Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование психологического климата в коллективе организации (на примере ООО УК "АВАНТАЖ")

Работа №152391

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы проекта 7
1.1. Характеристика понятия «психологический климат» 7
1.2. Основные подходы к определению факторов психологического климата…………………………………………………………………………...12
1.3. Влияние психологического климата на функционирование трудового коллектива 16
1.4. Признаки благоприятного и неблагоприятного психологического климата…………………………………………………………………………...19
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Описание проекта совершенствования психологического климата в ООО УК «Авантаж» 27
2.1. Паспорт проекта 27
2.2. Содержание проекта 30
2.3. Оценка результативности проекта 50
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 71

В современных условиях функционирования организаций усиливаются связи между отдельными людьми, характер человеческой деятельности становится более коллективным, подчеркивается важность создания в коллективах атмосферы трудового поиска, взаимного уважения и требовательности, в связи с чем особую актуальность приобретает проблема психологического климата в коллективе. Психологический климат трудового коллектива в современных исследованиях все чаще выступает как фактор продуктивности и качества труда, как условие стимулирования профессионального развития личности работника, использования ее потенциала в трудовом процессе.
Понятие «психологический климат» в социально-психологической науке рассматривается с точки зрения различных аспектов: изучаются его типы, компоненты, факторы, возможности диагностики и коррекции. Однако не существует универсальной модели формирования благоприятного психологического климата, переложение которой на практику обеспечивало бы комфортное сосуществование всех работников друг с другом, максимальную результативность их профессиональной деятельности, эффективное функционирование организации в целом. В связи с этим в условиях конкретной организации будет выстраиваться своя модель совершенствования благоприятного психологического климата, построенная на результатах оценки его актуального состояния, анализа деятельности организации и целей ее функционирования.
В ходе анализа нами выделены противоречия:
• между высокой конкуренцией организаций в современном обществе и определением факторов их эффективного функционирования;
• между признанием значимости психологического климата как фактора эффективности труда коллектива и отсутствием единых представлений о модели его создания в конкретной организации;
• между необходимостью управления социально-психологическим климатом организации и отсутствием мероприятий для регулирования и реализации данного процесса в большинстве современных отечественных организаций.
Проблема исследования в соответствии с противоречиями звучит следующим образом: «Каковы способы развития психологического климата в конкретном трудовом коллективе?».
Объект исследования: психологический климат.
Предмет исследования: развитие межличностных отношений как способ совершенствования психологического климата в трудовом коллективе.
Цель исследования: разработать способы совершенствования психологического климата в трудовом коллективе (на примере ООО «УК Авантаж»).
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения задач исследования.
1. Изучить различные подходы к определению содержания понятия «психологический климат в трудовом коллективе».
2. Определить влияние психологического климата на трудовую деятельность работников.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование психологического климата в коллективе ООО «УК Авантаж».
4. Разработать и апробировать программу совершенствования психологического климата в коллективе ООО «УК Авантаж» через развитие межличностных отношений сотрудников, оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования данной работы следующая: Совершенствование психологического климата в коллективе ООО «УК Авантаж» возможно через развитие межличностных отношений сотрудников: развитие навыков эффективного общения, формирование конфликтологической компетенции, развитие неформальных взаимоотношений внутри коллектива, повышение удовлетворенности трудом (в частности, отношениями с коллегами).
Методами исследования выступили следующие группы методов.
1. Теоретические методы (анализ, синтез, обобщение литературы по проблеме совершенствования психологического климата в трудовом коллективе).
2. Эмпирические методы (беседа, наблюдение, анкетирование, методики психологической диагностики).
3. Методы количественного и качественного анализа результатов.
В исследовании были использованы такие методики психологической диагностики психологического климата в коллективе, как методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру), методика диагностики психологического климата в малой производственной группе (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест), методика «Интегральная удовлетворенность трудом», методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна.
Методологическую основу исследования составили:
• теоретические исследования психологического климата Г.М. Андреевой, В.В. Бойко, Н.С. Мансурова, Б.Д. Парыгина, Л.Г. Почебут, В.М. Шепеля и др.;
• представления о благополучии / неблагополучии психологического климата В.А. Ильина, М.Ю. Кондратьева, Л.Г. Почебут и др.;
• исследования факторов психологического климата В.И. Маслова, А.В. Морозова, В.И. Петрушина, Л.Г. Почебут и др.
Выборка исследования: 24 сотрудника ООО «УК Авантаж».
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в предпринятой попытке систематизации теоретических подходов к определению содержания понятия «психологический климат», определения его влияния на результативность функционирования организации....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Психологический климат – это общий эмоционально-динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, господствующее настроение, удовлетворенность, привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, степень совмещения официальных и неофициальных структур организации.
Факторы формирования социально-психологического климата многобразны – могут быть сгруппированы в блоки факторов макросреды и факторов микросреды (которые, в свою очередь, могут быть объективными и субъективными). Знание факторов социально-психологического климата делает возможность деятельность по управлению им (созданием/совершенствованием).
Влияние психологического климата на профессиональную деятельность работников многомерно: он влияет на производительность труда, на удовлетворенность работников трудом и коллективом, на их психологическое здоровье, на раскрытие потенциала работников, развитие их возможностей. Также он может становиться причиной формирования профессиональных деформаций личности работника, в связи чем является важным измерение параметров социально-психологического климата. Диагностика состояния социально-психологического климата в трудовом коллективе возможна при проведении комплексного обследования работников организации, а также их руководство через различные методы.
В рамках диссертационного исследования был разработан и реализован проект совершенствования психологического климата в трудовом коллективе. Цель проекта конкретизировалась в задачах: развитие навыков эффективного общения, формирование конфликтологической компетенции; развитие неформальных взаимоотношений внутри коллектива; повышение удовлетворенности трудом.
Актуальность разработки проекта совершенствования психологического климата в трудовом коллективе была определена в предпроектном исследовании. Были использованы методы беседы, анкетирования, психологической диагностики психологической атмосферы, психологического климата, удовлетворенности трудом, эмпатических способностей. В результате предпроектного исследования были сделаны выводы о средней благоприятности психологической атмосферы в коллективе, о незначительной благоприятности психологического климата, о преобладании низкого уровня удовлетворенности трудом и нормального и низкого уровней развития эмпатии. Результаты предпроектного исследования определяли, с одной стороны, необходимость совершенствования психологического климата в ООО УК «Авантаж», с другой – направленность такой работы.
В содержание проекта совершенствования психологического климата в трудовом коллективе были включены такие мероприятия:
• подготовка и проведение тренинга эффективного общения;
• разработка памятки культуры взаимоотношений
• подготовка и проведение тренинга, направленного на улучшение межличностных взаимоотношений в коллективе, его сплочение
• разработка и реализация психологических мер для повышения удовлетворенности трудом работников ООО «УК Авантаж» (внедрение традиций и обычаев в трудовом коллективе, содействие неформальному общению сотрудников вне рабочего дня и пр.
Результативность проекта оценивалась посредством повторного исследования. Были сделаны выводы об уменьшении численности конфликтов в трудовой жизни коллектива; повысилась удовлетворенность трудом сотрудников – в частности, повысилась удовлетворенность сотрудниками отношениями с коллективом, с руководителем, наличием обычаев и традиций в организации, что является характеристиками межличностных отношений. Восприятие трудового коллектива стало более положительным. Повысился уровень благоприятности психологической атмосферы: в коллективе стал преобладать положительный тон взаимоотношений между работниками; стал более выраженным интерес членов коллектива к участию в совместных делах, совместному времяпрепровождению; коллеги чаще стали чаще поддерживать друг друга, чаще стали способны к сопереживанию и участию, что отражается также в повышении уровня эмпатических способностей сотрудников в межличностных отношениях.
Вышеописанное позволяет говорить о результативности проекта: цель и задачи проекта решены, ожидаемые результаты достигнуты.


1. Авакян И.Б. Социально-психологический климат в педагогическом коллектива как условие восприимчивости педагогов к новому // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 67–72.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. М.: Аспект Пресс, 2017. 362 с.
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 2011. 264 с.
4. Антонова О.Ю. Формирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе // Достижения вузовской науки. 2013. № 7. С. 165–172.
5. Арямова Т.В. Социально-психологические аспекты повышения эффективности деятельности организации: коллективная монография. Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2014. 198 с.
6. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении. Практическое руководство. М.: Дело, 2005. 496 с.
7. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 2008. 193 с.
8. Будаева Э.В. Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе // Вестник БГУ. 2015. № 6. С. 92–95.
9. Вачков И.В. Психологический тренинг: методология и методика : учебное пособие. М.: Эксмо, 2010. 555 с.
10. Веснин В.Р. Практический менеджмент: пособие по кадровой работе. М.: ЮристЪ, 2001. 496 с.
11. Ветлужских Е.Н. Мотивация и оплата труда: инструменты, методики, практика. М.: Альпина Бизнес Букс. 2007. 133 с.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2015. 356 с.
13. Герасимов Б.Н. Построение и поддержание социально-психологического климата в организации // Управление экономикой, системами, процессами: мат. конф. 2018. С. 3–11.
14. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для сплочения команды: учебно-методическое пособие. СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006. 44 с.
15. Грядовой Д.И., Кикоть В.Я. Социальное управление. Теория, методология, практика. М.: Юнити-Дана, 2012. 312 с...70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ