ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие лексики и ее развитие в онтогенезе 6
1.2. Понятие и этиология ОНР 11
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Структура и содержание констатирующего эксперимента 14
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 22
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Система коррекционно-развивающей работы по формированию
словаря прилагательных у старших дошкольников с ОНР 38
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Развитие правильной речи у ребёнка является одной из главных проблем логопедии. Изучением становления речи у детей в норме занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, такие как А.Н. Гвоздев, Т.А. Гридина, Н.В. Новотворцева, Е.И. Тихеева, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др. Ими было установлено, что нормально развивающийся ребёнок поэтапно овладевает языковыми средствами общения: происходит постепенное накопление его словарного запаса, развитие системы всевозможных форм слов и их комбинаций. В течение общего и речевого развития лексический запас ребёнка увеличивается не только количественно, но и качественно. Ребёнок постепенно переходит от номинативного уровня понимания слова к понятийному и затем контекстуальному, на котором свободно владеет словом и может его правильно употребить. Со временем он также увеличивает степень обобщения усваиваемых слов.
Опираясь на исследования А.Н. Гвоздева, можно сделать вывод, что к 3-3,5 годам ребёнок в норме имеет в своем словаре все части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия, числительные, служебные части речи - предлоги, союзы, частицы и междометия.
Между тем встречаются и такие дети, у которых при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте происходит задержка развития всех компонентов речевой системы. Подобная форма патологии речи, выделенная наряду с фонетико-фонематическим нарушением Р.Е. Левиной, называется, как общее недоразвитие речи (ОНР).
Ограниченность словарного запаса, наряду с несформированностью грамматических представлений, считается одним из признаков общего недоразвития речи. Успешность коррекционной работы по преодолению ОНР непосредственно зависит от своевременного начала коррекционной работы и включения в неё достаточного количества заданий на расширение словаря различными путями, в том числе и за счет развития грамматических умений.
В связи с увеличением поступающих в школу детей, у которых выявляются речевые проблемы, наша задача как можно раньше увидеть и скорректировать нарушения, чтобы в дальнейшем они не вызвали у ребёнка сложности, связанные с его дальнейшим обучением письму и чтению. Вследствие того, что общее недоразвитие речи является довольно распространенной рече-языковой патологией выбранная нами тематика работы находится в русле актуальных проблем, нуждается в продолжении исследований и поиске эффективных средств коррекции лексического и грамматического строя речи.
Для изучения специфических особенностей словаря у детей с ОНР III уровня речевого развития нами была отобрана наиболее абстрактная часть речи - имя прилагательное. Развитие данной части речи в онтогенезе как в норме, так и у детей с речевыми нарушениями происходит позже других. У детей с общим недоразвитием речи использование данной части речи вызывает наибольшие затруднения, в том числе и в условиях специального обучения.
Исходя из актуальности, нами сформулирована цель нашего исследования - изучить развитие словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и определить пути его активизации.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования словарного запаса остаётся актуальной и изучена недостаточно. Изучение и формирование словарного запаса детей с ОНР имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическая сторона значения заключается в установлении вида и этиологии тех или иных ошибок, допущенных детьми в заданиях. Практическая сторона - наличие ошибок, которые могут быть дифференцированы нами, способствует более точному и целенаправленному воздействию.
На основании изученной литературы была дана характеристика детей с ОНР, рассмотрены методики по обследованию словаря детей старшего дошкольного возраста с данным речевым отклонением. Наиболее интересными мы посчитали методики обследования словарного запаса, предложенные О.А. Безруковой [5], Т.Н. Волковской [8], Е.В. Мазановой [30]. Однако, так как отдельной методики на обследование словаря прилагательных нет, нами было принято решение проводить обследование по методике, разработанной с опорой на приёмы и методы, изложенные в трудах Г.А. Волковой [7], Т.В. Волковской [8], Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой [23], И.А. Смирновой [35].
В обследовании приняло участие 15 детей с заключением ОНР (III уровня).
Констатирующий эксперимент, проведенный с группой, наглядно показал отставание развития активного и пассивного словаря прилагательных у старших дошкольников с ОНР от нормы, к тому же позволил выявить качественные и количественные особенности атрибутивного словаря детей старшего дошкольного возраста с данным речевым нарушением, которые подробно описаны в нашем исследовании.
Была выявлена ограниченность пассивного и активного словаря прилагательных, причём, чем ниже уровень развития словаря, тем в большей степени выявляется превосходство пассивного словаря над активным. Для детей была характерна трудность дифференциации семантически близких прилагательных. Также у детей отмечались неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка, что вызывало трудности в подборе синонимов и антонимов Большое количество незнакомых слов также отрицательно влияло на выполнение данных заданий. Ещё у детей были обнаружены трудности в образовании притяжательных прилагательных и качественных прилагательных со значением незначительной степени качества.
Выявленные особенности соответствуют характеристике качественных нарушений, указанных О.А. Безруковой, А.В. Захаровой и другими учёными. В результате выполнения констатирующего эксперимента средний суммарный балл за выполнение заданий составил 161,9.
Развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР в наибольшей мере способствует проведение с ними целенаправленной логопедической работы в виде комплекса специально подобранных дидактических игр и словесных упражнений. Полученные данные об особенностях словаря прилагательных старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития определили основные направления работы по развитию владения ими атрибутивным словарём.
По результатам итогового обследования мы пришли к выводу, что наша гипотеза о возможности преодоления качественных и количественных особенностей словаря и формировании более высокого уровня владения атрибутивным словарём за счёт целенаправленной работы по развитию словаря прилагательных логопедом подтвердилась. Наша работа с детьми показала свою продуктивность, повысив их уровень владения атрибутивным словарем, расширив его пассивный и активный запас. Средний балл составил 224,4 балла. Так же после проведённых занятий у детей с ОНР значительно улучшились показатели заданий на проверку парадигматических связей (подбор антонимов) и образование притяжательных прилагательных.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2012. - 400 с.
2. Ананьева, Е.В. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) - Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
3. Антипова, Ж.В. Формирование словаря у детей дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Ж.В. Антипова. [Электронный ресурс]: - М., 1998. - Режим доступа: http://irbis.gnpbu.ru/Aref 1998/Antipova J V 1998.pdf
4. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, 1966. - 608 с.
5. Безрукова, О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Комплект / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - М.: Русская Речь, 2014. - 201 с.
6. Безрукова, О.А. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова, О.Г. Приходько. - М.: Русская речь, 2016. - 112 с.
7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова // Вопросы дифференциальной диагностики. - Спб.: Детство-Пресс, 2008. - 144 с.
8. Волковская, Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста / Т.Н. Волковская. - М.: Коррекционная педагогика, 2004. - 74 с.
9. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи
дошкольников / Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных
исследований В. Секачева- 2002. - 256 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. [Электронный
ресурс]: - М., 1999. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0162/index.shtml
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Хранитель, 2017. - 671 с.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.
[Электронный ресурс]: - М., 1961. - Режим доступа:
https://vk.com/wall204499715 55
13. Глухов, В.П. Исследование состояния монологической речи
старших дошкольников с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. [Электронный ресурс]: - М., 1989. - Режим доступа:
https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/06/08/vp-glukhov- formirovanie-svyaznoy-rechi-detey
14. Грибова, О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2004, - 360 с.
15. Гридина, Т.А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи / Т.А. Гридина - М.: Флинта, 2006. - 362 с...46