Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование предприимчивости у школьников на основе опыта ведущих зарубежных стран

Работа №152286

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования
формирования предприимчивости у школьников в отечественной и зарубежной литературе………………………….………………………………10
1.1. Предприимчивость как объект научно-педагогического
исследования………………………………………………………………….... 10
1.2. Социально-экономические условия формирования предприимчивости у школьников на основе опыта ведущих зарубежных стран……………………………………………..………................................ ...25
1.3. Особенности и организационно-педагогические аспекты специализированных образовательных программ для учащихся, ориентированных на формирование предприимчивости ………………………………………………………………………………...… 34
Выводы по первой главе………………………………………………………..45
ГЛАВА 2 Организационно-педагогические механизмы
формирования предприимчивости у учащихся в Великобритании и США ……………………………………………………………………………............46
2.1. Структурно-функциональная модель формирования
предприимчивости у учащихся в развитых странах…………………………46
2.2. Анализ эффективности формирования предприимчивости у школьников на основе опыта ведущих зарубежных стран............................. .65
2.3. Особенности приобщения учащихся к предпринимательским ценностям в западном социуме……………………………………….….73
Выводы по второй главе…………………………………………………….….89
Заключение ..........................................................................................................99
Список используемых источников ..................................................................97
Приложения ................................................................................................ …...106

Актуальность исследования.
Развитие современного общества требует существенных изменений в содержании образования и в подходах подготовки школьников. В ХХI веке основной задачей школы является формирование нового поколения экономически грамотных, конкурентоспособных людей и предпринимателей на отечественном и зарубежном рынке; способных развивать рыночные конкурентные отношения в стране. Следует согласиться с тем, что в последнее время модель предпринимателя и бизнесмена становится достаточно привлекательной среди школьной молодежи. Тем не менее, усилия, предпринимаемые правительством и общеобразовательными школами по обучению молодежи экономической и финансовой грамотности, качества развития предприимчивости в России носят в основном знаниевый характер. Дух предпринимательства остается позади и не доходит до школьников, не стимулирует их к этой деятельности.
Поэтому обращение к опыту ведущих зарубежных стран, где практическая работа по формированию предприимчивости у школьников ведется многие десятилетия, является полезной для осмысления и проектирования процесса формирования в России в современной социально-экономической ситуации в нашей стране, где школьник признается реальной социальной группой населения с присущими ей экономическими, социально-политическими и духовными интересами.
В трудах зарубежных и отечественных, поддерживающих концепции по развитию молодежной политики, в современных условиях рыночной экономики, предприимчивость должна быть развита у каждого выпускника школы.
Степень изученности проблемы. Проблемы предпринимательской подготовки учащихся в России нашли свое отражение в трудах Т.П. Афанасьева, Т.П.Грасс, Т.М. Матвеевой, А.И. Парамонова, М.Н. Руткевича, И.М. Саяповой и др.; развитие деловых, нравственных качеств личности и познавательно-творческой активности учащихся в экономической подготовке (А.Ф. Аменд, В,И. Андреев, И.И. Зарецкая, В.А. Любкина, Б.А. Райзберг и др.); содержание, организацию и методику непрерывного экономического образования и воспитания обучающихся.
В отечественной психолого-педагогической науке накоплен опреде­ленный круг идей, положений, подходов по проблеме предпринимательской подготовки учащихся, включающий: структуру деятельности и личности будущего предпринимателя, критерии его готовности (Т.П. Афанасьев, Т.М. Матвеева, А.И. Парамонов, М.Н. Руткевич, И.М. Саяпова и др.); развитие деловых, нравственных качеств личности и познавательно-творческой активности учащихся в экономической подготовке (А.Ф. Аменд, В,И. Андреев, И.И. Зарецкая, В.А. Любкина, Б.А. Райзберг и др.); содержание, организацию и методику непрерывного экономического образования и воспитания учащихся (П.Р. Атутов, К.Н. Катханов, СЯ. Батышев, А.Ф. Крючков, В.К. Розов, И.А. Сасова и др.); формирование экономической культуры, этики и духовно-нравственных качеств (А. Архипов, Б. Вульфсон, В.Ермаков, М. Корягина, Е. Шапкина, и др.).
Существенную ценность для исследования процесса социализации и экономической социализации, формирования предприимчивости и культуры предпринимательства представляют отечественные и зарубежные концепции предпринимательства подрастающих поколений, осмысленные в работах (Т.П. Грасс, А.В. Мудрика, В.И. Петрищева, В.Б. Орлова Н.В. Чигиринской, Ю.А. Жадаева Л.М. Фуксон, М.Б. Павлова, О.В. Катковой, АЛ. Журавлёв, Н.Н. Михайлова, В.П. Позняков, А.С. Прутченков, С.К. Рощин, М.Н. Умутбаев, и др.);
Современная социологическая, экономическая и психолого-педагогическая литература по проблеме предпринимательства молодежи в Германии и Испании довольно обширна.
Существенный опыт в области экономической культуры, культуры корпоративного менеджмента, культуры управления и администрирования, маркетинга и их влияния на результаты экономической деятельности представлен в зарубежных исследованиях (М. Вудкок, П. Друкер, В. Зомбарт, Б. Карлофф, Ф. Котлер, М. Мескон, М. Питере, А. Файоль, Д. Френ­сис, Ф. Хайек, Р. Хизрач и др.).
Исследованию предпринимательства посвятили свои труды, ориентированные в большей степени на проработку концептуальных основ в области теории предпринимательства, многие авторы: Р. Кантильон, Ж.-Б. Сэй, И. Шумпетер, Ф.А. Хайек, И. Кирцнер, В. Парето, П. Самуэльсон, П. Друкер. Научные труды Р. Хизрича, М Питерса, М. Хаммера, Дж. Чампи, А. Хоскиига, Р. Рюттингера посвящены оценке роли предпринимательства в экономике....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В диссертации представлены теоретико-методологические подходы к формированию предприимчивости школьников в образовательном процессе, реализуемые в рамках обязательных школьных предметов и элективных специализированных предпринимательских программ в Великобритании и США. Согласно цели и задачам исследования, заключающимся в изучении процесса формирования предприимчивости у школьников в Германии и Испании и выявления его характерных черт и тенденций, был решен ряд общих и частных задач.
1. На основе анализа теоретической литературы конкретизированы сущность и содержание понятия «предприимчивость». Сущность предприимчивости раскрывается в потребности и способности индивида достигать успеха в значимой для него области на основе определения возможностей, оценки рисков, принятия неординарных решений, что позволяет ему моделировать наиболее выгодное развитие событий, эффективно использовать материальные и нематериальные ресурсы для достижения результата. Предприимчивость представляет собой сложное интегральное образование, для определения которого необходим структурный подход, раскрывающий сущностные характеристики через мотивационно-ценностной, когнитивный и поведенческий компоненты, каждый их которых содержит межкультурный аспект.
Мотивационно-ценностный компонент предприимчивости отражает интерес школьника-мигранта к предпринимательской деятельности и его потребность участвовать в предпринимательских проектах, характеризует особенности его мировоззрения, ориентированного на предпринимательские ценности, что порождает стремление школьника реализовать свой творческий потенциал и проявить упорство в достижении поставленных целей.
Когнитивный компонент предприимчивости характеризует развитые аналитические способности школьника-мигранта, а также владение приемами работы с информацией и способами принятия решений, которые основываются как на рациональном, так и на интуитивном началах.
Данные умения обеспечивают наиболее эффективый поиск возможностей и оценку рисков, осуществелние планирования и адаптацию стратегии достижения целей и задач к изменяющимся условиям. Знания, входящие в когнитивный компонент, теоретические и практико-ориентированные, характеризуются системностью и постоянным развитием, являются своего рода предпринимательской грамотностью, которая должна развиваться на протяжении всей жизни.
Поведенческий компонент предприимчивости предполагает, что школьник-мигрант способен выбрать оптимальную стратегию для осуществления краткосрочных, среднесрочных и дальнесрочных целей своего личного и профессионального развития, а также обладает межличностными и специальными компетенциями, обеспечивающими эффективное социальное и деловое взаимодействие, необходимое для реализации проектов различного уровня.
Межкультурный аспект предприимчивости – умение школьника-мигранта интегрировать элементы общей и предпринимательской культуры принимающего общества, сохраняя хорошее знание и позитивное отношение к своей первичной культуре. Способность к адаптации влияет на развитие трех вышеперечисленных компонентов предприимчивости, обеспечивая успешную экономическую социализацию школьника-мигранта. В соответствии с компетентностным подходом выявленные компоненты предприимчивости могут быть представлены в виде компетенций, что позволяет определять оптимальную последовательность формирования предприимчивости, содержание образовательных программ на каждом этапе формирования предприимчивости и методы, наиболее полно соответствующие задачам обучения предприимчивости....


1. Александров, Д.А. Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга. / Д.А. Александров, В.В. Баранова, В.А. Иванюшина. – СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2017. – 100 с.
2. Александрова, С.А. Формирование элементов предпринимательской культуры школьников в образовательной области «Технология»: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / С.А. Александрова. – М., 2007. – 258 с.
3. Агеев, А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры / А.И. Агеев – М.: Наука, 1991. – 106 с.
4. Акулич, Е.М. Бизнес-образование школьников как фактор интеграции молодежи в социум: дис. … канд. пед. нау: 13.00.01 / Е.М. Акулич. – Тюмень, 2011. – 195 с.
5. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. – М., 1980. – Т. 2. – С. 256–258.
6. Асадулина, И.Ш. Национально-региональный компонент в системе этнокультурного воспитания студентов / И.Г. Асадулина, А.Ю Ахлестина // Мир образования – образование в мире. – 2007. –№ 2 (26) – С. 88–94.
7. Асмолов, А.Г. Школа неопределённости / А.Г. Асмолов // Московский клуб. – 1993.– № 3. – С. 48–57.
8. Байденко, В.И. Образовательный стандарт: теоретические и концептуальные основы (Опыт системного исследования): дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / В.И. Байденко.– Москва, 1999. – 333 с.
9. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособ. / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2016. – 72 с.
10. Бандура, А. Принципы социального научения / А. Бандура, Р. Уолтерс // Современная зарубежная социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 156 с.
11. Барыжикова, Е.В. Организационно-педагогические условия обеспечения теоретического и практического компонентов обучения основам предпринимательства: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Барыжикова – М., 2014. – 192 с.
12. Батрашев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учебн. пособ. для студ. высш. учебн. завед. / А.В. Батрашев. – М.: « Академия», 2017. – С. 192.
13. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М., 2001. – С. 123–125.
14. Беляева, Л.А. Педагогические условия познавательной активности в детских объединениях: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/ Л.А. Беляева. – Томск, 2014. – 222 с.
15. Беляева, Т.Б. Компетентность в общении как фактор эффективной деятельности менеджера / Т.Б. Беляева, Т.Л. Каминская, И.А. Ратковская. – Великий Новгород: НФ СЗАГС, 2017. – 235 с....90


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ