Только Word
Введение 3
Глава 1. Изучение литературы по формированию у младших школьников знаний о здоровом образе жизни
1.1. Раскрытие понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 7
1.2. Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника.11
1.3. Повышение уровня знаний о ЗОЖ как способ формирования представлений о ЗОЖ у младших школьников 27
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования здорового образа жизни у младших школьников
2.1. Выявление уровня сформированности представлений о ЗОЖ у младших школьников 37
2.2. Проведение программы по повышению уровня знаний о ЗОЖ у младших школьников 39
2.3. Проверка уровня представлений о ЗОЖ у младших школьников после проведения экспериментальной работы 43
Выводы по главе 2 45
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложения 52
Актуальность исследования. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный [3], Брехман И.И. [7;8], Л.Г. Татарникова [32; 33] и др.) говорят о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. После проведения анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте — нарушение осанки, на третьем месте — наличие хронических заболеваний, и совсем немногие признаны практически здоровыми. Эта ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
Вопросы формирования здоровой личности ребенка интересовали ученых всегда (см. труды И.И. Брехмана [7;8], Л.С. Выготского [12], Г.К. Зайцева [14;15], П.Ф. Лесгафта [25; 26], Н.И. Пирогова [30], В.А. Сухомлинского [ 31], Л.Г. Татарниковой [ 32; 33], К.Д. Ушинского [34] и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х — начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в разработку и реализацию программ, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.
С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе [17], гигиену обучения и воспитания школьников [23], факторы риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе [28], школьную валеологическую работу [14;15;21; 22].
По результатам изучения литературы можно предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них правильных представлений о здоровом образе жизни. Представления, в свою очередь, помимо правильного воспитания и обучения, в большой степени зависят от обладания нужными знаниями. Таким образом, повышая уровень знаний школьников о здоровом образе жизни, мы можем добиться формирования их представлений о нем, что в перспективе окажется крайне важным для улучшения здоровья детей....
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно большое значение для всего человечества. Здоровье — это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, часто же им попросту пренебрегают. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только тогда можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.
В рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий для повышения уровня знаний о здоровом образе жизни педагоги могут использовать следующие формы учебной и внеклассной работы: лекции, беседы, работа с книгой, утренники, игры, соревнования, уроки и праздники здоровья.
Все эти мероприятия способствуют формированию у ребенка представлений о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
В перспективе можно проследить за дальнейшим развитием представлений о здоровом образе жизни участвовавших в эксперименте детей, а также дополнить программу, ориентированную на образовательный подход, воспитательной и обучающей работой для получения более эффективного комплекса мер по развитию представлений о ЗОЖ детей младшего школьного возраста.
1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. — М.: Изд-во РУДН, 1998. — 27 с.
2. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. — Новосибирск, 1996. — 197 с.
3. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. /Н.М. Амосов. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 191 с.
4. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. — М.: АСТ, 2003. — 128 с.
5. Базарный В.Ф. Программа экспресс–диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. — Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. — 70 с.
6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: МГУ, 1982. -
7. Брехман И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье / И.И. Брехман. — Л.: Наука, 1987. — 123с.
8. Брехман, И.И. Валеология — наука о здоровье / И.И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 212 с.
9. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. — 2003. — № 2.-С.65-66.
10. Венедиктов, Д.Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. — 1979. — № 7. — С. 102–113.
11. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни /М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры.-1994.– 9.-С. 9-12.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. — 382 с.
13. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. — 2002. — № 5.-С.88-91. — (Здоровье и образование).
14. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. — СПб.: Акцидент, 1994. — 78 с.
15. Зайцев Г.К. Школьнаявалеология / Г.К. Зайцев. — СПб.: Акцидент, 1998. — 159 с.....38