Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ПО БАСКЕТБОЛУ 6
1.1. Общая характеристика координационных способностей 6
1.2. Классификация координационных способностей 8
1.3. Возрастная динамика естественного развития координационных способностей у детей школьного возраста 15
1.4. Средства и методы развития координационных способностей 18
1.5. Критерии и методы оценки координационных способностей 26
II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 35
III. ОБОСНОВАНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 38
3.1. Средства и методы для развития координационных способностей у юных баскетболистов. 38
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 42
ВЫВОДЫ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Современный баскетбол – это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей и скоростно-силовых качеств. За все время существования баскетбола, характер игры переживал существенные изменения. Новый характер игры предъявляет очень высокие требования к общей, специальной подготовке игрока. Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее развитие баскетболиста и создает предпосылки для наиболее эффективного проявления специальных физических качеств. Специальная физическая подготовка играет ведущую роль в формировании двигательных способностей баскетболиста и находится в прямой зависимости от особенностей техники, тактики игры, показателей соревновательной нагрузки и психологической напряженности [3].
Невысокий уровень физической подготовленности баскетболиста лимитирует его способности при овладении технико-тактическим арсеналом и совершенствования его. Например, баскетболист, у которого недостаточно развита прыгучесть, не может овладеть современной техникой броска в прыжке и участвовать в борьбе за мяч у щита. Команда, игроки которой медлительны, не может эффективно применять быстрый прорыв, прессинг и т.д.
Поскольку проявление отдельных двигательных качеств очень разнообразно, то и совершенствование каждого физического качества требует дифференцированной методики. Так, в процессе совершенствования скоростных способностей баскетболистов возникает проблема быстрого реагирования на неожиданные действия соперников, проявления высоких скоростных возможностей при выполнении отдельных технических приемов игры, быстроты ориентации, принятия решений, выполнения различных передвижений, атакующих и защитных действий, сложных групповых взаимодействий с партнерами в условиях острого дефицита времени. В процессе развития различных физических качеств, следует также учитывать, что спортсмен должен проявлять силу, быстроту, гибкость и выносливость в сочетании с координацией и точностью движений в условиях различного состояния организма [15].
Важной особенностью современного баскетбола является то, что смена приемов и действий происходит в зависимости от ситуаций. Одновременно с быстрой ориентацией и решением тактических задач, с умением сочетать максимальную скорость передвижения с высокой скоростью и точностью выполнения приемов, а также с быстротой и точностью смены выполнения одних приемов другими в соответствии с игровой обстановкой, спортсмен проявляет высокие координационные способности, т.е. – ловкость движений [3].
Ловкость – сложное качество. Настолько сложное, что одни теоретики считают, будто его вообще не существует. Другие относят ловкость к сфере управления деятельностью, но не идентифицируют как качество двигательное. Третьи определяют ловкость как сумму координационных способностей, предопределенных центрально-нервными механизмами. Четвертые расценивают ее как способность обучаться. Причем каждый вроде бы приводит свои аргументы (хотя далеко не все используют их корректно) [25].
Позднее, наряду с термином “ловкость” стали применять термин “координационные способности”.
Так, по мнению Е. П. Ильина , под ловкостью следует понимать совокупность координационных способностей, одной из которых является быстрота овладения новыми движениями, другой – быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации [34].
Ловкость и координация движений имеют существенное значение в становлении двигательных навыков, в развитии физических качеств, они играют большую роль и в спортивной, и в производственной деятельности человека, в его повседневной жизни [38]. И для баскетболистов ловкость является чуть ли не самым главным качеством.
Целью исследование дипломной работы явилось разработка и экспериментальное обоснование эффективности средств и методов развития координационных способностей у юных баскетболистов во внеурочной деятельности.
.Для достижения этой цели было необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию координационных способностей у юных баскетболистов.
2. Подобрать средства и методы для развития координационных способностей у юных баскетболистов.
3. Оценить эффективность средств и методов, применяемых для развития координационных способностей у юных баскетболистов....
В результате проведении педагогического исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Установили, что:
а) координационные способности представляют собой совокупность морфофункциональных свойств организма человека, определяющих его возможности эффективно решать двигательные задачи, а также умение адекватно перестраивать двигательную деятельность при изменяющихся ситуациях;
б) выделяют специальные и специфические координационные способности;
в) возрастной период с 6-7 до 10-12 лет является наиболее благоприятным для развития координационных способностей с помощью специально организованной двигательной активности.
г) к числу средств развития координационных способностей относятся физические упражнения, которые связаны с преодолением трудностей по координации движений.
Методы развития координационных способностей: метод строго-регламентированного упражнения, стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения, игровой и соревновательный метод.
2. Подобраны средства и методы для развития координационных способностей юных баскетболистов. Составлены и применены на учебно-тренировочных занятиях в экспериментальной группе комплексы упражнений для развития координационных способностей у баскетболистов 11-12 лет. Комплексы были составлены из упражнений с динамическим характером, и возможностью их варьирования одним или несколькими способами.
На учебно-тренировочных занятиях в экспериментальной группе использовались следующие методы для развития координационных способностей: метод строго-регламентированного варьирования, вариативного упражнения, игровой и соревновательный.
3. Установлено, что подобранные нами средства и методы для развития координационных способностей во время проведения учебно-тренировочного процесса у баскетболистов 11-12 лет, являются эффективными. Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп показывает, что применение средств и методов для развития координационных способностей в экспериментальной группе дало положительные результаты. Сравнение результатов тестов, оценивающих координационные способности, показало статистически значимое улучшение результатов в экспериментальной группе к концу эксперимента. Произошел прирост показателей уровня развития координационных способностей: в челночном беге на 12,68 %; в тесте «Три кувырка вперед» – на 15,71 %; в ведении мяча рукой в беге с изменением направления движения – на 26,07 %. В контрольной группе тоже произошло улучшение абсолютных показателей результатов тестов, но значительно меньшее, чем в экспериментальной.
Результаты тестирования выявили, что в упражнениях на координационные способности, показатели у баскетболисток экспериментальной группы оказались выше, чем у баскетболисток контрольной группы. Хотя на исходном этапе не было обнаружено статистически значимой разницы показателей контрольных тестов.
Гипотеза, выдвинутая нами в исследовании, подтвердилась.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт,1978. – 223с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 235 с.
3. Баскетбол: Учебник для вузов физ. культуры/ Под общ. Ред. Ю.М.Портнова. – М.,1997. – 200с.
4. Бальсевич В.К. Онтокинезия человека. - М.: Теория и практика физической культуры. – 2000. – 275с.
5. Булкин В.А. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности // Теория и практика физической культуры. – 1997. – №6. – С. 44-46.
6. Ворсина Е. Н. Физическое воспитание. – М.: Асар, 1995. – 365 с.
7. Гомельский А.Я. Библия баскетбола 1000 баскетбольных упражнений. – М.: Имидж, 1994. – 215 с.
8. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. – М., 1997 – 156с.
9. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. – М.: Фаир-Пресс, 2002. – 398с.
10. Григорьев О.А. Для развития координационных способностей. // Физическая культура в школе. – 2001. – № 6. – С. 46 – 48.
11. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М.: – Физкультура и спорт, 1988 . – 186 с.
12. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 145с.
13. Кераминас С. Подготовка юных баскетболистов / С. Кераминас,
Т. Зельдович. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – С.18-20.
14. Кожевникова З.Я. Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста специальные упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 94 с.
15. Колос В.М. Баскетбол: теория, практика. – Минск, 1988. – 241с....43