Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Работа №114606

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
1.1. Формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни как педагогическая проблема 9
1.2. Представления о здоровом образе жизни: понятие, содержание, особенности 15
1.3. Теоретическое обоснование условий формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни 23
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
2.1. Цель, задачи и организация опытно-экспериментальной работы 33
2.2. Реализация педагогических условий формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни 41
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 50
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Актуальность исследования обусловлена практической и теоретической значимостью проблематики формирования здорового образа жизни школьников. Здоровье детей во все времена является предметом заботы и обсуждения первостепенной важности. Именно здоровье подрастающего поколения является основным приоритетом социальной и экономической политики, определяя будущее страны, её демографические показатели, научно-экономический потенциал и дальнейшее развитие общества в целом. Здоровье и здоровый образ жизни является фактором, определяющим качество жизни конкретного человека, становится условием его успешной социализации, продуктивной жизнедеятельности, самореализации и самосовершенствования.
Результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ [34] обнаруживают актуальность проблемы ухудшения состояния здоровья детей школьного возраста. Отмечается, что по сравнению с началом 1990-х годов состояние здоровья учащихся ухудшилось в 2,4-2,7 раза, а хронические болезни стали встречаться у них чаще на 40-70%. Самые распространённые отклонения: нарушения сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, органов дыхания, нервной системы и психической сферы, а также расстройства зрения. Наиболее часто встречающиеся хронические заболевания: язвенная болезнь, гастродуоденит, сколиоз, близорукость средней и высокой степени.
Проблема ухудшения состояния здоровья школьников имеет и медицинский, и педагогический аспект. Вместе с тем, формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни объявлено одним из приоритетных направлений современной политики в сфере образования [46, 47].
Государство и общество внимательно относится к проблеме здоровья подрастающего поколения, о чём свидетельствует ряд документов: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, а также ряд Федеральных законов и Указов Президента РФ.
Основной причиной снижения здоровья является отсутствие у значительной части детей и подростков культуры здорового образа жизни. При этом важным этапом в формировании культуры здорового образа жизни является младший школьный возраст. Знания о здоровье и здоровом образе жизни, заложенные на начальной ступени обучения, усваиваясь на подсознательном уровне, становятся основой для формирования умений и навыков здорового образа жизни, превращаясь в привычку, а в последствии и основу всей жизнедеятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы можно предположить, что одним из возможных вариантов решения рассматриваемой проблемы может стать формирование представлений о здоровом образе жизни.
Учебный предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения младшие школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Данный предмет обладает огромными возможностями для развития у младших школьников представлений о здоровом образе жизни. Программа дисциплины даёт возможность донести эти знания до учащихся младшей школы [23].
Изучение педагогического наследия прошлого и современных научных трудов, показало, что вопросы формирования здоровой личности ребёнка рассматривались в трудах И. И. Брехмана, Л. С. Выготского, Г. К. Зайцева, П. Ф. Лесгафта, Н. И. Пирогова, В.А .Сухомлинского, Л.Г. Татарниковой, К.Д. Ушинского и др. На протяжении последних десятилетий проблема формирования здорового образа жизни является объектом изучения многих исследователей (Л.М Амосов, А.И. Антонов, Е.Б. Бреева, Н.Г. Быкова, Г.А. Бутко. И.В. Журавлева, Л.Г. Касьянова, Ю.П. Лисицын, М.В. Меличева В.М., Нилов, В.П. Петленко. А.А. Покровский, ЕЛ. Семенова, С.М. Степанова и др.). Однако, вопрос формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни при изучении учебного предмета «Окружающий мир» изучен не в полной мере. При этом, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования указывает «формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни...» как результат освоения основной образовательной программы выпускника начальной школы [54, с. 28].
Обозначенная актуальность настоящего исследования позволяет сформулировать проблему: каковы педагогические условия, способствующие результативному формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни?
Объект исследования: процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у обучающихся начальной школы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни при изучении учебного предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: разработать и экспериментально доказать результативность педагогических условий формирования представлений о здоровом образе жизни у обучающихся начальной школы.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать его гипотезу: формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
• раскрыто содержание понятий «здоровый образ жизни», «представления у младших школьников о здоровом образе жизни»;
• разработаны педагогические условия, обеспечивающие результативность формирования представлений у обучающихся младшего школьного возраста о здоровом образе жизни при изучении учебного предмета «Окружающий мир»;
• определены методы и формы, способствующие формированию представлений о здоровом образе жизни у обучающихся 1-4 классов.
Задачи:
1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы и уточнить её понятийный аппарат.
2. Раскрыть содержание понятия «представления у младших школьников о здоровом образе жизни».
3. Выявить педагогические условия, способствующие формированию представлений о здоровом образе жизни у обучающихся начальной школы.
4. Экспериментально проверить результативность предложенных педагогических условий на примере учебного предмета «Окружающий мир».
Теоретические основы исследования составили исследования в области валеологии и педагогической валеологии (М.И. Брахмам, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, B.B. Колбанов, Л.Г. Татарникова,), а также классические исследования по педагогике, психологии, биологии, затрагивающие одновременно проблематику здоровья (Э.С. Бауэр, Н.А. Бернштейн, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский).
Тема, гипотеза, цель и задачи исследования обусловили выбор его методов: теоретических (научный анализ психолого-педагогической, методологической литературы по теме исследования, обобщение и сравнение); эмпирических (педагогическое наблюдение, анализ опыта профессионально-педагогической работы, беседа, опрос, тестирование анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты).
Научная новизна исследования заключается в обосновании возможностей формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни посредством реализации определённых педагогических условий, в том числе на уроках окружающего мира; систематизации диагностического инструментария для исследования сформированности заявленных представлений.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его ресурсов для совершенствования процесса формирования у обучающихся представлений о здоровом образе жизни в системе начального общего образования. Материалы исследования могут быть использованы для разработки уроков по предмету «Окружающий мир», занятий внеурочной деятельности и классных часов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Р.С. Бакаева с. Старые Атаги Грозненского муниципального района» Чеченской Республики.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, содержит таблицы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Полученные в ходе проведённого исследования результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Проблема формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни является педагогической проблемой и актуализируется:
• необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;
• признанием роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;
• необходимостью ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;
• необходимостью формирования культуры здоровья, широкого внедрения информативных методов самооценки и эффективных способов самооздоровления.
2. В рамках проведённого исследования в след за И.М. Новиковой понятие «представления у младших школьников о здоровом образе жизни» определено как «уровень осведомленности, который формируется в процессе целенаправленной педагогической работы и предполагает, что ребёнок имеет некоторые правильные представления о здоровье и ЗОЖ; осознаёт значение здорового образа жизни для здоровья, а также значение состояния окружающей природной и социальной среды для здоровья и ЗОЖ; способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях» [39, с. 3].
Под формированием у младших школьников представлений о здоровом образе жизни понимается целенаправленное и систематическое воздействие, включающее расширение знаний школьников о здоровье и здоровом образе жизни, выработку умений и навыков соблюдения здорового образа жизни, развитие личностных качеств, позволяющих сохранять последовательность в следовании здоровому обрету жизни.
3. Выявлены педагогические условия, способствующие результативному формированию представлений о здоровом образе жизни у обучающихся начальной школы, среди которых:
а) формирование у обучающихся 1-4 классов доступных для усвоения представлений о ЗОЖ в рамках предмета «Окружающий мир»;
б) практическое закрепление полученных на уроках «Окружающий мир» представлений, умений и навыков, способствующих формированию ЗОЖ;
в) стимулирование учащихся к самостоятельному соблюдению правил ЗОЖ.
4. После анализа теоретического материала проводился педагогический эксперимент, который состоял из следующих этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
В исследовании принимали участие 28 учеников 2 класса «А» и 28 учеников 2 класса «Б» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Р.С. Бакаева с. Старые Атаги Грозненского муниципального района» Чеченской Республики. Анализ полученных в результате диагностики на констатирующем этапе исследования данных не выявил существенных различий между двумя группами учащихся. В качестве экспериментальной группы выбран 2 «Б» класс.
5. На формирующем этапе эксперимента в рамках реализации первого педагогического условия разработано и проведено в экспериментальной группе 12 уроков по окружающему миру. Данные уроки нашли своё место в рамках имеющихся разделов, дополняя содержание предмета, расставляя приоритеты в темах, лежащих в русле эксперимента, и в разработке новых тем, существенно расширяя его. Отличительной особенностью проводимых уроков являлось применение технологии проблемного обучения, игровых технологий, технологий проектного обучения, ИКТ, использование нетрадиционных форм уроков (урок-конференция, урок открытия нового знания, урок отработки умений и рефлексии, комбинированный урок).
В логике реализации второго педагогического условия на уроках окружающего мира систематически велась работа по созданию проблемных ситуаций, выдвижению предположений, поиску доказательств, формулированию выводов, сопоставлению результатов с эталоном. Как показывает педагогическое наблюдение, это способствовало не только повышению мотивации, успешности развития способностей понимать смысл поставленной задачи, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать её результаты, но и обеспечило практическое закрепление полученных на уроках «Окружающий мир» представлений, умений и навыков, способствующих формированию ЗОЖ.
С целью реализации третьего педагогического условия - стимулирование учащихся к самостоятельному соблюдению правил ЗОЖ - второклассниками в течение года велись Дневники самонаблюдения, как разновидность проектной деятельности, итогом которой стал обобщающий урок и презентация учащимися проведённого исследования.
6. Контрольный этап эксперимента показал изменения, произошедшие в экспериментальной группе:
• увеличение количества младших школьников с высоким уровнем сформированности представлений о ЗОЖ до 15 человек, что на 27% или в 2 раза больше результатов констатирующего этапа исследования;
• сокращение с 53% до 35% (то есть на 18% или 5 человек) количества учащихся, обладающих средним уровнем;
• значительное сокращение (в 2 раза - с 21% до 12% или с 6 до 3 человек) количества учащихся, демонстрирующих низкий уровень.
В контрольной группе (2 «А» класс) произошедшие изменения не существенны.
Анализ результатов и выводов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, позволяет утверждать, что цель исследования достигнута, поставленная проблема и задачи решены, выдвинутая гипотеза подтверждена.


1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания. - М.: Изд-во РУДН, 2008. - 27 с.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. -3-е изд., доп., перераб.- М.:Физкультура и спорт, 1987.-64 с.
3. Базарный В. Ф. Программа экспресс - диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся / В. Ф. Базарный - Сергиев -Посад.: Загорская типография, 1995. - 70 с.
4. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии - Издательство: Медицина, М., 1979. - 298 с.
5. Баль, Л. В., Барканова С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классных руководителей 5-9 классов: учебно-методическое пособие - М. : Владос, 2002. - 192 с.
6. Баранов, А. А. Методы изучения физического развития детей и подростков /А. А. Баранов, В. Р. Кучма Физическое развитие детей и подростков - М. : Научный центр здоровья детей РАМН, 2008.- 216 с.
7. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье. - М. : Физкультура и спорт, 1990, - 206 с.
8. Брехман И. И. Введение в валеологию - науку о здоровье.-Л.: Наука, 1987. - 123с.
9. Борисова Л. Е. Здоровый ребенок - хороший ученик! // Начальная школа. - 2000. -№ 9. - С. 97-99.
10. Валеологический мониторинг состояния здоровья и условий обучения детей и подростков. Институт возрастной физиологии Российской академии образования: Проект региональной программы, 2008 г. URL: http:// bmsi.ru/doc/4f56c4d2-9179-44d4-9569-fb462fde4d99 (дата обращения: 12.12.2017).
11. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - Л.: Лениздат, 1973. - 135с.
12. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
13. Вишневская Е. Л., Барсукова Н. К., Широкова Т. И. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для учащихся 4-5 классов общеобразовательных школ. - М.: Русское слово, 1995. - 258 с.
14. Выготский Л. С. Избранные педагогические исследования. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 520 с.
15. Гайдук Е.Ю., Харитонов М.Г. Формирование здорового образа жизни у учащихся начальных классов сельской школы // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2012. №1-1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/formirovanie- zdorovogo-obraza-zhizni-u-uchaschihsya-nachalnyh-klassov-selskoy-shkoly (дата обращения: 25.10.2018).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ