Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ НА УРОКАХ БАСКЕТБОЛА 6
1.1 Общие представления о двигательных способностях 6
1.2 Особенности развития двигательных способностей в подростковом возрасте 9
1.3 Баскетбол как средство развития двигательных способностей 13
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
2.1 Организация исследования 15
2.2 Методы исследования 18
3. ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРАБОТАННЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВЫЯВЛЕНИЕ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ 21
3.1 Средства для развития двигательных способностей на уроках баскетбола 21
3.2 Анализ результатов исследования и выявление эффективности применения разработанных средств 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Актуальность исследования. Современный процесс обучения в школе характеризуется высокой интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, что может способствовать ухудшению состояния здоровья детей.
Уроки физкультуры в школе становятся для большинства детей практически единственным средством поддержки минимального уровня физической активности, необходимого для нормального функционирования организма и физического развития [11].
Однако, анализ научных исследований в области теории и методики физического воспитания и оздоровительной физической культуры показывает, что в течение последних десятилетий отмечается неудовлетворённость традиционными занятиями физической культурой в общеобразовательных учреждениях значительной части детей и подростков. Это сказывается на потере интереса к ним, а также на понижении уровня их физической подготовленности и состоянии здоровья [5].
Несмотря на целый ряд научных исследований, посвященных совершенствованию процесса физического воспитания детей и подростков, до сих пор, по мнению специалистов, не произошло кардинальных изменений в решении этой проблемы [4].
В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей и подростков, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни. На текущем этапе наблюдается низкий уровень двигательных способностей 9-х классов.
Одним из эффективных путей решения сложившейся проблемы является включение в программу по физической культуре в школе спортивных игр. Об эффективности уроков физической культуры игровой направленности свидетельствуют результаты ряда исследований.
Однако, несмотря на то, что игровая деятельность рассматривается как наиболее естественная деятельность подростков, она не находит должного применения на уроках физической культуры [12].
Весьма перспективным с этой точки зрения являются занятия подростков баскетболом.
Становление двигательных возможностей или же способностей – это бесконечный, трудный и тщательный процесс, позволяющий довести выполнение каких-либо несложных актов до автоматизма.
При помощи игры в баскетбол учащиеся развивают такие способности как ведение мяча, четкая передача мяча товарищу по команде, обход конкурента, попадание в кольцо. Впрочем, для того, чтобы эти способности были максимально точны и эффективны во время игры, учащийся должен владеть хотя бы базовой степенью физической подготовки.
Помимо прочего, баскетбол развивает у учащихся весь комплекс нужных двигательных возможностей, например, стремительная передача мяча, обход конкурента, попадание мячом в корзину и т. д. Еще физиологические упражнения, базирующиеся на предоставленной этой ирге содействуют поддержанию и улучшению физической формы учащихся, позитивно воздействуют на их здоровье [1].
Баскетбол состоит из всевозможных перемещений (ходьба, бег, прыжки) и своеобразных двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т. д.), а еще с мячом (ловля, передача, ведение, броски), что требует использование высокоскоростные, скоростно-силовые и координационные возможности, эластичность и выносливость...
1. Анализ теоретических аспектов изучаемой проблемы позволил установить, что двигательные способности такие как: сила, быстрота, гибкость, ловкость и выносливость представляют собой комплекс морфо - психофизиологических свойств, отвечающих требованиям определенного вида двигательной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения. Подростковый возраст является сенситивным периодом развития двигательных способностей. Но периоды и темпы развития двигательных у мальчиков и девочек не совпадают. Поэтому при развитии двигательных способностей следует учитывать не только возрастные, но и гендерные особенности.
2. Были разработаны средства, включающие в себя элементы баскетбола, с учетом возрастных и гендерных особенностей.
3. В результате математической статистики были получены результаты: в начале эксперимента в контрольной группе в тесте координационных способностей в экспериментальной: 7,93 – у мальчиков, 8,82 – у девочек, достоверных различий не было, затем в конце эксперимента: 7,31 – у мальчиков, 8,29 – у девочек.
В начале эксперимента в контрольной группе в тесте динамики скоростно-силовых способностей в экспериментальной: 21,17 – у мальчиков, 14,87 – у девочек; достоверных различий не было, затем в конце эксперимента: 26,87 – у мальчиков, 19,26 – у девочек.
В начале эксперимента в контрольной группе в тесте динамики быстроты в экспериментальной: 5,45 – у мальчиков, 5,82 – у девочек; достоверных различий не было, затем в конце эксперимента: 4,98 – у мальчиков, 5,58 – у девочек.
Имелись достоверные отличия, что подтверждает эффективность применяемых элементов баскетбола для развития двигательных способностей у девочек и мальчиков, что и подтверждает гипотезу.