Только Word
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
1.1 Характеристика периода младшего школьного возраста …………
6
1.2 Характеристика физических способностей ………………………...
8
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………….
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………….
28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..
30
Данная курсовая работа посвящена исследованию возрастных особенностей развития двигательных способностей обучающихся 1-4 классов. Развитие у детей основных двигательных качеств (быстроты движений, силы мышц, выносливости к мышечным усилиям разной интенсивности, вестибулярной устойчивости и других качеств) является одной из актуальных проблем школьного физического воспитания.
Двигательные способности обучающихся 1-4 классов формируются в соответствии с законом роста и развития детского организма.
Целенаправленное педагогическое воздействие на развитие какой-либо двигательной способности у учеников 1-4 классов влияет и на развитие других способностей.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для интенсивного развития большинства двигательных способностей. Поэтому в этом возрасте особенно эффективно совершенствовать координационные способности, ловкость и быстроту.
Овладение школьником новыми видами двигательныхххх действий так же, как и совершенствование уже имеющихся движений напрямую связано с уровнем развития двигательныхххх способностей.
Для развития двигательныхххх способностей детей младшего школьного возраста большое значение имеет освоение детьми все более широкого круга двигательныхххх действий и развития у них как устойчивых, так и достаточно гибких двигательныхххх навыков: чем богаче запас движений детей, тем выше возможности проявления их двигательной активности в различных видах деятельности. Параллельно в ходе занятия физическими упражнениями происходит формирование личности ребенка, поэтому педагогу необходимо учитывать возможный эффект его воспитательных воздействий.
Одной из главных задач физического воспитания детей младшего школьного возраста является оптимальное развитие двигательных способностей. Решение этой задачи предполагает формирование разнообразных двигательныхххх умений и навыков, развитие физических качеств. Это все необходимо для гармоничного развития психического и физического, здоровья детей.
Все вышеизложенное и определило выбор курсовой работы «Развитие двигательныхххх способностей обучающихся 1-4 классов».
Анализ научно-методической литературы, проведенный нами, подтвердил актуальность темы исследования, позволил обозначить объект и предмет исследования, поставить цель и задачи исследования.
Объект исследования: физическое развитие детей младшего школьного возраста (1-4 классы).
Предмет исследования: развитие двигательныхххх способностей у детей младшего школьного возраста (1-4 классы).
Цель исследования: выявить возрастную динамику развития двигательныхххх способностей обучающихся 1-4 классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-практические основы развития двигательныхххх способностей обучающихся 1-4 классов;
2. Выявить возрастную динамику показателей развития физических качеств и способностей у учащихся 1-4 классов.
3. Провести сравнительный анализ результатов нашего исследования учащихся 1-4 классов и информации из литературных источников о возрастной динамике двигательныхххх способностей учащихся 1-4 классов.
Методы исследования:
1. анализ научно-методической литературы;
2. педагогическое тестирование;
3. методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы осуществлялся с целью изучения следующих вопросов:
• анатомо-физиологические особенности младших школьников;
• методики развития физических качеств и способностей учащихся 1-4 классов.
Педагогическое тестирование проводилось с целью определения динамики развития физических качеств и способностей у школьников 1-4 классов. Тестировались по 5 мальчиков и по 5 девочек основной медицинской группы в каждом классе из параллели с 1 по 4 класс.
В основу тестирования были положены «Президентские тесты» (бег 300 метров (секунды); бег 1000 метров (минуты); подтягивание на высокой перекладине (мальчики), на низкой перекладине (девочки) - (количество раз); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз); бег 60 метров (секунды); бег 30 метров (секунды); прыжок в длину с места (сантиметры); поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30 секунд (количество раз); наклон вперед, из положения сидя (сантиметры); челночный бег 3*10 м (секунды) [6].
Оценивались следующие физические способности:
1. Выносливость:
• бег 1000 метров (минуты);
• бег 300 метров (секунды).
2. Сила:
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз);
- подтягивание на перекладине высокой мальчики, на низкой девочки (количество раз).
3. Быстрота: (бег 30 м и 60 м);
- бег 60 метров (секунды);
- бег 30 метров (секунды).
4. Скоростно-силовые способности:
• поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд (количество раз);
• прыжок в длину с места (сантиметры).
5. Гибкость: наклон вперед, из положения сидя (сантиметры).....
На основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы были сделаны следующие выводы:
• младший школьный возраст характеризуется развитием всех систем организма, только в разной степени;
• развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30-ти лет; для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной – 10-11 лет;
2. В результате проведенных исследований определена динамика развития физических способностей у школьников 7-11 лет (1-4 классы):
• у мальчиков скоростная выносливость увеличивается с 1 по 4 классы, общая выносливость существенно увеличивается с 1 по 2 и с 3 по 4 классы, а со 2 по 3 классы ее уровень практически не изменяется;
• у девочек скоростная выносливость прогрессирует с 1 по 4 класс;
• общая выносливость увеличивается со 2 по 4 класс;
• у мальчиков силовая выносливость (по тесту «Подтягивания на перекладине») увеличивается с 1 по 4; у девочек наблюдается прирост показателей с 1 по 4 классы;
• по тесту «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» у мальчиков отмечены положительные изменения с 1 по 4 классы; у девочек прогресс очевиден со 2 по 3, с 1 по 2 и с 3 по 4 классы показатели стабильны;
• зафиксировано равномерное развитие скоростных способностей на протяжении всего рассматриваемого диапазона;
• развитие скоростно-силовых способностей происходит идентично изменениям быстроты, т. к. эти способности взаимосвязаны, только в прыжке в длину с места наблюдается скачкообразное изменение результатов;
• из результатов развития гибкости можно сказать, что происходят скачкообразные изменения, как в лучшую сторону, так и в худшую;
• динамика показателей развития координационных способностей схожа с развитием скоростно-силовых способностей, потому что происходят те же самые изменения в результатах в те самые возрастные периоды.
2. В результате проведенных исследований была выявлена возрастная динамика развития двигательныхххх способностей у школьников 7-11 лет, таким образом, цель исследования достигнута, а также результаты тестирования школьников 1-4 классов, определяющие динамику развития физических способностей согласуются с аналогичными данными литературных источников, что подтверждает гипотезу нашего исследования.
1.
1. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах.- М.: Физкультура и спорт, 2011. - 264с Коробейников Н. К. Физическое воспитание: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / Н. К. Коробейников, А. А. Михеев, И. Г, Николенко. – М.: Высшая школа, 2010. – 288 с.
2. Куколевский, Г. М. Физическое совершенствование / Г. М. Куколевский. - М.: Медицина, 2007. – 198 с.
3. Макарова, Г. А. Спортивная медицина: Учебник / Г. А. Макарова. – М.: Советский спорт, 2014. – 480 с.
4. Настольная книга учителя физической культуры // Под ред. Проф. Кофмана Л.Б. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 195 с.
5. Романенко, В. А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой / В. А. Максимович. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 143 с.
6. Солодков, А. С. Физиологическая характеристика урока физической культуры в школе: учебно-методическое пособие / А. С. Солодков. - СПб., 2012. - 280 с.
7. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Грантынь и др.; под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1979. – 388 с.
8. Тимашова, Н. Показатели физического развития российских школьников / Н. Тимашева // Зеленый мир, 2004. - № 5-6. - С. 11-12.
9. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Круцевич Т.Ю. - Киев: Олимпийская литература. - Киев, 2013. - 423 с.
10. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. интов и пед. уч-щ по спец. № 2115 «Нач. воен. подготовка и физ. воспитание» и № 1910 «Физ. культура»/Б. М. Шиян, Б. А. Ашмарин, Б. Н. Минаев и др.; Под ред. Б. М. Шияна. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.:ил.
11. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
12. Тристан, В. Г. Физиология спорта: Учебное пособие / В. Г. Тристан, О. В. Погадаева. – Омск: СибГУФК, 2003. – 92 с.
13. Физическое воспитание: учебник // под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. – М.: Академия, 2003. – 488 с.
14. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций / Под редакцией акад. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. – 784 с.