ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Индивидуально-психологические особенности учащихся младшего
школьного возраста 6
1.2. Игра как вид обучающей деятельности. Функции игровой деятельности .. . .•••••••• .••••••••... .••••••••••• .••••••••... .••••••••••• .••••••••................................. .11
1.3. Трудности использования игр на уроке 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИГР НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 22
2.1. Классификация игр 22
2.2. Методические рекомендации по проведению игр на уроках английского
языка 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Язык представляет собой одно из важнейших средств общения, без которого существование и развитие человеческого общества было бы невозможным. Формирование международных связей нашего государства, а также частного бизнеса делают знание иностранных языков требуемым атрибутом современного успешного человека.
В современном обществе считается, что обучать иностранному языку необходимо как можно раньше, так как это способствует более легкому, свободному применению его на практике, а также несет в себе интеллектуальный, познавательный потенциал. Основными задачами иностранного языка как школьного предмета являются развитие общих речевых способностей учащихся, формирование готовности использовать его в непосредственном общении, а также способ изучения другой национальной культуры. Раннее изучение иностранного языка позволяет ученикам легко освоить предмет в основной школе. Следовательно, учащиеся в дальнейшем будут иметь возможность начать изучение второго иностранного языка, владение которым в современном мире становится все более востребованным.
В соответствии со школьной программой, иностранный язык преподается со второго класса, что означает признание социального интереса к изучению английского языка и подтверждением важности данного предмета для развития личности. В системе образования повышаются требования к общей культуре, а также подготавливается основа для формирования готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.
Начиная обучение со второго класса, очень важно сформировать навыки грамотного общения на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, что делает поставленную задачу сложной и требующей особой ответственности.
Методический материал современной школы испытывает насущную потребность в расширении в целом, и в активных формах обучения в частности. Одной из важнейших активных форм обучения считается игра. Результативность игры как средства творческого развития личности наиболее ярко проявляется в младшем школьном возрасте.
Игровые технологии могут использоваться в учебно-воспитательной работе в общеобразовательных школах. Игра привлекательна для детей возможностью стать героем и пережить настоящие приключения вместе с одноклассниками, эмоциональность и азартность игры обеспечивают наличие заинтересованности у детей.
Игра представляет собой одну из уникальных форм обучения. Занимательность условного мира игры позитивно эмоционально окрашивает однообразную деятельность по усвоению или закреплению материала, а эмоциональные действия игры активизируют все процессы и функции психики ребенка. Следующим положительным моментом игры является то, что она способствует применению знаний в новых условиях, таким образом, осваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, привносит интерес и разнообразие в учебный процесс. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности данного исследования.
Объект исследования - обучение английскому языку на начальном этапе.
Предмет исследования - эффективность использования игр на начальном этапе обучения.
Цель исследования заключается в освещении вопроса о значении игр и их использовании в младших классах на уроках английского языка...
Игры на уроках иностранного языка должны являться неотъемлемой частью методической организации урока. При помощи игр можно развивать также память, внимание, логическое мышление. Игры позволяют приблизить речевую деятельность к естественным нормам, развивают навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения.
Согласно методике преподавания иностранного языка, игра рассматривается как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность многократного повторения речевого образца в условиях максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. Игра в процессе обучения может выполнять обучающую, воспитательную, развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психологическую, развивающую, мотивационную и ориентирующую функции.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой нами проблеме, мы выяснили, что выбор технологии обучения осуществляется с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников (повышенная эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения.
Учащиеся как правило воспринимают учебную игру как развлечение, тренировка отодвигается на второй план. Учитель напротив рассматривает игру как упражнение. Учитель должен всегда точно и четко представлять себе, какую учебную цель преследует та или иная игра, но при проведении игры не следует показывать учащимся, что его больше интересует второй план. Действия и эмоции преподавателя должны выглядеть натурально, он должен смеяться и радоваться вместе с учениками, подчеркивая тем самым, 37
что его волнует игровой смысл упражнения, а не учебный. Если учитель раскроет ученикам свой второй план, игра превратится в обычное упражнение.
Игра не должна противопоставляться основной части урока. Наоборот, в ряде случаев она должна стать его содержанием. Чтобы игры вызывали интерес у учеников, они не должны быть однотипными. Предлагаемые игры могут быть полезны для организации разных видов работы с учащимися: индивидуальной, в парах, в группах. Игры можно использовать несколько раз, при этом разрешается изменять роли играющих, содержание материала игры, процесс игры и т.д.
В процессе обучения учителям можно использовать различные игры в сочетании с рисованием, пением, лепкой, театрализацией и т.д., что будет способствовать эффективности обучения английскому языку. Успех использования игр в ходе интегративного обучения зависит, прежде всего, от атмосферы необходимо речевого общения, которую учитель создает в классе. Из разных видов игр, рассмотренных в работе следует использовать игры, соответствующие целям и задачам, которые нужно решить на уроке.
В игре ребенок может овладеть такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника момент, согласиться с его мнением или опровергнуть его, целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Практически все учебное время в играх, так же как в иноязычной речевой деятельности, отведено на речевую практику, при этом максимально активны не только говорящий, но и слушающий.
Использование игр на уроке положительно влияет на дисциплину, дети проявляют большую заинтересованность, повышается активность, так как в урок вносятся элементы соперничества и соревнования. Они способствуют воспитанию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство коллективизма.
Наблюдения за процессом обучения английскому языку с использованием игр и игровых ситуаций показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность детей, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Итак, языковые игры на уроках английского языка в младших классах повышают эффективность учебного процесса, помогают сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения, помогают учащимся использовать имеющиеся знания, сконцентрировать их внимание на овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры. Разумное применение игровых приёмов на уроках и сочетание их с другими методическими приёмами способствует эффективному и качественному усвоению материала и делает радостным сам процесс познания, который становится потребностью.
1. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1995. 81 с.
2. Арзамасцева Н.И. Организация и использование игр при формировании у учащихся иноязычных грамматических навыков. Йошкар- Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007. 22 с.
3. Артамонова Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе // English. 2008. № 4. С. 36-43.
4. Барашкова Е.А. Не все дети талантливые, но все способные // English. 2005. № 9. С. 14-15.
5. Бирюкова Н.А. Изучаем английский, играя // Современные технологии обучения иностранным языкам. Материалы республиканской научно-практической конференции. - Йошкар-Ола: Mari. - 1997. - С. 138143.
6. Бочарова Л. П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. 1996. № 3. С. 24
27.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. С. 36-42.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс. 2011. C. 22-23.
9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: МГУ. 2006. С. 54-58.
10. Горецкий В.Г. Народное творчество // Начальная школа. 1991. № 4. С.44-46.
11. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. М.: Педагогика, 2014. 224 с.
старшеклассника в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций. Волгоград: Панорама, 2010. 64 с.
13. Завьялова А.Г. Методические разработки ситуативных игровых упражнений. Л.: ЛГПИ. 2012. №7. С. 47-50.
14. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 2001. 223 с.
15. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: Академия развития, 2000. 97 с...34