Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы психолого-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 14
1.1 Содержание понятия «психолого-педагогическая поддержка» в
современной педагогической практике 14
1.2 Особенности психолого-педагогической поддержки детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования 21
1.3 Модель психолого-педагогической поддержки детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями речи 32
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации модели психолого-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 46
2.1 Организация и результаты констатирующего эксперимента 46
2.2 Ход и содержание формирующего эксперимента 66
2.3 Результаты и педагогические условия эффективной реализации модели психолого-педагогической поддержки старших дошкольников
с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования 81
Заключение 95
Список использованных источников 97
Приложения
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день перед современным обществом становится актуальным вопрос равных возможностей получения полноценного всестороннего образования. За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) инициировало появление различных концепций включения их в нормальную жизнь общества. Одной из таких концепций является инклюзивное образование.
Инклюзивное образование определяется как процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Однако, в настоящее время большая часть детей с ОВЗ все еще не могут быть включены в систему образования. Наиболее многочисленную группу составляют дети с нарушениями речи. Переустройство современной системы образования детей с ОВЗ, в том числе и с тяжелыми нарушениями речевого развития, ставит перед собой задачу поиска способов эффективного обучения и воспитания детей, созданию новых подходов в условиях инклюзивного образования детей.
М. М. Семаго, Н. Я. Семаго определяли инклюзивное образование как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ОВЗ [51].
На современном этапе отмечается переосмысление содержания коррекционной работы в образовательной системе. На основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), учитываются индивидуальные потребности детей с особыми возможностями здоровья [63].
Реализация инклюзивного воспитания и обучения в дошкольных образовательных организациях расширяет возможности оказания коррекционно-педагогической и медико-психологической помощи детям. Позволяет осуществлять помощь и поддержку родителей непосредственно по месту жительства детей и их (законных представителей).
Актуальность исследования рассматривается в социальном и личностном аспекте. На социальном уровне определяется заказом общества. В настоящее время число детей с нарушениями речи постоянно растет. Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми.
Известно, что неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка. Затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями...
Проведённое исследование решает актуальную проблему создания педагогических условий для организации взаимодействия всех участников образовательного процесса, способствующие развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Актуальность определяется увеличением количества дошкольников с ОВЗ (не только детей с нарушениями речи) в дошкольных образовательных учреждениях общего вида, в готовности специалистов оказывать необходимую помощь и поддержку и детям, и их родителям. Анализ научной литературы подтвердил необходимость и обосновал возможность решения исследуемой проблемы с позиций личностно-ориентированного, гуманистического, и деятельностного подходов, входящих в основу модели психолого-педагогической поддержки данной категории детей.
Основные выводы исследования:
- выявлено содержание процесса психолого-педагогической поддержки;
- выявлены особенности развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи;
- определены особенности составления модели психологопедагогической поддержки;
- разработана и экспериментально проверена модель психологопедагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования;
- разработан и теоретически обоснован комплекс мероприятий по организации взаимодействия дошкольников, педагогов и родителей, направленный на развитие коммуникативных способностей детей.
В результате анализа полученных количественных и качественных данных опытно-экспериментальной работы, было доказано, что выдвинутая в исследовании гипотеза нашла свое подтверждение, задачи исследования решены, а цель исследования достигнута. Проведенная научноисследовательская работа доказала эффективность и целесообразность реализации авторской модели.
Материалы данного диссертационного исследования могут применяться при организации учебно-воспитательного процесса со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи, для более эффективного и успешного формирования коммуникативных способностей, для успешной организации взаимодействия всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей).
Рассматривая перспективу дальнейшей научной работы, необходимо отметить, что предложенное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Развитие темы может быть продолжено в различных направлениях: выявление особенностей взаимодействия
дошкольников, имеющих нарушения речи с нормально развивающимися дошкольниками, с дошкольниками, относящихся к другим категориям лиц с ОВЗ, подробное изучение микросоциума, в котором находится ребенок, его влияние на развитие и формирование личности, совершенствование методов и приемов, способствующих не только формированию коммуникативных способностей детей, но форм организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников.
1. Акимова О. И. Инклюзия как современная модель образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы международной
научно-практической конференции. 2011. № 5. С. 10-11.
2. Алёхина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. М. : Изд-во «Первое сентября», 2013. 33 с.
3. Алферова Г. И. Социализация и социальная адаптация ребенка- инвалида в условиях инклюзивного образования // Гуманитарные исследования. 2013. № 4. С. 120-126.
4. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 63-81.
5. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения:
индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. № 2 С. 21-28.
6. Бачина О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М. : ТЦ Сфера, 2009. 64 с.
7. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребёнка // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 39-51
8. Бешенкова С. А Моделирование и формализация : методическое пособие. М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2002. 336 с.
9. Бондаревская Е .В. Ценностные основания личностно
ориентированного воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 44-53.
10. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] : учебное пособие. Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. 352с.
11. Вакуленко Л. С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи : учебно-методическое пособие. М. : Изд-во «Форум», 2013. 272 с.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Изд-во «Астрель», 2010. 671 с.
13. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую
цивилизацию ХХ! века // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 6-33.
14. Голиков Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными нуждами в условиях массовой школы: дети-инвалиды в общеобразовательной школе // Педагогическая техника. 2006. № 6. С. 93-99.
15. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Логопед. 2015. № 6. С. 16-19...71