Только Word
ОГЛАВЛЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------- 2
Актуальность----------------------------------------------------------------------------- 3-5
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»--------------------------------------------------------------------6- 28
1.1 Роль и сущность координационных способностей как физического качества у баскетболистов 15-16 лет----------------------------------------------6-13
1.2 Анатомо-физиологические особенности юношей 15-16 лет и их взаимосвязь с координацией-------------------------------------------------------------------------14-16
1.3 Средства и методы воспитания координационных способностей у обучающихся15-16 лет----------------------------------------------------------------16-26
1.4 Задачи исследования--------------------------------------------------------------27-29
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ--------------- 28 - 32
2.1 Методы исследования---------------------------------------------------- 30 – 31
2.2 Организация исследования-----------------------------------------------31 - 32
ГЛАВА III. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ--------------------32 - 47
3.1 Обоснование и разработка средств и методов повышения уровня развития координационных способностей у баскетболистов 15-16 лет во внеурочной деятельности -------------------------------------------------------------------- 32 - 47
3.2 Оценка эффективности разработки методов и средств повышения уровня развития координационных способностей у баскетболистов 15-16 лет во внеурочной деятельности ---------------------------------------------------------- 47
ВЫВОДЫ------------------------------------------------------------------------------- 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ---------------------------------- 50 - 52
ПРИЛОЖЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------ 52 - 63
Активность. Особая значимость в физической подготовке баскетболистов отводится развитию координационных способностей. Следующие обстоятельства определяют необходимость повышения уровня развития этих способностей у современных баскетболистов.
а) в мировом баскетболе отмечаются тенденции значительного повышения уровня технической оснащенности игроков, применения новых неожиданных приемов, финтов, дальних бросков в кольцо и других тактико-технических действий, которые основываются на тщательной физической подготовке с применением упражнений на развитие координационных способностей;
б) в современном мире увеличивается рост высококвалифицированных баскетболистов. Так, на примере сборных олимпийских команд США и СССР по баскетболу с 1952 по 1996 гг. средний рост баскетболистов увеличился примерно на 14 см и продолжает прогрессировать.
в) координационные способности относятся к спортивно важным качествам баскетболистов, поэтому они включены в содержание специальной физической подготовки игроков, начиная со школьной программы;
г) повышение интенсивности соревновательной, игровой деятельности заставляет тренеров искать новые пути повышения развития координационной способности баскетболистов;
Указанные причины говорят о необходимости разработки новых подходов, средств и методов повышения развития координационных способностей у начинающих баскетболистов. В современном баскетболе растет значение углубленной специальной физической подготовки, поэтому в новых подходах к разработке методик развития координационных способностей баскетболистов следует ориентироваться на специальные координационные способности, к которым относятся, сохранение равновесия, ориентировка в пространстве, «ловкость рук». Огромное значение имеет владение предметом игры – баскетбольным мячом. Одна из методик повышения развития координационных способностей баскетболистов может быть методика, опирающаяся на классические положения, относящиеся к теории «школы мяча» П.Ф. Лесгафта.
Актуальность темы исследования не вызывает сомнений, так как системное развитие и преобразование сферы физической культуры и детско-юношеского спорта в России определяют значимость постоянного поиска новых методик обучения, которые характеризуются значительным расширением подзадач, элементом которых является личность спортсмена. Иными словами - актуальность разработки – пути личностного управления системой подготовки в командно-игровых видах спорта.
Развитие координационных способностей в игровых видах спорта, включая баскетбол, способствует повышению уровня технико-тактической и кондиционной подготовленности игроков: результативности, стабильности и экономичности выполнения двигательных действий в игре. Такие характеристики игры требуют от баскетболистов проявления высокого уровня развития координационных способностей, о чем свидетельствуют исследования Е.Р. Яхонтова.
По мнению Д. Вудена, Ю.И. Портных « Баскетбол, относят к виду сложно-координационных спортивных игр с большим количеством перемещений, физическим контактом в противоборстве с соперником, постоянной сменой игровых действий, возникающих ситуациях». А в нашем исследуемом возрасте это очень важно, так как ребята ищут себя в обществе, хотят раскрыться и в этом им поможет соревновательная среда с многофункциональными действиями игры баскетбол…
1. Цель исследования:изучение развития координационных качеств у баскетболстов старшего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях.
2. Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме: «Средства и методы повышения уровня развития координационных способностей у обучающихся15-16 лет во внеурочной деятельности»
2. Разработать комплекс специальных физических упражнений на развитие координационных способностей во внеурочной деятельности баскетболистов 15-16 лет.
3. Внедрить данные средства и методы повышения уровня развития координационных способностей у юношей 15-16 лет во внеурочной деятельности в практику и проверка их эффективности.
3. Объект исследования: учебный воспитательный процесс по физической культуре во внеурочное время.
4. Предмет исследования: средства и методы развития координационных способностей у обучающихся15-16 лет во внеурочной деятельности.
5.Гипотеза: предполагается, что тщательный анализ разработанных средств и методов повышения уровня развития координационных способностей у обучающихся15-16 лет во внеурочной деятельности максимально повысит уровень координационных способностей; обеспечит прирост в техническом плане и таким образом повысит уровень игрового мастерства с учетом применения специальных упражнений, направленных на специфические формы координационных способностей.
6. Научная новизна: заключается в целенаправленном, систематическом использовании средств баскетбола со старшими школьниками, для
разностороннего влияния на организм занимающихся и целенаправлен-ного развития их координационных качеств
7.Практическая значимость: исследуя данный возраст 15-16 лет у баскетболистов, мы выявим, как индивид растет в развитии координации, какие
подзадачи будут влиять на этот фактор и какими методами лучше пользоваться, чтобы усиливать данные качества. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами физической культуры, тренерами, инструкторами и студентами, изучающими эту проблему, в качестве методички, т.е. материала для более успешного развития координационных способностей баскетболистов.
8. Методы исследования:
1) анализ данных специальной и научно-методической литературы;
2) педагогическое тестирование;
3) педагогический эксперимент;
4) математическая статическая обработка полученных данных.
1. Анализ специальной литературы, по данной теме, позволили конкретизировать понятие «координационные способности в баскетболе». Координационные способности – это умение баскетболиста экономно и разумно управлять движениями своего тела, в совокупности с высоким уровнем развития специфических видов этих способностей, таких как:
- к реагированию,
- к динамическому равновесию,
- к перестроению двигательных действий,
- к изменениям в пространственных,
- временных,
- силовых параметрах движений,
-решении психологически-сложных и неожиданных игровых ситуаций, в условиях высокой активности и противодействий соперников.
2. Учебно-тренировочная работа с юношами может быть успешной лишь в том случае, если тренер хорошо знает возрастные особенности юных баскетболистов и учитывает эти особенности на тренировочных занятиях. В зависимости от возраста баскетболистов подбираются упражнения, различные по величине нагрузки и степени трудности, а также по самому характеру и методам выполнения.
3. Разработаны и экспериментально обоснованы структура, содержание и методическое обеспечение системы физического воспитания, обеспечивающей становление и удовлетворение повышения развития координационных способностей в баскетболе.
4. Но наш взгляд наиболее эффективным будет метод круговой тренировки. В ходе экспериментального исследования в учебно-тренировочном процессе у баскетболистов 15-16 лет во внеурочной деятельности на развитие уровня координации был внедрен комплекс средств круговой тренировки и упражнений на развитие ловкости, скорости, мобильности…
5.По окончанию эксперимента, можно смело говорить, о том, чтоэксперимент удался, и в контрольной и в экспериментальной группе наблюдается прирост результатов, которые характеризуются достоверностью от p?0,1 до p?1,7 - этому свидетельствует результаты табличных данных таблица 3.8 «Результаты статистик». Но прирост показателей экспериментальной группы гораздо выше, чем у контрольной группы.
6. Выдвинутая нами гипотеза – является достоверной. Гипотеза о том, что разработанный комплекс специальных физических упражнений на развитие
координационных способностей во внеурочной деятельности баскетболистов 15-16 лет максимально повысит уровень координационных способностей и обеспечит прирост в техническом плане и, таким образом, повысится уровень игрового мастерства с учетом применения специальных упражнений, направленных на все формы координационных способностей.
Астанин, М.В. Индивидуальные факторы физической подготовленности баскетболистов / Максим Валерьевич Астанин/ Рос.федерация баскетбола (РФБ), г. Москва // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11 (57). - С. 9-13.
2. Баскетбол: учебник для вузов физической культуры / [К.п.н. Костикова Л.В., Портнов Ю.М. и др.]; Под общ. ред. д.п.н., проф,, д.чл. РАО Ю.М. Портнова. - Москва / АО "Астра семь", 2013. - 479 с.
3. Беленко, И.С. Влияние занятий спортом на функциональное состояние нервной и дыхательной систем юных футболистов и баскетболистов 10-15 лет разных соматотипов/автореф. дис. … канд. биол. наук / 03.03.01 / Беленко Ирина Сергеевна; [Адыгейс. гос. ун-т]. - Майкоп, 2010. - 25 с.
4. Бернштейн. Н.А. О ловкости и ее развитии. [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М., 1991. - 287 с.
5. Богданов, М.Ю. Методика организации спортивно ориентированных уроков с использованием средств баскетбола /автореф. дис. … канд. пед. Наук/ 13.00.04 / Богданов Михаил Юрьевич / [Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина]. - Тамбов, 2010. - 22 с.
6. Вавилов, А.Л. Влияние групповой интеграции и индивидуальной подготовленности баскетболистов на эффективность командных действий: диссертация кандидатских педагогических наук/ 13.00.04 /защищена 26.02.09 / Вавилов Алексей Леонидович; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург, 2008. - 134 с.
7. Власов, А.М. Комплексный контроль физической подготовленности и морфофункционального состояния юных баскетболистов 12-15 лет: диссертация кандидатских педагогических наук/ 13.00.04 / Власов Александр Михайлович; Всероссийский научно - исследовательский институт физической культуры и спорта. - Москва, 2004. - 142 с.
8. Д.Р. Вуде. Современный баскетбол, перевод с англ. Е.Р. Яхонтова. - Москва: Физкультура и спорт, 2010. - 256 с.
9. Горбунов, Г.Д. Психология физической культуры и спорта: учебник для студентов вузов. Москва, Академия, 2009 - 254с.
10. Горбунов, Г.Д. Психо-педагогика спорта: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 032100 - Физическая культура. Москва / Советский спорт, 2014. - 326, [1] с. / ил. - Гриф УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта.
11. Губа, В.П. Особенности отбора в баскетболе / В.П. Губа, С.Г. Фомин, C.B.
Чернов. – Москва/ Физкультура и спорт, 2006. - 160 с.
12. Двейрина, О.А. Координационные способности / определение понятия, классификация форм проявления. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - Вып. 1 (35). - С. 35-38.
13. Донской, Д.Д. Теория строения действий. Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 3. - С. 9-12./
14. Елевич, С.Н. Особенности макроциклов в подготовке команд высокой квалификации по баскетболу. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - Вып. 2 (24). - С. 13-20.
15. Управление состоянием соревновательной готовности высококвали-фицированных баскетболистов в процессе многолетней спортивной подготовки: диссертация кафедра педагогических наук - 13.00.04 /защищена 21.05.09 / Елевич Сергей Николаевич; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург, 2009. - 343 с....24