платон Государство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/plato01/index.htm
16 Платон Филеб. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://psylib.org.ua/books/plato01/index.htm
17 Худаведрова Н. П. Комическое и смех в истории мировой эстетической мысли // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2012. - №2-3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publishing- vak.ru/file/archive-philosophy-2012-2/6-khudavedrova.pdf
18 Аристотель Риторика. Поэтика. - М: Лабиринт, 2000. - 220 С.
19 Кошелев А. О. О природе комического и функции смеха // Язык в движении. К 70-летию Л. П. Крысина. - М.: РГГУ, 2007. - С.277-326.
20 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/GOBBS/leviafan.txt_with-big-pictures.html
21 Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.bim-
bad.ru/docs/locke_essay_concerning_human__understanding.pdf
22 Кант И. Критика способности суждения // Сочинения в 6-ти т. Т.5. - М.: Наука, 1966. - 564 С.
23 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - М.: Харвест, 2011. - 848 С.
24 Ницше Ф. Сочинения в 2 томах. - М.: Кристалл, 1998.
25 Бергсон А. Смех // А. Бергсон, Ж.- П. Сартр, К. Симон - М.: Панорама, 2000. - 608 С.
26 Чемодакова Е. С. Современные исследования юмора // Символ науки. - №3.- 2019. - С.96-99.
27 Шейнов В. П. Юмор как способ влияния. - СПб.: Питер, 2016. - 170 С.
28 Юмор как средство психоолого-педагогического возедйствия. От смешного до серьезного - один шаг: учебное пособие / М.И. Станкин. - М.: Издательство МПСИ, 2007.- 256 С.
29 Юмор в контексте развития / И.С. Домбровская - СПб.: Неформат, 2014. - 280 С.
30 Raskin V. Semantic mechanisms of humor - Dordrecht, Hollanad, 1985. - 284 p.
31 Kuipers G. Sociology of humor // The primer of humourresearching. - Berlin, 2008. - P.361-398.
32 Дмитриев А. В., Сычев А. А. Смех. Социофилософский анализ. - M.: Альфа-М,2005. -594 С.
33 Oring E. Engaging Humor. - Urbana: University of Illinois Press, 2003. - 210 p.
34 Timotheus Vermeulen, Robin van den Akker. Notes on metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture. — 2010-01-01. — T. 2, № 1. — C. 5677.
35 Новый философский словарь. Постмодернизм. — Мн.: Современный литератор, 2007. — С.
36 BURO. [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
https://www.buro247.kz/lifestyle/news/chto-za-postironiya.html
37 Барт, Ролан. Мифологии / Р.Барт - Москва: Академический Проект, 2008. С - 251
38 Сергеева, Юлия. Вся статистика Интернета на 2020 год - цифры и тренды в мире и России: [Электронный ресурс]: 2020. Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/
39 Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. С. 15.
40 Баева, Л.В. Виртуальная коммуникация: классификация и специфика / Баева Л.В //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2014. - №4. - С. 5-10
41 Киржаева, Д. П., Половнёв, А. В. Интернет как средство коммуникации и особенности его использования российской молодежью / Киржаева Д. П., Половнёв А. В. // Вестник МГЛУ. Общественные науки. - 2018. - №1. (794) - С. 205-215
42 Проект Ю.Л. Юмор как инструмент взаимодействия пользователей
сети Интернет // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. № 3 (Труды XXII Международной объединенной
научной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2019, Санкт- Петербург, 19 - 22 июня 2019 г. Сборник научных трудов). — СПб: Университет ИТМО. 2019. С.190 - 201. DOI: 10.17586/2587-8557-2019-3-190¬201
43 Hancock J.T. LOL: Humor Online. Interactions Magazine. 2004. № 11(5). P.57-58
44 Romero E. J., Cruthirds K. W. The use of humor in the workplace. Academy of Management Perspectives. 2006. № 20. P. 58-69
45 Маклюэн, Герберт Маршалл: Галактика Гутенберга : становление человека печатающего . -2-е изд. Москва: Гаудеамус; Москва: Академический проект. 2013. С. - 240.
46 Limor Shifman, Dafna Lemish: Mars and Venus in Virtual Space: Post-feminist Humor and the Internet, Critical Studies in Media Communication. № 28. 2011. P. 253-273.
47 Савицкая T. E. Интернет-мемы как феномен массовой культуры/ Т. Е. Савицкая // Культура в современном мире. — 2013. — № 3. С. 22-37.
48 "Digital Tribes - Creating Behaviour Change in Users - The UX Review". The UX Review. 2013-10-29.
https://www.sostav.ru/publication/mediascope-kolichestvo-internet-polzovatelej-v- vozraste-64-vyroslo-na-55-38119.html
50 Суханов Вячеслав Владимирович Сетевая культура - неотъемлемая часть новых ценностей гражданского общества // Russian Journal of Education and Psychology. 2014. №3 (35). C. 17-23
51 Чумакова В. П. Проблема информационной перегрузки в культуре: история вопроса и обзор современных направлений исследования // Международный журнал исследований культуры. 2016. №4 (25) С.136-145
52 Тим Скоренко// Фрик-шоу: цирк уродов/ 2011г. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: URL:https://www.mirf.ru/science/history/freakshow- cirk-urodov/
53 Study english words.com/Англо-русский словарь Мюллера
[Электронный ресурс]: - Режим доступа:
https://studyenglishwords.com/words/freak
54 Мельников, С.С. Социология юмора: к критике трех фундаментальных теорий смешного / С.С. Мельников // Вестник экономики, права и социологии. - Москва, 2015. - С. 213-218