Введение 2
Глава 1. Теория и практика цифровизации образования 6
1.1.Портрет образовательного пространства XXI века 6
1.2.Цифровая трансформация современного образования 16
1.3.Новая социология образования об образовании и его цифровизации 20
1.4.Проблемы и риски цифровизации российского образования 27
Глава 2. Эмпирическое исследование проблем цифровизации высшего образования в России 38
2.1 Программа эмпирического исследования 38
2.2Организация сбора данных 39
2.3 Результаты эмпирического исследования 40
Заключение 44
Литература и источники 45
Опросник анкеты 47
Вариант заполненной анкеты 53
Приложение 1 59
Рассмотрение особенностей образования XXI века, его перспектив развития, проблем и рисков в процессе его цифровизации является актуальным, так как данный процесс лишь набирает обороты в современном обществе, и его положительные стороны и негативное влияние на данный момент являются малоизученными.Образование как социальный институт становится все более важным в современном обществе и мире. Без его развития многим людям уже не представляется возможным экономическая и политическая жизнь, развитие культуры и науки. В настоящее время развитие образования и искусственного интеллекта становятся основной ценностью в XXI веке.В этой связи изучение данного аспекта современного образования кажется мне чрезвычайно актуальным.
В данном исследовании проблемной областью является внедрение цифровых технологий в систему высшего образования России.
Целью исследования выступает изучение и выявление особенностей и проблем цифровизации высшего образования вообще и в России в частности.
Задачами исследования в соответствии с целью исследования выступают:
1. Описание портрета высшего образования XXI века;
2. Описание процесса цифровизации высшего образования;
3. Выявление особенностей и проблем цифровизации высшего образования и его влияния на высшее образование в России;
4. Формулирование тенденций смягчения рисков в образовательной системе.
В рамках данной работы исследование задач, описанных ранее, предполагает подробное изучение литературы, а также сбор данных при помощи онлайн-опроса. Таким образом, конкретизация поставленных задач заключается в добавлении следующих пунктов:
1. Изучение литературы по изучаемому объекту и характеристика современного образования на ее основе;
2. Проведение онлайн-опроса респондентов по теме исследования;
3. Выдвижение предположений относительно перспектив развитиявысшего образования в России на основе литературного обзора.
Объектом исследования выступают студенты Санкт-Петербургских вузов.
Предметом исследования является изучение влияния проблем и рисков цифровизации образования на отношение студентов к высшему образованию.
В качестве теоретическойосновы настоящей работы выступает«новая социология образования». Основные положения этой теории связаны с описаниемвзаимосвязи образования и окружающей средой. Для данного исследования актуальны следующие положения «новой» социологии образования:
- социальное конструирование учебного процесса;
- влияние способа передачи знания на их доступность;
- влияние инноваций в образовании на роль учителя и ученика.
Данное исследование носит преимущественно описательный характер, поэтому большая часть работы будет основываться на изучении имеющихся материалов и работ других исследователей.
Сбор мнения студентов о проблемных аспектах цифровизации в рамках исследования проводился методом онлайн-опроса. Данный метод позволяет осуществить оперативный сбор данных большого числа респондентов.
...
Целью данной исследовательской работы является изучение современной системы высшего образования и влияния процесса цифровизации на ее организацию, а также отношение студентов Санкт-Петербургских университетов к проблемным аспектам цифровизации высшего образования.
Исходя из этой цели были сформулированы задачи, проведено эмпирическое исследование и выявлены результаты.
Был исследован процесс цифровизации и выявлены его особенности, составлено авторское определение данного процесса. Изучение процесса цифровизации образования способствует не только лучшему пониманию развития сферы современного образования, но и позволяет обратить внимание на существующие социальные проблемы населения.
В быстро изменяющихся условиях современности итурбулентном состоянии общества особенностью системы высшего образования, а также участников процесса образования, является высокая адаптивность к активно внедряющимся нововведениям.
На основе анализа научной литературы была определена большая роль цифровизации в современной системе образования.
Благодаря исследованию было выявленоотношение студентов к процессу цифровизации, а также сильные и слабые стороны данного процесса.
Основные цели высшего образования в глазах молодых людей остаются традиционными, однако цифровизация образования занимает значимое место в видении молодежи, что отражает значимость, которую придают цифровизации в обществе.
На высшее образование в современном мире влияют несколько факторов цифровизации,таких как: финансирование цифровизации, доступность цифровых ресурсов, цифровые навыки участников образовательного процесса. Все эти факторы в совокупности одновременно частично решают и расширяют проблемы высшего образования в России.
Среди всех выделенных проблемных аспектов цифровизации высшего образования студенты Санкт-Петербургских университетов не считают, что к таковым следует относить усиление неравенство и уменьшение роли преподавателя в системе образования.Единицы из опрошенных назвали цифровизацию в целом проблемой высшего образования. Исходя из вышесказанного можносделать вывод, что цифровизация высшего образования трансформирует систему высшего образования, одновременновлияя на восприятие процесса получения высшего образования студентами.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу, основанную на том, что отношение студентов Санкт-Петербургских вузов не зависит от цифровизации высшего образования. В их представлении цифровизация является самостоятельным процессом, порождающим сложности высшего образования, но не меняющим отношение студентов к высшему образованию в целом.
1. Gibbs P. Higher Education as a Market: A problem or solution? Studies in Higher Education. 2001. Т.1. №26. С.85-94. DOI: 10.1080/03075070020030733
2. Аббас Н.Ю., Минченкова О.Ю. Международные стандарты образовательной деятельности и их эволюция // УПИРР – 2019. - №3. - С.51-54.
3. Андриянов Л.А. Цифровизация образования // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - 2019. - С.1-2.
4. Безуглая Т. И. Содержание понятия "образование" / Т. И. Безуглая // Евразийский союз ученых. - 2017. - № 11-2(44). - С. 16-19.
5. Бермус А.Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. №1. С.1-10.
6. Болонский процесс // Википедия. [2024]. Дата обновления: 11.04.2024.
7. Гитинова Д.К. Информатизация среднего профессионального образования как педагогическая проблема. // Матрица научного познания. - 2022. - Nº 4-2. - C.329-341.
8. Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажоян А.С. Цифровизация в образовании // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. - №4-1. - С.105-112.
9. Грызунов, Ю. А.; Закс, И. О. Что такое Болонский процесс? // Общая реаниматология. - 2006. - №3. - С.63-70.
10. Гулая Т.М., Романова С.А. Проблемы адаптации системы российского высшего образования к изменению формата обучения в период пандемии // Современное педагогическое образование. - 2021. - №2.
11. Ерохин А. К. Джон Дьюи о социальной роли образования. // Философия образования. - 2006. - № 1(15). - С. 65-71.
12. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Высшее образование в России: вызовы XXI века // Университетское управление: практика и анализ. 2010. №4. С.6-17.
13. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Становление и развитие зарубежной социологии высшего образования (обзор) // Высшее образование в России. 2020. №11. С.33-50.
14. Землянухина Н.С. Дистанционное высшее образование в России: проблемы и перспективы // Гуманитарный научный журнал. 2018. №1-1. С.10-14.
15. Катаев Д. Новая критическая теория или аналитический эмпиризм? // Социологическое обозрение. - 2020. – Т.19 - №3. - С.421-430.