Введение 3
Глава 1. Лингвистические и психолого-педагогические основы формирования орфографических умений и навыков учащихся начальных классах в условиях создания проблемной ситуации 6
1.1 Сущность и методы проблемного обучения 6
1.2 Психологические основы усвоения орфографических
правил в условиях создания проблемной ситуации 11
1.3 Понятие орфограммы и способы формирования орфографических
действий у учащихся начальных классов 16
Глава 2. Система работы по повышению грамотности учащихся начальных классов в условиях применения элементов проблемного обучения 28
2.1 Анализ учебных программ по русскому языку с точки зрения изучения правописания и требований к орфографическим знаниям
и умениям учащихся начальных классов 28
2.2 Использование элементов проблемного обучения на уроках
русского языка 35
2.3 Апробация предложенной системы работы 45
Заключение 56
Литература 58
Приложение 60
Перед общеобразовательной школой в наши дни выдвинута задача совершенствования процесса обучения в направлении его большего влияния на развитие учащихся. Особенно остро эта задача стоит перед начальной школой, являющейся основой успешного обучения на последующих ступенях. В работе над развитием учеников начальных классов большие возможности предоставляет обучение русскому языку. Реализация этих возможностей зависит как от содержания курса русского языка, так и от методики обучения, то есть от построения обучения. Поэтому для определения дальнейших путей совершенствования начального обучения русскому языку представляется важным сравнительное изучение эффективности построения обучения для достижения высоких результатов в общем развитии школьников, в усвоении ими знаний и навыков.
В решении задач общего развития учащихся предмету «русский язык» принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи: обучить чтению, письму, обогатить речь, дать знания о языке и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета на дальнейших этапах обучения.
Умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда школьников. Иными словами, дети, овладевая умениями учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык - ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка, без грамотного овладения речью невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, в развитии культуры и искусства.
Вот почему грамотности придаётся такое большое значение.
Основа грамотного письма - хорошее знание законов орфографии, орфографических правил и умение применять их на практике.
Существуют различные подходы к решению орфографических проблем в школе. Критерием оценки каждого из подходов должны быть его потенциальные возможности в деле решения стратегических задач обучения - лингвистического и общего развития учащихся, а также становления практических навыков. Это одна из самых актуальных задач в методике русского языка.
«Способ преподавания двоякий: или заставляют ученика самого доискиваться и находить то, чему хотят научить его, или же предмет преподаваемый даётся ему готовый, без всякого с его стороны пытания» [Буслаев 2001:11]. Таким образом, уже в XIX веке в методике русского языка были намечены два основных метода обучения, один из которых предусматривал сообщение знаний в готовом виде, а другой - поисковую деятельность учащихся.
В ХХ веке в работах дидактов Скаткина М.И., Лернера И.Я., Бабанского Ю.К. был поставлен вопрос о том, что наряду с рецептивной и репродуктивной деятельностью школьников (восприятием и воспроизведением материала) значительное место на уроке должна занять продуктивная, поисковая или частично-поисковая деятельность детей. Только в ходе такой деятельности у школьников можно формировать основы самостоятельности мышления, зачатки творчества и в целом содействовать развитию личности каждого ученика.
Дальнейшая разработка выдвинутой идеи в рамках единой психологопедагогической концепции о взаимосвязи обучения и развития привела к появлению в дидактике новой теории - теории проблемного обучения. Сущность предлагаемого типа обучения формулировалась так: «Знания в значительной своей части не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации» [Махмутов 1977:14]. Вопросами проблемного обучения занимались также Матюшкин А.М., Напольнова Т.В. и другие.
Психолог Айдарова Л.И. считает введение ребёнка в ситуацию исследования необходимым условием успешного учения, а «...при изучении родного языка, по нашему мнению, учебная деятельность ребёнка может сразу носить исследовательский характер» [Айдарова 2000:8].
Все вышесказанное определяет актуальность темы нашей работы.
Объект исследования - процесс формирования орфографических знаний, умений и навыков на уроках русского языка в начальных классах в условиях использования элементов проблемного обучения.
Предмет исследования - приемы формирования орфографических умений и элементарных навыков правописания на уроках русского языка в процессе проблемного обучения.
Цель исследования — выявить эффективность применения элементов проблемного обучения при изучении орфографии...
На современном этапе развития обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей. Поэтому перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно овладевающими знаниями и решающими познавательные задачи. Именно такой технологией обучения детей в начальных классах большинство ученых, советских психологов (С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Богоявленским, А.М. Матюшкиным, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер и др.) признают проблемное обучение, без которого, по их мнению, невозможно развитие интеллектуальных способностей.
Проблемное обучение в начальных классах - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями.
Проблема воспитания познавательной самостоятельности (стремления и умения учащихся самостоятельно познавать новое в процессе поисковой деятельности), проблема активизации мыслительной деятельности учащихся не может быть решена без включения в обучение русскому языку заданий поискового характера, в число которых входят проблемные задачи, предполагающие исследовательскую деятельность школьников в ходе анализа языковых явлений.
Поэтому в процессе обучения русскому языку необходимо вводить не только работу по образцу, но и создавать ситуации, требующие поисковой деятельности учеников. Этому способствует применение элементов проблемного обучения, использование проблемных ситуаций, решение проблемных задач и т.д. Они, как показывает опыт, воспринимаются школьниками с большим интересом, ученики увлеченно обсуждают посильные для них языковые проблемы. Преодолевая затруднения, возникающие в связи с проблемными ситуациями, учащиеся овладевают навыками поисковой деятельности; разрешая эти ситуации, они знакомятся с новыми знаниями и способами их добывания. Задания поискового характера способствуют овладению языковым анализом, развитию связной речи, формированию умений применять знания и навыки в новой ситуации, близкой к естественной ситуации речевого общения.
Проблемные задания могут быть специально использованы учителем для обучения умению доказывать, поскольку осуществление поисковой деятельности требует от учащихся развернутой системы самостоятельных рассуждений, обоснования выдвинутых положений. Не случайно в тексте заданий нередко выдвигается требование: объясните, докажите.
Проведённое нами исследование показало, что при использовании элементов проблемного обучения процесс усвоения школьниками орфографических знаний, формирования соответствующих умений и навыков происходит наиболее эффективно. Однако следует помнить, что выбор методов обучения должен зависеть от специфики темы, требований программы, уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учащихся. Учитель сам должен решить, когда использовать элементы проблемного обучения, а когда лучше преподнести учащимся знания в готовом виде. В любом случае важно, чтобы в результате обучения учащиеся овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками, достигли определённого уровня языкового развития, овладели литературной речью, стали грамотными в широком смысле слова.
1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.: Педагогика, 2000.
2. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне // Начальная школа. -2002. - №2. - 56c.
3. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М.:
Просвещение, 2006.
4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник по русскому языку 1-4 класс. - М.: Баласс, 2013.
5. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - М.: Академия, 2001.
6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 2001.
7. Жедек П.С. Методика обучения орфографии. Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1992.
8. Жедек П.С. Пути совершенствования обучения орфографии. // Начальная школа. - 2008. - № 10. - С. 24-26.
9. Жинкин Н.И. Механизмы речи - М.: Изд-во Академии пед. наук, 1958.
10. Журавлева Л.И. Как повысить грамотность учащихся? // Русский язык в школе. - 2002. - № 5-6. - С. 23-27.
11. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1986.
12. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987.
13. Львов М.Р. Русский язык в школе. - М.: Вербум - М, 2007.
14. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014.
15. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008...30