Введение 3
Глава 1. Общественно-культурная и творческая жизнь в СССР в 1920-1930е гг 12
§ 1. Идеологические и социальные условия развития культуры 12
§ 2. Творческие организации художественной интеллигенции СССР 19
Глава 2. Деятельность советской интеллигенции в 1920-1930-е годы 34
§ 1. Деятельность художественной интеллигенции в СССР 34
§ 2. Региональные организации художественной интеллигенции и их деятельность (на примере Среднего Поволжья) 47
Глава 3. Методический и практический опыт преподавания культуры СССР в 1920-1930 гг. на уроках истории в старших классах 68
§ 1. Основные тенденции преподавания истории культуры 1920-1930-х гг. в школе в старших классах 68
§ 2 Технологическая карта внеурочного мероприятия «Советская художественная интеллигенция в 1920-1930-е гг.» 72
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 82
Приложения 88
Актуальность темы. В современной России в очередной раз встает вопрос самоопределения и самосознания российского общества. Центром становится поиск идентификационных моделей социального и культурного самоопределения, которые истинно, а не иллюзорно, могли бы соответствовать коренным интересам нашего отечества, и, в конечном счёте, задачам его выживания на фоне мирового сообщества и сохранения себя как социокультурной целостности. Это усиливает необходимость обратиться к накопленному историческому опыту.
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью комплексного изучения взаимодействия власти и интеллигенции в начальный период строительства социализма в стране, когда шло формирование культурной политики советского государства, складывалась новая художественная интеллигенция, творческие объединения, оказавшие влияние на общественнокультурную жизнь страны. От того, в каком направлении и с какой энергией люди искусства реализуют свой потенциал, от эффективности взаимодействия общества и государства, зависит состояние и внешний облик российской культуры.
В последнее время большой интерес вызывает локальная и персональная история. Через историю отдельной организации или личности можно отметить отдельные элементы жизни и их влияние на общество. В современных условиях в обществе проявляется потребность в «нетелевизионном» творчестве, вследствие чего возрождается интерес к творениям провинциальных художников, архитекторов, музыкантов, поэтов, писателей, артистов.
В связи с этим большое значение имеет исследование проблемы на региональном уровне, которое позволяет показать проявление общих тенденций становления и функционирования советской интеллигенции в провинции, а также вскрыть существующие особенности данных процессов.
Изучение родной культуры является важным воспитательным и образовательным аспектом. Формирование и осмысление опыта культурных достижений начинается еще в рамках изучения данной проблематики в школе на уроках истории. Школьное историческое образование во все времена и во всех странах мира выполняло важную роль — формировало мировоззрение нового поколения. Этот этап важен для социализации личности и формирования целостной картины восприятия отечественной истории XX века. Вследствие чего особую важность приобретают методические аспекты изучения культуры 1920-1930 - х гг. в СССР в общеобразовательных учебных заведениях.
Хронологические рамки обусловлены тем, что в 1920-1930-е годы Россия находилась в состоянии трансформации, коренной перестройки духовной жизни общества на основе новой идеологии. Именно в этот период вырабатывалась политика советского правительства в области культуры, была ликвидирована массовая неграмотность населения, люди получили возможность приобщиться к достижениям культуры. Для большинства жителей прикосновение с культурой случилось именно в эти годы. Важную роль в этом призвана была сыграть художественная интеллигенция.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию СССР. Деятельность советской творческой интеллигенции в 1920-1930-е годы более подробно рассмотрена на примере городов Среднего Поволжья (Пенза, Самара).
Объектом исследования является советская художественная интеллигенция.
Предмет - общественно-культурная и творческая жизнь в СССР в 1920-1930-е годы, деятельность художественной интеллигенции в контексте общественно-культурной жизни. В рамках диссертации особое внимание обращено на изучение особенностей развития образования, изобразительного искусства, театра, архитектуры и литературы, что позволило более глубоко и содержательно исследовать данные направления культуры СССР в 19201930-е гг.
Цель: Изучить общественно-культурную и творческую жизнь в СССР, творческие объединения художественной интеллигенции и их деятельность в 1920-1930-е годы...
1920-1930-е годы для культуры были достаточно сложным временем. Страна находилась в перестроечном состоянии, и большинству жителей было не до культуры. Но политика власти была направлена на ликвидацию безграмотности и заинтересована в получении идеологически подкованных граждан.
В 1920-1930-е годы происходят кардинальные изменения в культурном развитии СССР. Происходящие процессы носили противоречивый характер. Несомненные достижения в данный период имелись в развитии образования: отмечается сокращение числа безграмотных, рост общеобразовательных учреждений и расширение числа высших учебных заведений. Происходит поиск новых адаптированных к современным условиям педагогических методик.
Одновременно происходит встраивание образовательной и научной среды в структуру идеологической системы. С одной стороны происходит появление и развитие новых научных направлений, с другой чрезмерная стандартизация, оптимизация и регламентация ограничивает профессиональные траектории исследователей и практиков.
Существенные изменения наблюдаются и в развитии искусства, которое также жёстко подчинено решению государственных задач. Важным составляющим тоталитарного искусства была пропагандистская функция. С помощью нее правители, в том числе и И. Сталин, воздействовали на широкие массы людей.
Главная ценность советского общества - верность руководству. Архитекторам приходилось принимать любые идеи начальства, даже самые абсурдные. Они также были обязаны предоставлять на «суд партии» свои проекты, которая либо принимала их, либо подвергала критике.
Чаще всего художественная интеллигенция вступала в различные творческие организации, а в СССР их существовало достаточное большое количество. По видам это были: союзы, клубы, кружки, ассоциации, общества. В целом значительных отличий между данными видами не было, чаще всего это зависело от масштабов самой группы и количества людей, которых она объединяла. Также в определенных творческих объединениях были уставы и документация, поэтому попасть туда было не всегда просто. Музыканты, художники, театралы, литераторы были задействованы в общественно-культурной жизни государства...
1. Государственный архив Пензенской области. (ГАПО). Пензенский клуб им. 1-го мая. Ф. 1010. Оп.1. Д. 1, 2, 4, 9.
2. ГАПО. Пензенские губернские отделы профессиональных союзов работников искусства. Ф. 398. Оп. 1 Д. 25, 34.
3. ГАПО. Пензенские губернские отделы профессиональных союзов работников просвещения. Ф. 200. Оп. 1. Д. 358.
4. ГАПО. Пензенское губернское отделение общества «Долой неграмотность». Ф. 2034. Оп. 1. Д. 1.
5. ГАПО. Пензенский губернский комитет союза эсперантистов. Ф. 2040. Оп. 1 Д. 1, 2.
6. Газета «Под знаменем Ленинизма». 1925. - №12 (45). - 20 с.
7. Газета «Под знаменем Ленинизма». 1925. - №5 (38). - 16 с.
8. Газета «Под знаменем Ленинизма». 1925. - №9 (42). - 16 с.
9. Вся Пенза: адресно-справочная и телефонная книга на 1925 г. - Самара: Транспечать, 1925. - 187 с.
10. Из Устава Союза советских писателей [Электронный ресурс] // Заметки на полях. - Режим доступа:ййр://Ы895.пагоб.ги/бос22/46.й1ш
11. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. т. 44. / В. И. Ленин. - М.: Издательство политической литературы, 1970. - 725 с.
12. Пензенская энциклопедия / Под ред. К.Д. Вишневского. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 756 с.
13. Полбицын, Г. Т. 10 лет Октября. / Г. Т. Полбицын. - Пенза. Издание Пензенского Губисполкома, 1927. - 95 с.
14. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/U SSR/1932. htm
Научная и учебная литература:
15. Барт, М. А. Культурология. Учебное пособие / М. А. Барт. - М.: МГУ, 1996. - 125 с...60