Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме изучения различий в показателях эмоционально-волевой сферы у учащихся
кадетской и общеобразовательной школ 8
1.1. Эмоции и воля в структуре личности 8
1.2. Основные параметры формирования эмоций и воли в подростковом
возрасте 23
1.3. Принципы воспитательной работы, формирующей основу личности
кадета 38
Выводы по 1 главе 43
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в показателях эмоционально-волевой сферы у учащихся кадетской и общеобразовательной школ 46
2.1. Описание процедуры и методов исследования 46
2.2. Анализ результатов диагностики показателей эмоционально-волевой
сферы учащихся 48
2.3. Результаты исследования различий в показателях эмоционально-волевой
сферы у учащихся кадетской и общеобразовательной школ 55
Выводы 58
Заключение 60
Список используемых источников 62
Приложение 66
Школа оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Большое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умения ориентироваться на окружающих при формировании модели своего поведения.
Школьная жизнь подчинена овладению учащимися знаниями, умениями и навыками, т.е. обучению. Кроме того, она строго регламентирована и имеет свой яркий воспитательный вектор.
Проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае,
A. Фрейд и др.
Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом формирования личности. Вопрос о сущности воли тесно связан с проблемой мотивации. Исследователи (Л.И. Божович, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов) отмечают, что чем больше развита мотивационная сфера, тем более продуктивно действие волевой регуляции. Для развития воли необходимым условием считается включение субъекта в деятельность.
Роль нравственных качеств личности в осуществлении волевого поведения изучалась в работах М.И. Маджарова, П.А. Рудика,
B. И. Селиванова и др.
Современное российское образование предлагает множество форм организации учебного процесса. Наряду с новаторскими подходами, есть те, которые были восстановлены из старого забытого прошлого - кадетские школы.
В кадетском корпусе ребята также получают общее образование, однако это учебное заведение имеет отличия от обычной школы, основное из которых - строгая дисциплина. В кадетских школах более высокая самостоятельность и ответственность детей по сравнению с их сверстниками из обычных общеобразовательных школ.
Учитывая психологию подросткового возраста, можно обратить внимание на преобладание у несовершеннолетних проявлений эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже в агрессивности.
Изучение различий в показателях эмоционально - волевой сферы может сыграть важную роль в воспитании подростка. Взрослые в результате такого изучения могут вполне обоснованно и правильно установить, в каком направлении надо вести воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого школьника, какие стороны и черты личности школьника надо укреплять, развивать, формировать.
Проблему исследования составило противоречие между изученностью эмоционально - волевой сферы детей подросткового возраста и недостатком комплексных психологических исследований различий в показателях эмоционально-волевой сферы детей, обучающихся в кадетских и общеобразовательных школах.
Цель исследования: изучение различий в показателях эмоционально- волевой сферы у учащихся кадетской и общеобразовательной школ, для использования полученных результатов в практической деятельности педагогов-психологов по развитию навыков эмоционально-волевой саморегуляции школьников...
В ходе эмпирического исследования были рассмотрены понятия воли и эмоций, а также их формирование в подростковом возрасте.
Особое внимание было уделено рассмотрению влияния воспитания в кадетской школе на формирование эмоционально-волевой сфера учащихся.
Отметим, что эмоции и чувства играют важную роль в нашей жизни. Они несут информацию о том, что происходит вовне и внутри человека. Эмоции и чувства придают дополнительную окраску самому человеку, его личности и обогащают жизнь.
Эмоции и воля, являясь психологическими характеристиками личности, являются ее неотъемлемой частью. На формирование личности большое внимание оказывает среда, в которой она развивается.
Кадетская школа, благодаря особому воспитательному вектору, включающему в себя образовательные курсы военной направленности, позволяет сформировать у подростков истинно военные качества.
Более высокая степень развития силы воли кадетов по сравнению с силой воли учащихся общеобразовательной школы является следствием военной направленности учебно-воспитательной программы кадетских корпусов, подразумевающей высокий уровень дисциплины кадетов.
Целью эмпирического исследования было изучение различий в показателях эмоционально-волевой сферы у учащихся кадетской и общеобразовательной школ.
В результате анализа полученных данных можно сказать, что высокий уровень саморегуляции преобладает у учащихся кадетской школы, они являются эмоционально зрелыми, активными, независимыми, самостоятельными личностями.
Уровень настойчивости, которая характеризует силу намерений человека, выше у детей из общеобразовательной школы.
Для большинства испытуемых по выборке характерен высокий уровень самообладания, что находит свое выражение в эмоциональной устойчивости, хорошем владении собой в различных ситуациях.
Свойственное таким подросткам внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает их от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству.
У большинства учащихся кадетской школы преобладает высокий уровень волевой регуляции. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Эти дети умеют преодолевать трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели. Они достаточно выносливы и терпеливы.
Также у учащихся кадетской школы выше уровень мотивации, что свидетельствует об их уверенности в себе, ответственности и активности.
Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов по развитию навыков эмоционально-волевой саморегуляции школьников.
1. Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э. Вайнер // Коррекционноразвивающее образование. 2008. - №4. - 64с.
2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика // А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001. - Ч.1. - 160 с. - Ч.2. - 128 с.
3. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с.
4. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогика, 2003. - 512 с.
5. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
6. Громова Т.В. Страна Эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка /Т.В. Громова. - М.: УЦ «Перспектива», 2002. - 48 с.
7. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков. Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.
8. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина.- М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006. - 160 с.
9. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д. Дилео. - М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2007. - 272 с.
10. Егоров, А. Ю. Расстройство поведения у подростков. Клиникопсихологические аспекты / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. - М.: Речь, 2017. - 448 с.
11. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге / Емельянова Елена Владимировна. - М.: Генезис, 2015. - 478 с.
12. Забродина Д.И. Структура самосознания подростков с суицидальными намерениями: моногр. / Дарья Забродина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 132 c.
13. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.
14. Иванченко, Валерия Подростки из неполных семей / Валерия Иванченко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 164 c.
15. Ипатов А.В. Подросток. От саморазрушения к саморазвитию. Программа психологической помощи / Андрей Ипатов. - М.: Речь, 2019. - 112 c...44