Только Word
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В ШКОЛЕ ………………………………………………………………..9
1.1. Мотивы и потребности учащихся в занятиях
физической культурой …………………………………………..9
1.2. Влияние уроков физкультуры на уровень
физической подготовленности учащихся ……………………13
1.3. Программирование уроков физической культуры ……16
1.4. Организация и проведение уроков физкультуры
игровой направленности ……………………………………….20
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ….. 25
2.1. Методы исследований …………………………………….25
2.1.1. Анализ научно-методической литературы……..25
2.1.2. Анкетирование ……………………………………26
2.1.3. Педагогические наблюдения и эксперимент ……26
2.1.4. Педагогическое тестирование ……………………27
2.1.5. Математическая статистика ………………………29
2.2. Организация исследований ……………………………….31
2.2.1. Проведение исследований ………………………..31
2.2.2. Характеристика испытуемых …………………… 32
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИГРОВОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ В 6-7 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ……..33
3.1. Годичное планирование и технология
проведения уроков ……………………………………………..34
3.2. Годичные изменения показателей физической
подготовленности школьников 6-7 классов
занимающихся физической культурой по обычной и
экспериментальной программам ………………………………..43
3.3. Характер воздействия уроков физической культуры
на уровень физической подготовленности и показатели
учебной деятельности учащихся 6-7 классов ………………….50
ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…56
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………….60
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………….62
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………..70
Актуальность. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья различных слоев населения и особенно учащейся молодежи.(37).
Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у школьников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни. Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей,тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего – излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать пожелания учащихся их интересы, а также возможности школы (17, 36). Усилившаяся в начале 2000-х годов необходимость в создании альтернативных форм организации и проведения уроков физической культуры, привело к появлению эффективных вариантов программ физического воспитания школьников (13,50,51,52,57).
Однако, существующие программы не позволяют в полной мере учитывать региональные условия, национальные традиции, особенности работы отдельной школы, запросы конкретного учителя и ребенка, поэтому, продолжающиеся исследования, направленные на преобразование школьной физической культуры, связаны прежде всего с повышением творческой инициативы учителя, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности содержания уроков, учитывающих условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием опережающего и развивающего обучения и т.д. (18).
В многообразии средств физического воспитания школьников, особое место, в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности, занимают подвижные и спортивные игры (50,51).
Учитывая особенности организации физического воспитания и большую популярность волейбола у школьников, нами была предложена экспериментально обоснованная идея его эффективного использования на уроках физической культуры в 6-7 классах.
Игра в волейбол по своей эмоциональной окраске и двигательной структуре доступна школьникам любого возраста, и позволяет решать основные задачи программы физического воспитания, так как не только обеспечивает развитие специальных навыков и двигательных качеств, но и закладывает фундамент общей физической подготовленности. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, к сотрудничеству и взаимопомощи.
Объект исследования – педагогические технологии, построения годичных планов уроков физической культуры, игровой направленности в 6-7 классах средней школы....
. При организации и проведении уроков физической культуры игровой направленности необходимо учитывать возрастные особенности, мотивы и потребности учащихся в двигательной активности
а) игровым видом двигательной активности в некоторых классах отдают предпочтение более 40 процентов учащихся, гимнастике 10 процентов, легкой атлетике 15-20 процентов, другим видам деятельности 25-30 процентов.
б) в 6-7 классах волейбол среди спортивных игр находится у девочек на первом месте, а у мальчиков на втором месте, после футбола.
в) возраст 12-13 лет можно считать рубежом, после которого усиливаются негативные процессы, связанные со снижением двигательной активности школьников и для них особенно необходимы программы занятий, позволяющие повысить интерес к урокам физической культуры, эффективно противостоять гиподинамии.
2. Предлагаемые организационно-педагогические аспекты проведения уроков физкультуры игровой направленности, связанные с изменением состава тренировочных средств, устранением методических несогласованностей в распределении учебного материала, особенностями построения частей урока, позволяют осуществлять эффективное обучение учащихся волейболу.
3. Разработанная и экспериментально проверенная педагогическая технология проведения уроков физкультуры игровой направленности , в 6-7 классах средней школы позволяет раскрыть неиспользованные резервы урочной формы обучения, повысить эффективность школьной физической культуры, обеспечивает устойчивый интерес учащихся к занятиям, повышение уровня их физической подготовленности, а также повышение качества сдачи контрольных нормативов по сравнению с традиционной программой.
1. Ахмеров Э.К. Волейбол для начинающих, - Мн: Полыня, 1985.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов, преподавателей институтов физической культуры. М.; Физкультура и спорт, 1978. – 233с., ил.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.; Просвещение, 1982. -195с.
4. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996,№1.- с.23 – 25.
5. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. – 1990. - №1. с. 22-26.
6. Белинович В.В. Обязательное условие: О методической последовательности в распределении учебного материала // Физическая культура в школе. – 1967. –№2. – с. 4-7.
7. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол, учебник для институтов физической культуры. М6ФиС,2006.
8. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. М.; ФиС, 2007.
9. Берещук Г.В., Слупский Л.Н. Предпочтение отдали волейболу // Физическая культура в школе. – 1989 - №8. – с. 17-19.
10. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.; Физкультура и спорт, 1985 – 192с.
11. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. – М: ФиС, 1987.-208с.
12. Богословский В.П. В новом учебном году – по новой программе // Физическая культура в школе. – 1983, №7. – с.7-11.
13. Большенков В.Г. Для сельских начальных малокомплектных школ // Физическая культура в школе. – 1993. - №3. – с.8-11.
14. Виноградов П.А., Окуньков Ю.В., Лащинский В.Н.. Отношение старшеклассников школ нового типа к физической культуре // Теория и практика физической культуры. – 1994. - №7. – с. 22-25.
15. Возможное направление работы. Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура в школе. – 1991, №6. – с. 3-8....67