Только Word
Введение 3
Глава I.
Теоретические аспекты педагогического общения 8
1.1
Педагогическое общение в психолого-педагогической науке 8
1.2
Особенности коммуникативной культуры педагога как аспекта педагогического общения 22
Глава II.
Условия реализации профессиональных качеств учителя физической культуры в культуре общения с обучающимися начальной школы 36
2.1
Специфика педагогической культуры общения учителя физической культуры с обучающимися начальной школы 36
2.2
Профессиональные качества учителя физической культуры как необходимое условие коммуникативной культуры 41
2.3
Работа учителя физической культуры с обучающимися начальной школы по организации педагогического общения 52
Актуальность. Данная дипломная работа посвящена вопросу педагогического общения с детьми начальных классов. Актуальность данной проблемы обусловлена постоянным интересом психологов и педагогов (Выготский Л.С., Леонтьев А.А.) к изучению причин неудач педагогического взаимодействия учителя и ученика, а также поиску эффективных способов их преодоления.
Анализируя факторы, препятствующие успешному обучению, английский исследователь Х. Сингх пишет, что основным барьером являются взаимоотношения между учителем и учеником, а лишь затем только непосредственно содержание образования. Исходя из этого, можно сделать вывод, что оказание психологической поддержки ученикам не может реализовываться иначе, чем посредством общения с ними. Это требует пристального внимания ко всем сторонам педагогического общения.
Возросший интерес к проблеме общения обусловлен новым этапом развития науки о человеке. Многие виды человеческой деятельности (будь то деятельность производственная или учебная), в какой форме они ни протекали, реализуются коллективными усилиями людей, опосредуются процессами их общения. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов человеческой деятельности.
Проблема общения – одна из наиболее интенсивно исследуемых в современной педагогике и психологии. В изучение тех или иных сторон общения вовлечены и другие науки. Социология изучает общение с точки зрения социальных ролей говорящих, лингвистика и психолингвистика – со стороны специфики языковых и речевых единиц общения, этнография – со стороны национальной специфики общения. Общение также является объектом исследования в философии, психиатрии и информатике. Сложность достижения единства в понимании того, что такое общение, связана с вездесущностью изучаемого явления.
Жизнь современного человека невозможно представить без общения. Ведь с этим явлением мы сталкиваемся повсеместно: в семье, в рабочем коллективе, в дружеском кругу. Общение отражает образ жизни людей, общение как одну из специфических форм индивидуального бытия человека [16].
Особенностью современного этапа развития образования является приоритет человеческого фактора, усиление внимания к личности школьника. Гуманизация образования – необходимое направление, которое продиктовано временем. Реализация этого направления невозможна без решения проблемы формирования культуры общения у людей [9, 21].
Деятельность педагога всегда строится по законам общения. Вне общения с учениками нет ни воспитания, ни обучения. В условиях современной школы значение общения учителя и ученика в процессе формирования личности значительно возрастает. А особую важную роль в процессе общения между учителем и учеником играет коммуникативный аспект педагогического общения [31].
Таким образом, педагогическое общение выступает как инструмент непосредственного воспитательного воздействия на личность ученика.
Общение с учащимися, особенно младшего школьного возраста – процесс чрезвычайно многоплановый и сложный. Именно в этом возрасте формируются глубокие, в том числе и личностные отношения, которые реализуются в разных сферах человеческой жизни: в семье, в школе, в кружках и секциях и в компаниях сверстников [18, 20].
Одной из главных проблем данного возраста становится поиск возможности полностью реализовать, выразить и, как результат, обрести себя во взаимодействии с другими людьми. Таким образом, мы можем сделать вывод, что общение в школе как с педагогом, так и с коллективом учащихся – это главное условие социализации младшеклассника. Само педагогическое общение выступает и как средство, и как результат успешного процесса социализации....
В нашей работе мы провели анализ научных работ, посвящённых проблеме профессионально-личностных особенностей учителя. На основании проведённого исследования, можно сделать вывод, что на протяжении всего своего развития история запечатлела имена выдающихся педагогических деятелей, обладающих особыми качествами, которые позволяют судить об их высокой коммуникативной культуре.
Также выяснили, что для успешного выполнения работы педагог должен обладать необходимым набором профессиональных и личностных качеств, и владеть основами профессиональной этики и культуры поведения, для достижения чего педагог может изучать научную, методическую литературу, а также может использовать представленную нами теоретическую модель коммуникативных качеств учителя.
Рассмотренная технология изучения коммуникативной культуры учителя, основанная на методе профессионально-педагогической диагностики, включающая компетентностные карты, позволяет говорить о том, что данный метод диагностики коммуникативной культуры учителя адекватно и целостно раскрывает общую картину качеств и характеристик педагога. Также позволяет выявить слабые стороны его деятельности и проработать их.
Проанализировав возможные пути совершенствования коммуникативной культуры учителя, мы выявили основные факторы воздействия на формирование его коммуникативной культуры: высшее учебное заведение, школьный коллектив и администрация школы, система образования в целом, а также сам учитель, стремящийся к развитию своего потенциала и личностному росту, занимающийся саморазвитием и самообучением.
Помимо этого мы представили модель личности современного учителя, наиболее полно отвечающего теоретическому обоснованию проблемы. При сопоставлении фактов из педагогической деятельности учителя с критериями оценки, обозначенными в компетентностых картах, мы увидели, что коммуникативная культура учителя в значительной степени соответствует критериям данной диагностики, тем самым подтвердив научную обоснованность данного метода и возможность применения его в исследованиях, целью которых ставится изучение коммуникативной культуры педагога.
Как обобщающую можно выразить мысль, что мир изменился, общество изменилось, дети изменились, а значит, изменился характер проблем, с которыми учитель сталкивается. И чтобы уметь решать эти проблемы, он должен сам соответствовать требованиям эпохи. Учитель должен быть современен, должен обладать необходимым набором профессионально-личностных качеств. Помимо этого ему, как представителю постиндустриального общества, становятся свойственны многие черты, маркированные временем – высокая мобильность и активность, способность быстро переучиваться и обновлять свои знания и т.д. При этом, несмотря на исторические различия, мы увидели, что общечеловеческие ценности остаются неизменными. И в профессии педагога определяющими профессионально-личностными качествами остаются любовь к детям, вера в своё дело и готовность посвятить ему жизнь. Все остальные немаловажные факторы, качества, навыки, умения и знания – прилагаются.
Мы не претендуем на полноту раскрытия всех особенностей коммуникативной культуры учителя. Наша работа – только попытка сделать это.