Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ. 6
1.1.Особенности социализации подростков, находящихся в ТЖС 6
1.2. Роль досуговой деятельности в социальном развитии молодежи ……………………………………………………………………………....20
1.3. Организация культурно-досуговой деятельности в системе профилактики. 28
ГЛАВА 2. ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОДУКТИВНОГО ДОСУГА В УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………….36
2.1. Эмпирическое исследование досуговой деятельности подростков Свердловского района города Красноярска. 36
2.2. Описание экспериментальной работы по вовлечению в досуговую деятельность в рамках проекта «Рука в руке». 49
2.3. Анализ эффективности и оценка результатов реализации проекта «Рука в руке»…………………………………………………………………......63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….….…..72
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...…..76
В современных условиях серьезно обострились проблемы роста социальных отклонений подростков. Важной задачей учреждений системы социальной защиты населения является определение путей решения данных проблем, разработка и применение новых технологий работы по предупреждению социальных отклонений подростков.
Причины возрастающего отклоняющего поведения коренятся в условиях жизни многих семей, порожденных современным нестабильным состоянием экономики, политики, образования и культуры. Бедность в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно-оздоровительной сферы закрывают доступ населению к развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху. Перегруженность многих родителей работой и домашним трудом из-за отсутствия материальных средств на пользование услугами учреждений быта сокращает возможность общения с детьми, совместных занятий с ними, увеличивает риск детской безнадзорности.
Существенное значение имеет в современных условиях ослабление правовых регуляторов поведения. Правовой нигилизм, пренебрежение законом, формирование установки на возможность силового решения жизненных проблем - способствуют росту социальных отклонении подростков. В последние два десятилетия пространство девиации существенно расширилось. К очевидным химическим зависимостям сегодня прибавился постоянно увеличивающийся список социокультурных девиаций и зависимостей, таких как игры в компьютер, интернет-зависимость и др. Особую тревогу вызывает рост зависимых форм и способов самовыражения и образа жизни подростков, разрушительно воздействующих на здоровье и психику молодого человека (алкоголизм, наркомания, игровая зависимость, агрессивное поведение и т. д.)
Важность продуктивной организации досуга в профилактике девиантного поведения подростков обусловлена тем, что подростки, в соответствии со своими потребностями, время досуга посвящает в основном общению в своих компаниях сверстников, социальных сетях, где формируется особая субкультура, влияющая на становление личности подростка.
Цель диссертационного исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация модели профилактики и коррекции девиантного поведения подростков средствами организации продуктивной досуговой деятельности.
Объект исследования: досуговое пространство подростка.
Предмет исследования: становление социально приемлемых форм поведения подростков в условиях специально сконструированного досугового пространства.
Гипотеза исследования: для того, чтобы досуг мог выступать в качестве средства профилактики и коррекции девиантного поведения подростков, он должен соответствовать следующим требованиям:
- продуктивность, социальная значимость и общественное признание продуктов досуговой деятельности;
- развивающий характер, т.е. постановка задач, находящихся в зоне ближайшего развития подростка, и приобретение полезных для жизни умений и навыков;
- включение семьи в реализацию продуктивного досуга.
В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1.Определить понятие досуга, его характеристики, функции, задачи и роль в социальном развитии молодежи.
2. Изучить значение продуктивного досуга в системе профилактики девиантного поведения подростков....
В современных условиях серьезно обострились проблемы роста социальных отклонений подростков. Важной задачей учреждений системы социальной защиты населения является определение путей решения данных проблем, разработка и применение новых технологий работы по предупреждению социальных отклонений подростков. Здесь мы можем говорить о значении роли досуга и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации подростков.
Интерес к социологическому исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием ряда трансформаций, изменение ценностных установок, появления новых информационных технологий. В определенном значении это диктует необходимость типологизации досугового поведения подростка.
В данном проекте была изучена структура досуговой деятельности подростков, находящихся в группе риска в Свердловском районе, в процессе исследования были выполнены следующие задачи:
1. Проведенный анализ позволил сформировать понятие досуговой деятельности — это пространство, где происходит развитие личности свободной нерегламентированной деятельности. Он связан с человеческой потребностью в перемене характера деятельности, возвращении жизненных сил и социально-культурном развитии.
2. Установлена роль и место сферы досуга в развитии современных подростков, так как продуктивная организация досуга имеет огромное значение в профилактике девиантного поведения подростков. Это связано, прежде всего, с тем, что именно в свободное время, время не занятое продуктивной деятельностью, учебой, спортом, совершается большинство правонарушений подростков. При этом социально- досуговая деятельность- это один из основных способов повышения культурного уровня подростков на ранее стадии девиантности, а также развитие их творческих способностей.
3. Функции, которые выполняет досуг, во многом зависят от того, каким занятиям в его пространстве отдается предпочтение. В связи с этим досуг нельзя сводить к отдыху, следует говорить о самых разнообразных функциях досуга: от отдыха и развлечения до развития личности и самореализации.
4. Выявлены актуальные предпочтения подростков по организации досуга, отвечающим его пожеланиям. Чтобы досуг стал действительно привлекательным для современных подростков, необходимо строить работу на индивидуальных интересах и предпочтениях каждого ребенка. Только поняв потребности подростков, мы смогли организовать интересный и увлекательный, и самое главное продуктивный досуг, так как благодаря разнообразным формам досуга решается задача профилактики девиантного поведения подростков за счет изменения мировоззрения, поведения, которое способно развить инициативу, самостоятельность, активность, сформировать нравственные ценности, духовные потребности в социально-культурной деятельности и культурно-бытовой сфере.
5. Проведен анализ досуговой среды в Свердловском районе, который показал, что спектр предоставляемых досуговых развлекательных услуг очень велик и разнообразен на любой вкус, но наиболее интересные и привлекательные для подростков услуги предоставляются платно, что для многодетных и малообеспеченных семей является очень дорого. Но основная причина отказа посещений дополнительных занятий, может быть ситуация неуспеха, психологического дискомфорта подростка в семье и в социуме.
6. Проведена профилактическая работа по актуальным интересам в досуговой деятельности современного подростка на базе МБУ «КЦСОН Свердловского района». По результатам опроса было выявлено, что подростки имеют низкую мотивацию для досуговой деятельности, тем самым выяснилось, что подросткам необходимо помогать с проведением досуга, и всю их энергию необходимо направлять в нужное русло. Все, чем могли заинтересовать их на базе центра, не отвечало актуальным интересам подростков. Поэтому был организованы мероприятия, которые являлись привлекательным для современных детей, где они могли продемонстрировать свои достижения умений и навыков, приобретенных в рамках реализации Проекта.
Подростки в дальнейшем могли продемонстрировать результаты своей деятельности в мастерских, свой опыт активного проведения выходных дней. В проекте были организованы творческие площадки с демонстрацией умений, талантов участников целевой группы, были предъявлен ы фото- и видеоотчет о самых интересных, значимых событиях Проекта и успехах его участников.
Наиболее продуктивным подходом в организации профилактики девиантного поведения является личностно-деятельный подход.
Проведенное исследование показало, как должна проводиться профилактическая работа с подростками, чтобы досуг являлся средством профилактики девиантного поведения. При соблюдении условий, указанных в гипотезе исследования, происходит коррекция девиантного поведения средствами совместной досуговой деятельности. В ходе исследования гипотеза была подтверждена.
1 Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
2 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
3 Закон Красноярского края от 31.10.2002 № 4-608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
4 Закон Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка»
5 Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Красноярска от 09.02.2011 № 2 «Об утверждении Положения «О взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Красноярска и организации индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении»
6 Устав муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Свердловского района города Красноярска
7 Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008-16с.
8 Бачинин, В.А. Философия преступления : конспект лекций / В.А. Бачинин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 64с.
9 Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков; под общ. ред. В. И. Добренькова. - изд. 3-е. - М.: Соц.-гуманитар. знания; Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 572 с.
10 Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика 1984. 132с.
11 Герасимова И. А. Досуговые предпочтения современной молодёжи: социально-культурный анализ // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. – М., 2014 – № 3 (59) – C. 128–131.
12 Григорьев, С.И. Социология: основы модернизации социологического знания : учеб. для вузов по гуманитар. специальностям / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М. : Гардарики, 2006. - 235 с.
13 Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подрост¬ка // Вопросы психологии личности школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 120–170.
14 Жаркова А.Д. Культурно-досуговая деятельность/ А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова .- М.: МГУК,1998.- 268с.
15 Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. - М.:; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2010. - 349 с....38