Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования >••••••••••• >••••• >>• >>• >••••••••••• >>• >••••••••••• >>• >••••••••••• ••••••••>..••• »»».^8
1.1. Понятие внеурочной деятельности и особенности применения внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 8
1.2. Особенности педагогического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 15
1.3 Модель педагогического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 26
Выводы по главе
1 32
Глава 2. Эмпирическое исследование педагогического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного
образования 34
2.1. Организационные и технологические условия педагогического
сопровождения внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях
инклюзивного образования 34
2.2. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению
внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 61
Выводы по главе 2 70
Заключение 73
Список использованных источников 79
Приложение 85
Актуальность исследования. Новая редакция закона «Об образовании в РФ» предусматривает внедрение инклюзивного подхода к учащимся, рассматривая данную методику как приоритет в комплексном совершенствовании всей системы начального образования. Данный закон призван обеспечить равные возможности в получении образования для учащихся всех категорий, с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей [48].
Именно гуманистический подход и важность развития общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, являются одним из основных принципов ведения государственной политики в системе образования. Этот факт подтвержден правомерностью обращения современной педагогической науки на личностно-ориентированное обучение.
Система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в России строится на применении в данном процессе специализированных учебных заведений, и предполагает функциональный подход и индивидуальное обучение данной категории учащихся.
Федеральный образовательный стандарт и «Закон об образовании» Российской Федерации регламентируют переход детей с ОВЗ на инклюзивное образование с возможностью обучения на базе общеобразовательных учебных заведений [60].
Система инклюзивного образования в большинстве зарубежных странах предусматривает комплексный подход к процессу обучения детей с ОВЗ и включает обязательную материальную поддержку, данной категории детей, государством [60].
В разное время, в своих работах, особенности адаптивной системы образования рассматривали Т.М. Давыденко, Н.А. Рогачева, П.И. Третьякова, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург. Под влиянием этих работ была сформулирована идея «адаптивной школы».
Главный постулат идеи «адаптивной школы» заключается в обязательной необходимости школы приспосабливаться под возможности ребенка, а не на оборот. Адаптивная образовательная среда рассматривается как целостная социально-педагогическая система, способная максимально быстро адаптироваться к личности ребенка с ограниченными возможностями в условиях изменяющейся внешней среды.
Федеральным государственным образовательным стандартом основного образования (далее - ФГОС) предусмотрен ряд условий, направленных на развитие школьников во внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности для учащихся с ОВЗ направленна на максимальную коррекцию имеющихся недостатки физического и психического развития, социализация и адаптация к условиям жизни в социуме и проходит под влиянием учебного процесса специальной (коррекционной) школы.
Проблемы развития инклюзивного образования детей с ОВЗ, его педагогическое сопровождение во внеурочной деятельности всегда стояли очень остро, в наше время данный вопрос в системе образования является не менее актуальным.
Таким образом, в настоящее время сложилось противоречие между практической необходимостью создания эффективных организационных и технологических условий педагогического сопровождения внеурочной деятельности школьников с ОВЗ и недостаточным уровнем разработанности программно-методического сопровождения этого процесса в условиях инклюзивного образования.
Данное противоречие актуализирует проблему исследования, которая заключается в попытке ответить на вопрос: каковы особенности
педагогического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования?
Цель исследования - выявление особенностей педагогического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования...
Внеурочная деятельность школьников комплексное понятие, включающее в себя все виды деятельности школьников, кроме учебной деятельности, осуществляемой в рамках урока, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей, это занятия педагогов с учащимися в школе, которые отличаются от учебной программы. Это могут быть кружки, секции, экскурсии, соревнования, исследования. Ключевая цель внеурочной деятельности - достижение личностных и метапредметных результатов. Среди основных направлений внеурочной деятельности принято выделять такие направления как спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное направления.
Особой значимостью обладает реализация внеурочной деятельности для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Внеурочная деятельность в условиях инклюзивного образования, в первую очередь, направлена достижения личностных и метапредметных результатов. Ключевая задача организации внеурочной деятельности в условиях инклюзивного образования, логическая взаимосвязь общего и дополнительного образования как системного механизма образования.
При получении инклюзивного образования школьники с ОВЗ имеют право получить услугу педагогического сопровождения - взаимодействия с учеником с целью создания и поддержания наиболее благоприятных условий для развития в процессе обучения. В рамках внеурочной деятельности в условиях инклюзии при осуществлении педагогического сопровождения необходим закрепить у школьников эмоционально положительное отношение ко внеурочной деятельности, использовать разнообразные игровые приемы и ситуации, исключить формализм, сухость, и дидактизм, внимательно, тактично относиться к каждому ученику с ОВЗ.
В структуру модели педагогического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования входят следующие блоки: психологический блок, социальный блок, предметно - образовательный блок, а также лечебно-оздоровительный блок.
В условиях инклюзивного образования с целью педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями в рамках внеурочной деятельности необходим закрепить у школьников эмоционально положительное отношение ко внеурочной деятельности, использовать разнообразные игровые приемы и ситуации, исключить формализм, сухость, и дидактизм, внимательно, тактично относиться к каждому ученику с ОВЗ, уважать процесс и результативность его творческой деятельности, развивать познавательную активность детей, формировать умение ориентироваться в задаче, нормализация учебной деятельности...
1. Авилова П.А. Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения : материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения». Комсомольск- на-Амуре. : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2014. 154 с.
2. Александрова К.Ю. Преодоление тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях интегрированного и инклюзивного обучения: специальное инклюзивное образование : материалы международной научно-практической конференции «Чтения Ушинского». М. : РИО ЯГПУ, 2021. 41 с.
3. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе : учеб.-метод. пособие. М. : Просвещение, 2019. 319 с.
4. Бабаева, Т.И. У школьного порога : учеб.-метод пособие. М. : Просвещение, 2003. 203 с.
5. Биктина Е.В., Якиманская И.С. Психолого-педагогическое
сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов: монография. Оренбург: Оренбургский
государственный университет, ЭБСАСВ, 2018. 124 с.
6. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи : учеб.- метод пособие. М. : Наука, 2010. 189 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте : учеб.-метод пособие. М. : Педагогика, 2008. 217 с.
8. Буре Р.С. Готовим детей к школе : учеб.-метод пособие. М. : Педагогика, 2001. 100 с.
9. Выготский, Л.С. Лекции по психологии : учеб.-метод пособие. СпБ. : С-ти, 2008. 244 с.
7. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе : учеб.-метод пособие. М. : Образование, 2016. 184 с.
8. Давыдов, А.В. и др. Психологический словарь : учеб.-метод пособие. М. : АДС-ПРЕСС, 2013. 448 с.
9. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. : учеб.-метод пособие. М. : Просвещение, 2011. - 464 с.
10. Дубровинская, Н.В., Фарбер, Д.А., Безруких,
М.М. Психофизиология ребенка : учеб.-метод пособие. М. : Педагогика, 2012. 144 с.
11. Защиринская О.В. Психология, изучение, социализация, психокоррекция : учеб.-метод пособие. СпБ. : Речь, 2021. 432 с.
12. Ильина, М.Н. Подготовка к школе : учеб.-метод пособие. СпБ. : Питер, 2021. - 205 с.
13. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие : учеб.-метод пособие. М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2021. 168 с.
14. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе : учеб.-метод пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 148 с.
15. Ковинько, Л.В. Воспитание младшего школьника : учеб.-метод пособие. М. : Наука, 2010. - 288 с...53