Повышение уровня знаний как способ формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
|
Только Word
Введение 3
Глава 1. Изучение литературы по формированию у младших школьников знаний о здоровом образе жизни
1.1. Раскрытие понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 7
1.2. Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника.11
1.3. Повышение уровня знаний о ЗОЖ как способ формирования представлений о ЗОЖ у младших школьников 27
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования здорового образа жизни у младших школьников
2.1. Выявление уровня сформированности представлений о ЗОЖ у младших школьников 37
2.2. Проведение программы по повышению уровня знаний о ЗОЖ у младших школьников 39
2.3. Проверка уровня представлений о ЗОЖ у младших школьников после проведения экспериментальной работы 43
Выводы по главе 2 45
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложения 52
Введение 3
Глава 1. Изучение литературы по формированию у младших школьников знаний о здоровом образе жизни
1.1. Раскрытие понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 7
1.2. Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника.11
1.3. Повышение уровня знаний о ЗОЖ как способ формирования представлений о ЗОЖ у младших школьников 27
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования здорового образа жизни у младших школьников
2.1. Выявление уровня сформированности представлений о ЗОЖ у младших школьников 37
2.2. Проведение программы по повышению уровня знаний о ЗОЖ у младших школьников 39
2.3. Проверка уровня представлений о ЗОЖ у младших школьников после проведения экспериментальной работы 43
Выводы по главе 2 45
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложения 52
Актуальность исследования. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный [3], Брехман И.И. [7;8], Л.Г. Татарникова [32; 33] и др.) говорят о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. После проведения анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте — нарушение осанки, на третьем месте — наличие хронических заболеваний, и совсем немногие признаны практически здоровыми. Эта ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
Вопросы формирования здоровой личности ребенка интересовали ученых всегда (см. труды И.И. Брехмана [7;8], Л.С. Выготского [12], Г.К. Зайцева [14;15], П.Ф. Лесгафта [25; 26], Н.И. Пирогова [30], В.А. Сухомлинского [ 31], Л.Г. Татарниковой [ 32; 33], К.Д. Ушинского [34] и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х — начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в разработку и реализацию программ, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.
С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе [17], гигиену обучения и воспитания школьников [23], факторы риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе [28], школьную валеологическую работу [14;15;21; 22].
По результатам изучения литературы можно предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них правильных представлений о здоровом образе жизни. Представления, в свою очередь, помимо правильного воспитания и обучения, в большой степени зависят от обладания нужными знаниями. Таким образом, повышая уровень знаний школьников о здоровом образе жизни, мы можем добиться формирования их представлений о нем, что в перспективе окажется крайне важным для улучшения здоровья детей....
Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный [3], Брехман И.И. [7;8], Л.Г. Татарникова [32; 33] и др.) говорят о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. После проведения анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте — нарушение осанки, на третьем месте — наличие хронических заболеваний, и совсем немногие признаны практически здоровыми. Эта ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
Вопросы формирования здоровой личности ребенка интересовали ученых всегда (см. труды И.И. Брехмана [7;8], Л.С. Выготского [12], Г.К. Зайцева [14;15], П.Ф. Лесгафта [25; 26], Н.И. Пирогова [30], В.А. Сухомлинского [ 31], Л.Г. Татарниковой [ 32; 33], К.Д. Ушинского [34] и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х — начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в разработку и реализацию программ, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.
С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе [17], гигиену обучения и воспитания школьников [23], факторы риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе [28], школьную валеологическую работу [14;15;21; 22].
По результатам изучения литературы можно предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них правильных представлений о здоровом образе жизни. Представления, в свою очередь, помимо правильного воспитания и обучения, в большой степени зависят от обладания нужными знаниями. Таким образом, повышая уровень знаний школьников о здоровом образе жизни, мы можем добиться формирования их представлений о нем, что в перспективе окажется крайне важным для улучшения здоровья детей....
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно большое значение для всего человечества. Здоровье — это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, часто же им попросту пренебрегают. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только тогда можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.
В рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий для повышения уровня знаний о здоровом образе жизни педагоги могут использовать следующие формы учебной и внеклассной работы: лекции, беседы, работа с книгой, утренники, игры, соревнования, уроки и праздники здоровья.
Все эти мероприятия способствуют формированию у ребенка представлений о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
В перспективе можно проследить за дальнейшим развитием представлений о здоровом образе жизни участвовавших в эксперименте детей, а также дополнить программу, ориентированную на образовательный подход, воспитательной и обучающей работой для получения более эффективного комплекса мер по развитию представлений о ЗОЖ детей младшего школьного возраста.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, часто же им попросту пренебрегают. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только тогда можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.
В рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий для повышения уровня знаний о здоровом образе жизни педагоги могут использовать следующие формы учебной и внеклассной работы: лекции, беседы, работа с книгой, утренники, игры, соревнования, уроки и праздники здоровья.
Все эти мероприятия способствуют формированию у ребенка представлений о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
В перспективе можно проследить за дальнейшим развитием представлений о здоровом образе жизни участвовавших в эксперименте детей, а также дополнить программу, ориентированную на образовательный подход, воспитательной и обучающей работой для получения более эффективного комплекса мер по развитию представлений о ЗОЖ детей младшего школьного возраста.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Повышение уровня знаний как способ формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2015 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2016 - Формирование понятия здорового образа жизни у младших
школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Адаптивная физическая культура в формировании здорового образа жизни у детей с нарушением слуха в условиях коррекционного учреждения
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021





