Введение 3
Глава 1. География отраслей военно-промышленного комплекса
России 6
1.1. Состав ВПК России 6
1.2. Ядерно-оружейный комплекс 7
1.3. Авиационная промышленность 10
1.4. Ракетно-космическая промышленность 18
1.5. Производство стрелкового оружия 21
1.6. Судостроение 24
1.7. Бронетанковая промышленность 33
1.8. Экспортные возможности ВПК России 41
Глава 2. Изучение ВПК в школьном курсе географии 45
2.1. Тема «ВПК России» в школьном курсе географии 45
2.2. Конспект урока географии на тему: «ВПК России» 46
Заключение 51
Список литературы 54
Распад Советского Союза в 1991 году - событие, которое после окончания Второй мировой войны в наибольшей степени способствовало изменению мира. Был разрушен биполярный мир - США остались единственной «сверхдержавой», а Российская Федерация, уступающая СССР по геополитическим масштабам и влиянию, не могла претендовать на этот статус.
В кризисные времена 90-х годов XX века экономика страны была в плачевном состоянии, многие предприятия, в том числе и предприятия ВПК обанкротились и перестали существовать. Предприятия, которые остались, были вынуждены в срочном порядке искать финансирование для покрытия своих издержек. Так как государство сократило финансирование до минимума или его вообще не было, то предприятия оборонной промышленности страны были вынуждены в срочном порядке искать финансирование. Многие предприятия искали инвесторов самостоятельно, например, научно-исследовательский институт авиации города Новосибирска. Этот институт искал инвесторов, предлагая новейшую технику того времени. Из-за того что сделка была проведена успешно, этих средств хватило, чтобы предприятие осталось в строю. Но темпы научных исследований в области авиастроения значительно сократились.
Ввиду сокращения темпов разработки новых типов вооружения наша страна в начале 2000-х годов резко отстала от ведущих производителей военной техники мира.
С внедрением новых военных технологий высокоразвитые страны Северной Америки и зарубежной Европы диктуют свою политику другим государствам путем всевозможной демонстрации своего вооружения, в том числе в средствах массовой информации.
В связи с этим Россия должна противостоять воздействию этих стран путем использования тех же методов, наращивая свою компетентность в военных отношениях.
Исходя из этого, у многих школьников складывается неверное мнение о боеспособности российской армии и престиже страны в целом. Ученики должны быть более компетентными в вопросах военной техники, а также быть уверенными в боеспособности своей армии. Из этого следует актуальность темы выпускной работы.
Объект исследования: оборонный комплекс России.
Предмет исследования: современные экономико-географические
особенности ВПК и изучение данной темы в школьном курсе географии.
Цель исследования: изучить современные экономико-географические особенности ВПК РФ и разработать конспект урока географии на тему «Военно-промышленный комплекс России».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить место ВПК России в экономике страны и
охарактеризовать его отраслевой состав;
- выявить экономико-географические особенности важнейших
отраслей ВПК России на основе факторного анализа;
- проанализировать школьные учебники географии разных авторов, по которым осуществляется обучение в 8-9 классах;
- составить конспект урока по теме «География отраслей ВПК России».
Методы исследования:
- изучение и анализ научной и учебной литературы, научных публикаций по данной теме;
- историко-сравнительный;
- сравнительно-географический;
- статистический;
- метод системного анализа.
Теоретическую и методическую основу составили научные труды таких известных учёных, как Алексеев А.И., Дронов В.П., Домогацких Е.М., Баринова ИИ., Ром В.Я., Власов Н.А., Бельских И.Е., Коэн, Элиот А.
Практическая значимость заключается в том, что представленный в работе урок по данной теме можно использовать в преподавании экономической и социальной географии России.
База исследования: МОУ СОШ им. А.И. Панкова с. Головинщино Каменского района Пензенской области.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
использованных литературных источников.
Уровень экономики любого государства в немалой степени характеризуется величиной и структурой экспорта и импорта. Как известно, чем эффективнее экономика, тем выше доля участия страны в мировом экспорте товаров и услуг, а в структуре экспорта больше доля высокотехнологичной продукции.
Современные войны в международном масштабе происходят в виде конкурентного противостояния компаний. Особенно остро это прослеживается на рынке вооружения, где за многомиллиардными контрактами стоят интересы не только крупнейших корпораций, производящих оружие, но и стратегические цели оборонно-промышленных комплексов передовых стран по захвату и дальнейшей эксплуатации национальных рынков вооружений.
Специфика маркетинга ОПК заключается в совмещении коммерческих и государственных интересов, что находит отражение в структуре действующих на рынке национальных организаций. В частности, в России ФГУП «Рособоронэкспорт» - главная организация, осуществляющая стратегическую политику в данной сфере. Совмещение государственных и частных интересов российских оборонных компаний позволяет сформировать эффективную централизованную позицию на мировом рынке.
Оборонная промышленность относится к наукоемкому и высокотехнологичному сектору экономики, который образуют многофункциональные промышленные предприятия и научные организации, которые занимаются оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники. И, в этом отношении, Российская Федерация не является исключением.
Инновационная политика, реализация которой является важной предпосылкой экономического роста в России, в этом плане является связующим звеном между научно-технической, экономической, оборонной, социальной политикой Российской Федерации, а также другими направлениями государственной политики. При этом одним из важных направлений ее реализации становится выбор направлений, форм поддержки и способов стимулирования, направленных на организацию, создание, производственное освоение и коммерциализацию нововведений военного производства.
Основной задачей ОПК остается полное обеспечение определяемых военной доктриной и планами военного строительства потребностей Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации в системах, комплексах и образцах вооружения и военной техники отечественного производства.
Внешние и внутренние рынки также беспристрастно и жестко осуществляют отбор как товаров и услуг, производимых в секторе военной экономики, так и способов и технологий производства продукции военного назначения.
Одной из важнейших задач преподавателя географии в современной школе является донести до учеников географическую информацию, чтобы они в полной мере усвоили её, научились анализировать и применять на практике.
Анализ различной научной и учебной литературы, а также статей и публикаций показал, что данная тема может и должна изучаться в школьном курсе географии более подробно.
Проведенное исследование показало, что начальные знания учеников по данной теме сводятся лишь к тому, о чем пишут газеты, журналы или представляет информация в электронных источниках и СМИ.
Анализ результатов показал, что необходимо направлять учеников на более серьезное изучение географии оборонного комплекса России, чтобы их знания и компетентность по данной теме расширялись.
1. Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В. География России 9 класс / Под ред. Алексеева А.И. - Дрофа.- 2014. - 288 с.
2. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. География России. Учебник 9 кл. - Просвещение. - 2015г. - 195 с.
3. Власов Н.А. Военно-промышленный комплекс национальные и общественные тенденции // Мысль и меч: эволюция оборонной политики стран Западной Европы и развитие военных технологий во второй половине XX-начале XXI века. Власов Н.А., Малыгина А.А., Павлов А.Ю.- М., 2013.- С. 135-189.
4. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География: Население и хозяйство России: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. 5-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с.
5. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и
хозяйство. 9 кл. : учеб. для общеобр. учреждений. - М.: Дрофа 2011. - 285 с.
6. Таможняя Е.А., Толкунова С.Г., Учебник География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс / под ред. Дронова В.П. - М. - 2013. - З68 с.
7. Бельских И.Е. Имидж оборонно-промышленного комплекса // ЭКО. - 2007. - №12. - С. 68-76.
8. Гордиенко Д. Экономический рост и военное производство // Общество и экономика. - 2005. - №9. С. 187-207.
9. Долматович И.А. Обороноспособность России, финансово-экономическое измерение // Россия и современный мир. - 2013. - №4 С. 161170.
10. Коэн, Элиот А. Военно-техническая революция //Отечественные записки, - 2005. - №5. - С. 8-24.
11. Лесных В.В. Российский оборонно-промышленный комплекс // Отечественные записки, - 2005. - №5. - С. 98-117.
12. Савинова О.В. Экспортные возможности оборонной промышленности Российской Федерации на современном этапе развития // Россия и современный мир. - 2013. -№4. - С. 161-170.
13. Шлыков В. Глобализация военной промышленности императив XXI века // Отечественные записки. - № 5. - С. 98-117.