ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие лексики и ее развитие в онтогенезе 6
1.2. Понятие и этиология ОНР 11
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Структура и содержание констатирующего эксперимента 14
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 22
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Система коррекционно-развивающей работы по формированию
словаря прилагательных у старших дошкольников с ОНР 38
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие лексики и ее развитие в онтогенезе 6
1.2. Понятие и этиология ОНР 11
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Структура и содержание констатирующего эксперимента 14
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 22
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Система коррекционно-развивающей работы по формированию
словаря прилагательных у старших дошкольников с ОНР 38
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Развитие правильной речи у ребёнка является одной из главных проблем логопедии. Изучением становления речи у детей в норме занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, такие как А.Н. Гвоздев, Т.А. Гридина, Н.В. Новотворцева, Е.И. Тихеева, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др. Ими было установлено, что нормально развивающийся ребёнок поэтапно овладевает языковыми средствами общения: происходит постепенное накопление его словарного запаса, развитие системы всевозможных форм слов и их комбинаций. В течение общего и речевого развития лексический запас ребёнка увеличивается не только количественно, но и качественно. Ребёнок постепенно переходит от номинативного уровня понимания слова к понятийному и затем контекстуальному, на котором свободно владеет словом и может его правильно употребить. Со временем он также увеличивает степень обобщения усваиваемых слов.
Опираясь на исследования А.Н. Гвоздева, можно сделать вывод, что к 3-3,5 годам ребёнок в норме имеет в своем словаре все части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия, числительные, служебные части речи - предлоги, союзы, частицы и междометия.
Между тем встречаются и такие дети, у которых при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте происходит задержка развития всех компонентов речевой системы. Подобная форма патологии речи, выделенная наряду с фонетико-фонематическим нарушением Р.Е. Левиной, называется, как общее недоразвитие речи (ОНР).
Ограниченность словарного запаса, наряду с несформированностью грамматических представлений, считается одним из признаков общего недоразвития речи. Успешность коррекционной работы по преодолению ОНР непосредственно зависит от своевременного начала коррекционной работы и включения в неё достаточного количества заданий на расширение словаря различными путями, в том числе и за счет развития грамматических умений.
В связи с увеличением поступающих в школу детей, у которых выявляются речевые проблемы, наша задача как можно раньше увидеть и скорректировать нарушения, чтобы в дальнейшем они не вызвали у ребёнка сложности, связанные с его дальнейшим обучением письму и чтению. Вследствие того, что общее недоразвитие речи является довольно распространенной рече-языковой патологией выбранная нами тематика работы находится в русле актуальных проблем, нуждается в продолжении исследований и поиске эффективных средств коррекции лексического и грамматического строя речи.
Для изучения специфических особенностей словаря у детей с ОНР III уровня речевого развития нами была отобрана наиболее абстрактная часть речи - имя прилагательное. Развитие данной части речи в онтогенезе как в норме, так и у детей с речевыми нарушениями происходит позже других. У детей с общим недоразвитием речи использование данной части речи вызывает наибольшие затруднения, в том числе и в условиях специального обучения.
Исходя из актуальности, нами сформулирована цель нашего исследования - изучить развитие словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и определить пути его активизации.
Опираясь на исследования А.Н. Гвоздева, можно сделать вывод, что к 3-3,5 годам ребёнок в норме имеет в своем словаре все части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия, числительные, служебные части речи - предлоги, союзы, частицы и междометия.
Между тем встречаются и такие дети, у которых при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте происходит задержка развития всех компонентов речевой системы. Подобная форма патологии речи, выделенная наряду с фонетико-фонематическим нарушением Р.Е. Левиной, называется, как общее недоразвитие речи (ОНР).
Ограниченность словарного запаса, наряду с несформированностью грамматических представлений, считается одним из признаков общего недоразвития речи. Успешность коррекционной работы по преодолению ОНР непосредственно зависит от своевременного начала коррекционной работы и включения в неё достаточного количества заданий на расширение словаря различными путями, в том числе и за счет развития грамматических умений.
В связи с увеличением поступающих в школу детей, у которых выявляются речевые проблемы, наша задача как можно раньше увидеть и скорректировать нарушения, чтобы в дальнейшем они не вызвали у ребёнка сложности, связанные с его дальнейшим обучением письму и чтению. Вследствие того, что общее недоразвитие речи является довольно распространенной рече-языковой патологией выбранная нами тематика работы находится в русле актуальных проблем, нуждается в продолжении исследований и поиске эффективных средств коррекции лексического и грамматического строя речи.
Для изучения специфических особенностей словаря у детей с ОНР III уровня речевого развития нами была отобрана наиболее абстрактная часть речи - имя прилагательное. Развитие данной части речи в онтогенезе как в норме, так и у детей с речевыми нарушениями происходит позже других. У детей с общим недоразвитием речи использование данной части речи вызывает наибольшие затруднения, в том числе и в условиях специального обучения.
Исходя из актуальности, нами сформулирована цель нашего исследования - изучить развитие словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и определить пути его активизации.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования словарного запаса остаётся актуальной и изучена недостаточно. Изучение и формирование словарного запаса детей с ОНР имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическая сторона значения заключается в установлении вида и этиологии тех или иных ошибок, допущенных детьми в заданиях. Практическая сторона - наличие ошибок, которые могут быть дифференцированы нами, способствует более точному и целенаправленному воздействию.
На основании изученной литературы была дана характеристика детей с ОНР, рассмотрены методики по обследованию словаря детей старшего дошкольного возраста с данным речевым отклонением. Наиболее интересными мы посчитали методики обследования словарного запаса, предложенные О.А. Безруковой [5], Т.Н. Волковской [8], Е.В. Мазановой [30]. Однако, так как отдельной методики на обследование словаря прилагательных нет, нами было принято решение проводить обследование по методике, разработанной с опорой на приёмы и методы, изложенные в трудах Г.А. Волковой [7], Т.В. Волковской [8], Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой [23], И.А. Смирновой [35].
В обследовании приняло участие 15 детей с заключением ОНР (III уровня).
Констатирующий эксперимент, проведенный с группой, наглядно показал отставание развития активного и пассивного словаря прилагательных у старших дошкольников с ОНР от нормы, к тому же позволил выявить качественные и количественные особенности атрибутивного словаря детей старшего дошкольного возраста с данным речевым нарушением, которые подробно описаны в нашем исследовании.
Была выявлена ограниченность пассивного и активного словаря прилагательных, причём, чем ниже уровень развития словаря, тем в большей степени выявляется превосходство пассивного словаря над активным. Для детей была характерна трудность дифференциации семантически близких прилагательных. Также у детей отмечались неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка, что вызывало трудности в подборе синонимов и антонимов Большое количество незнакомых слов также отрицательно влияло на выполнение данных заданий. Ещё у детей были обнаружены трудности в образовании притяжательных прилагательных и качественных прилагательных со значением незначительной степени качества.
Выявленные особенности соответствуют характеристике качественных нарушений, указанных О.А. Безруковой, А.В. Захаровой и другими учёными. В результате выполнения констатирующего эксперимента средний суммарный балл за выполнение заданий составил 161,9.
Развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР в наибольшей мере способствует проведение с ними целенаправленной логопедической работы в виде комплекса специально подобранных дидактических игр и словесных упражнений. Полученные данные об особенностях словаря прилагательных старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития определили основные направления работы по развитию владения ими атрибутивным словарём.
По результатам итогового обследования мы пришли к выводу, что наша гипотеза о возможности преодоления качественных и количественных особенностей словаря и формировании более высокого уровня владения атрибутивным словарём за счёт целенаправленной работы по развитию словаря прилагательных логопедом подтвердилась. Наша работа с детьми показала свою продуктивность, повысив их уровень владения атрибутивным словарем, расширив его пассивный и активный запас. Средний балл составил 224,4 балла. Так же после проведённых занятий у детей с ОНР значительно улучшились показатели заданий на проверку парадигматических связей (подбор антонимов) и образование притяжательных прилагательных.
На основании изученной литературы была дана характеристика детей с ОНР, рассмотрены методики по обследованию словаря детей старшего дошкольного возраста с данным речевым отклонением. Наиболее интересными мы посчитали методики обследования словарного запаса, предложенные О.А. Безруковой [5], Т.Н. Волковской [8], Е.В. Мазановой [30]. Однако, так как отдельной методики на обследование словаря прилагательных нет, нами было принято решение проводить обследование по методике, разработанной с опорой на приёмы и методы, изложенные в трудах Г.А. Волковой [7], Т.В. Волковской [8], Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой [23], И.А. Смирновой [35].
В обследовании приняло участие 15 детей с заключением ОНР (III уровня).
Констатирующий эксперимент, проведенный с группой, наглядно показал отставание развития активного и пассивного словаря прилагательных у старших дошкольников с ОНР от нормы, к тому же позволил выявить качественные и количественные особенности атрибутивного словаря детей старшего дошкольного возраста с данным речевым нарушением, которые подробно описаны в нашем исследовании.
Была выявлена ограниченность пассивного и активного словаря прилагательных, причём, чем ниже уровень развития словаря, тем в большей степени выявляется превосходство пассивного словаря над активным. Для детей была характерна трудность дифференциации семантически близких прилагательных. Также у детей отмечались неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка, что вызывало трудности в подборе синонимов и антонимов Большое количество незнакомых слов также отрицательно влияло на выполнение данных заданий. Ещё у детей были обнаружены трудности в образовании притяжательных прилагательных и качественных прилагательных со значением незначительной степени качества.
Выявленные особенности соответствуют характеристике качественных нарушений, указанных О.А. Безруковой, А.В. Захаровой и другими учёными. В результате выполнения констатирующего эксперимента средний суммарный балл за выполнение заданий составил 161,9.
Развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР в наибольшей мере способствует проведение с ними целенаправленной логопедической работы в виде комплекса специально подобранных дидактических игр и словесных упражнений. Полученные данные об особенностях словаря прилагательных старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития определили основные направления работы по развитию владения ими атрибутивным словарём.
По результатам итогового обследования мы пришли к выводу, что наша гипотеза о возможности преодоления качественных и количественных особенностей словаря и формировании более высокого уровня владения атрибутивным словарём за счёт целенаправленной работы по развитию словаря прилагательных логопедом подтвердилась. Наша работа с детьми показала свою продуктивность, повысив их уровень владения атрибутивным словарем, расширив его пассивный и активный запас. Средний балл составил 224,4 балла. Так же после проведённых занятий у детей с ОНР значительно улучшились показатели заданий на проверку парадигматических связей (подбор антонимов) и образование притяжательных прилагательных.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА
ОБРАЗОВАНИЯ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НАВЫКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В
РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017



