Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

Работа №152211

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2023
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические аспекты организации исследовательской деятельности на
уроках русского языка в 8 классе 7
1.1 Понятие исследовательской деятельности в методической литературе 7
1.2 Роль исследовательской деятельности на уроках русского языка в 8 классе 17
2 Методические аспекты организации исследовательской деятельности на
уроках русского языка в 8 классе 24
2.1 Анализ учебников по русскому языку на предмет выявления заданий
исследовательского характера (8 класс) 24
2.2 Педагогический опыт организации исследовательской деятельности на
уроках русского языка 32
2.3 Приемы работы по организации исследовательской деятельности на
уроках русского языка в 8 классе 37
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 52
Приложение Б 54

В настоящее время исследовательская деятельность обучающихся становится одной из востребованных форм учебной работы и необходимым средством, позволяющим реализовать деятельностный и творческий подходы в обучении.
Важнейшей задачей, стоящей перед школой, сегодня является подготовка обучающихся-исследователей, владеющих современными методами поиска информации, способных подходить к решению проблем самостоятельно и творчески.
Требования ФГОС ООО [36] предполагают владение современными научными методами познания и опытом самостоятельной исследовательской деятельности, так как в основе современного образования стоит деятельностный подход, направленный на формирование универсальных учебных действий. Именно это определяет актуальность выпускной квалификационной работы.
Цель: теоретически обосновать и разработать эффективные приемы организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка в 8 классе.
Объект: исследовательская деятельность на уроках русского языка в 8 классе.
Предмет: приёмы организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 8 классе.
Задачи:
1) дать понятие исследовательской деятельности на основе анализа методической литературы;
2) определить роль исследовательской деятельности обучающихся;
3) проанализировать школьные учебники по русскому языку 8 класса на предмет выявления заданий и упражнений, направленных на развитие исследовательских умений обучающихся;
4) описать педагогический опыт организации исследовательской деятельности на уроках русского языка на основе анкетирования;
5) разработать приёмы работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 8 классе и технологическую карту урока русского языка в 8 классе с использованием метода исследовательской работы.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении методического материала по изучению исследовательской деятельности школьников в современных условиях.
Практическая значимость работы связана с возможностями использования приёмов работы по организации исследовательской деятельности обучающихся и технологической карты на уроках русского языка в 8 классе в общеобразовательной школе.
Методологическую базу исследования составили работы Абрамовой С. В., Бережновой Е. В., Бурцевой, Е. А., Григорьяна И. С., Обухова А. С., Оманова Р Н., Рызбавевой А. И., Савенкова Л. Н., Савченко Д. А., Семеновой Н. А., Юсубовой Г. Р., Яковлевой Т А. и др.
Методы исследования: в процессе написания выпускной квалификационной работы применялись общенаучные и частные методы. При обобщении теоретического материала были использованы такие общенаучные методы, как сравнение, анализ, обобщение и описание. Практические аспекты организации исследовательской работы были изучены с помощью метода анкетирования и моделирования.
Этапы исследования: 1 этап (декабрь 2022) - отбор методической литературы, изучение основных концепций по теме исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования; 2 этап (январь 2023 - март 2023) - проведение опроса учителей, обработка анкет, анализ школьных учебников на предмет выявления упражнений, направленных на развитие исследовательской деятельности обучающихся в 8 классе; 3 этап (март 2023 - май 2023) - разработка приёмов работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 8 классе.
Апробация работы. Материалы выпускного исследования были представлены в виде доклада на I Всероссийском молодёжном научном форуме «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (2022 г.) и публикации на тему «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка в 8 классе» в сборнике «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» [29, с. 152].
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 44 наименования, включает 2 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе были представлены теоретические и методические аспекты организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 8 классе.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
2. Анализ учебников по русскому языку под авторством Е. А. Быстровой, Т М. Воителевой, Ю. Н. Гостевой, Л. В. Кибиревой, Н. Н. Фаттаховой и Г. И. Кустовой, Л. О. Савчук, Э. А. Флоренской, А. Д. Шмелёва, Е. Я. Шмелёвой позволяет утверждать, что в них хорошо проработана база упражнений, направленных на исследовательскую работу, но их количество весьма ограничено. Важно отметить, что в данных заданиях нет разграничения исследовательской и проектной деятельности, чаще всего это задания с элементами исследовательской деятельности, но представлены они только как проектные. В упражнениях в основном используется методы наблюдения, описания и рассуждения.
3. Изучив педагогический опыт учителей различных школ, мы выявили, что учителя неохотно берутся за исследовательскую работу в связи с проблемным привлечением школьников к работе и отсутствия достаточного количества заданий по исследовательской работе. Школы предоставляют условия для занятия исследовательской деятельностью и для школьника, и для учителя.
4. Разработан комплекс упражнений по русскому языку, который может быть использован учителями на уроках русского языка в 8 классе по темам «Стили речи», «Обращение», «Логическое ударение», «Фразеологизмы», «Лексика», «Морфология», «О языке и речи. Диалог культур», «Межкультурная коммуникация», «Правописание не и ни с разными частями речи», «Интервью». Данные упражнения будут способствовать развитию умения проведения исследовательской работы. Также нами была разработана технологическая карта по теме «Обобщающее слово при однородных членах предложения» с использованием учебно-исследовательского метода, где основной упор сделан на выработку умения выдвигать и подтверждать гипотезу. С помощью разработанных нами упражнений на основе применения исследовательского метода обучения на уроках русского языка у школьников будут развиваться мыслительные умения: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения.



1. Абрамова, С. В. Организация учебно-исследовательской работы на уроках русского языка / С. В. Абрамова // Теория и методика обучения. - 2007. - №2. - С. 38-45.
2. Белова, Т Г. Исследовательская деятельность обучающихся как современная педагогическая проблема / Т Г. Белова, И. П. Белов //RussianJournal of Education and Psychology. - 2016. - № 3-2(59). - С. 41-47.
3. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебник / Е. В. Бережнова. - Москва, 2017. - 230 с. - ISBN 978-5-4468-3852-3.
4. Большой толковый словарь / Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ [сайт]. - URL:http: //www. gramota.ru/slovari/info/bts/(дата обращения 20.04.2023).
5. Бондаренко, М. А. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка / М. А. Бондаренко // Поволжский педагогический вестник. - 2018. - Т 6, №4(21). - С. 1-6.
6. Бурцева, Е. А. Проектная и исследовательская работа на уроках русского языка / Е. А. Бурцева // МЦНП «Новая наука». - 2020. - №1. - С. 206¬209.
7. Быстрова, Е. А. Русский язык : учебник для 8 класса
общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева, Т. М. Воителева, Н. Н. Фаттахова ; под редакцией Е. А. Быстровой. - 2-е изд. - Москва : Русское слово - учебник, 2021. - 272 с. - ISBN 978-5-533-01950-7.
8. Быстрова, Е. А. Русский язык : учебник для 8 класса
общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 2 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева, Т. М. Воителева, Н. Н. Фаттахова ; под редакцией Е. А. Быстровой. - 2-е изд. - Москва : Русское слово - учебник, 2021. - 200 с. - ISBN 978-5-533-01950-7.
9. Вишневецкая, Г. В. Научно-исследовательская и проектная
деятельность по русскому языку и литературе как способ развития ключевых компетенций учащихся / Г. В. Вишневецкая // Вестник Таганрогского институтаимени А. П. Чехова. Науки об образовании. -2011. - №1. - С. 18-23.
10. Григорьян, И. С. Исследовательская работа учащихся в лицее / И. С. Григорян // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей / ответственный редактор А. С. Обухов. - Москва: НИИ школьных технологий, 2011. - 457 с.
11. Гушникова, С. С. Особенности мотивационной сферы учащихся 7-9 классов / С. С. Грушникова, Н. В. Чистякова, А. И. Коробко //The ScientificHeritage.- 2021. - № 66. - С. 64-65.
12. Дубова, М. А. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности при изучении темы «Обращение» на уроках русского языка в средней школе / М.А. Дубова, Ю. Д. Родина // Концепт. - 2016. - № 10. - С. 1-8.
13. Егорова, Т В. Словарь иностранных слов современного русского
языка / Т В. Егорова. - Москва : Аделант, 2014. - URL:http://uchitel-
slovesnosti.ru/slovari/12.pdf(дата обращения 15.04.2023).
14. Зимняя, И. А. Исследовательская деятельность школьников и ее организация на уроке / И. А. Зимняя // Исследовательская деятельность школьников. - 2001. - №1. - С. 176-189 - ISBN 978-5-4263-0655-4.
15. Каюмоеа, А. М. Развитие творческих способностей учащихся в процессе учебноисследовательской деятельности / А. М. Каюмоеа //ВестникБурятского государственного университета. Философия. - 2010. - С. 1-4.
16. Матюшов, Л. Н. Основы научно-исследовательской деятельности : учебное пособие / Л. Н. Матюшов. - Екатеринбург, 2017. - 115 с.
17. Нефедова, Ю. В. Пути формирования учебной мотивации на уроках русского языка : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Нефедова Юлия Викторовна ; Московский городской педагогический университет. - Москва, 2002. - 282 с.
18. Обухов, А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся : уч. пособие / А. С. Обухов. - Москва : Нац. Книжный центр, 2015. - 283 с. - ISBN 978-5-4441-0060-8.
19. Оманов, Р Н. Исследовательская деятельность школьника : уч. пособие / Р Н. Оманов. - Москва : Академия, 2008. - 234 с. - ISBN 5-98849-052¬2.
20. Онлайн-сервис для работы «Яндекс.Документы» / Yandex [сайт]. - URL:https://docs.yandex.ru/docs?type=pptx (дата обращения 15.04.2023).
21. Онлайн-сервис для создания мультимедийных интерактивных
упражнений / LearningApps [сайт]. - URL:
https://learningapps.org/display?v=pbis49xya23 (дата обращения 20.04.2023).
22. Примерная рабочая программа основного общего образования.
Русский язык (для 5-9 классов образовательных организаций) // Министерство просвещения Российской Федерации. - Москва : 2021. - URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/7dca02ecacbff7a8a5b2f1ec40a06ac5.pdf (дата
обращения: 17.02.2023)
23. Рызбаева, А. И. Организация исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе / А. И. Рызбаева // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Аккмулы. - 2018. - №3. - С. 137- 145.
24. Ряпчик, С. Ю. Деятельностный подход / С. Ю. Ряпчик // Педагогическое мастерство. - 2016. - №2. - С. 34-38.
25. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников : учебник / А. И. Савенков. - Москва : Наука, 2004. - 205 с. - ISBN 5-88753-067-7.
26. Савченко, Д. А. Исследовательская деятельность школьников : учебник / Д. А. Савченко. - Москва : Просвещение, 205. - 230 с.
27. Словари / Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ [сайт]. - URL:http: //www. gramota.ru/slovari/(дата обращения 20.04.2023).
28. Словари устойчивых выражений, фразеологизмов, пословиц, цитат и афоризмов / Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ [сайт]. - URL: http://new.gramota.ru/spravka/library/360-siovari-8(дата обращения 20.04.2023).
29. Современное педагогическое образование: теоретический и
прикладной аспекты : сб. научн. ст. II Всероссийского молодежного научного форума (10-15 апреля 2023 г.) / под ред. Ю. А. Безруких, А. П. Мохирева, О. Б. Лобановой, М. А. Мартыновой [Электронный ресурс]. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2023. - 281 с.
30. Справочник по фразеологии / Справочно-информационный портал
ГРАМОТА.РУ [сайт]. - URL:
http://new.gramota.ru/spravka/phrases?alpha=%D0%9D&start=30(дата обращения 20.04.2023).
31. Ступина, Н. А. Исследовательская деятельность как средство повышения учебного мотива / Н. А. Ступина // Актуальные проблемы науки и практики. - 2016. - №7. - С. 67-73.
32. Таскарева, С. Е. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка / С. Е. Таскарева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1. - С. 88-95.
33. Тимофеева, С. В. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы / С. В. Тимофеева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - №3(27). - С. 220- 222.
34. Тихомирова, Л. И. Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка / Л. И. Тихомирова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №2. - С. 110-116.
35. Фасмер, М. Этимологический русскоязычный словарь / М. Фасмер [сайт]. - URL:https://14.slovaronline.com/(дата обращения 20.04.2023).
36. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) // ФГОС : официальный сайт. - URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo(дата обращения: 15.02.2023)
37. Цукерман, Г. А. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : автореферат диссертации на соискание доктора психических наук / Цукерман Галина Анатольевна ; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. - Москва, 2013. - 71 с.
38. Шаблыкина, Г. С. проектная и исследовательская деятельность : учебник / Г. С. Шаблыкина. - Москва : КАРО, 2009. - 170 с.
39. Шашенкова, Е. А. Исследовательская деятельность : словарь / Е. А. Шашенкова. - Москва : Перспектива, 2010. - 88 с.
40. Шмелев, А. Д. Русский язык. 8 класс : учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / А. Д. Шмелев., Э. А. Флоренская Л. О. Савчук и др. ; под редакцией А. Д. Шмелева. - Москва : Просвещение, 2019. - 361 с. - ISBN: 978-5-360-11907-4.
41. Юсубова, Г. Р Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка / Г. Р Юсубова // Современная наука: теоретический и практический взгляд. - 2018. - №1. - С. 39-41.
42. Ягуртова, Н. Т Исследовательский метод и особенности его применения при обучении русскому языку в образовательных учреждениях / Н. Т. Ягуртова // Актуальные проблемы науки и практики. - 2016. - №7. - С. 210-219.
43. Яковлева, Т. А. Исследовательская деятельность на уроках русского языка / Т. А. Яковлева // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. - 2018. - №2. - С. 22-34.
44. Якушева, С. Д. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современной школы : [монография] / С. Д. Якушева; Московский городской педагогический университет. - Новосибирск : АНС СибАК, 2017. - 14 с. - ISBN 978-5-4379-0570-8.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ