Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и практических исследований по изучаемой проблеме 7
1.1. Понятие нравственного самоопределения личности в трудах
отечественных и зарубежных психологов 7
1.2. Особенности раннего юношеского возраста 17
1.3. Особенности нравственного самоопределения личности в раннем
юношеском возрасте 26
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Исследование особенностей нравственного самоопределения личности учащихся колледжа искусств 36
2.1. Описание процедуры и методов исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 41
Выводы по 2 главе 58
Заключение 63
Список используемых источников 74
Приложения 78
XXI век - это век глобальных социальных преобразований, несущих огромное число перемен, а с ними и проблемы вызывающие интеллектуальное, эмоциональное, духовное и физическое напряжение человека. Социальная и экономическая нестабильность, мощное воздействие средств массовой информации, вооруженные конфликты между различными этническими, социальными группами, политические войны, происходящие в мире, миграционные движения населения планеты, столкновения и взаимопроникновение различных культур, террористические угрозы - все это заставляет человека воспринимать, понимать и открывать мир по- новому. Кардинально меняются цели, перестраивается ментальность людей, рушится устоявшаяся система нравственных и духовных ценностей. Все это вызывает противоречия в индивидуальном и групповом сознании, определяет неустойчивость в идеологических культурах. В данной ситуации молодежь, у которой происходит смена идеалов, особо подвержена негативному влиянию.
Проблема нравственного самоопределения личности была актуальна во все времена и эпохи. Особенно она привлекает внимание во время социальных изменений в обществе, в периоды перестройки, когда неизбежно меняются нравственные ценности и моральные ориентиры.
Большое внимание исследователей в отечественной психологии к проблемам нравственности, заложено в работах С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, В.Г. Асеева, М.И. Бобневой, Б.С. Братуся, Л.И. Божович, А.В. Брушлинского, К.К. Платонова, К.В. Муздыбаева, Т.А. Флоренской, В.Э. Чудновского, П.Н. Шихирева, Д.Б. Эльконина и ряда других авторов. Этот интерес обрел новую силу на рубеже ХХ и ХХХ веков. В последние десятилетия все большее число российских психологов обращается к проблемам морали и нравственности, в частности: А.Н. Бражникова, М.И. Воловикова, Н.Д. Елисеева, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, О.И. Мантонина, О.П. Николаева, Р.В. Овчарова и Н.В. Мельникова, Д.А. Подольский, О.А. Подольский, Л.М. Попов, Т.П. Скрипкина, Е.Ю. Стрижов и мн. др [19, с. 16].
Возникают и развиваются новые направления, в большинстве своем междисциплинарные: макропсихологический подход к исследованию
нравственности (М.И. Воловикова, Т.П. Емельянова, В.А. Кольцова, Н.М. Лебедева, Е.Н. Резников, В.А. Соснин, А.В. Юревич и др.); нравственнопсихологическая регуляция экономического сознания и поведения (Е.И. Горбачева, А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, Е.Н. Молодых, М.В. Редькина, С.П. Табхарова, Г.А. Токарева и др.); нравственная и духовная детерминация профессиональной деятельности (Ю.Я. Голиков, Л.Г. Дикая, Е.П. Ермолаева, А.Н. Костин, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриков и др.), нравственное самоопределение личности (К.А. Абульханова, Е.П.
Авдуевская и Т.А. Араканцева, Л.И. Божович, А.Е. Воробьева и А.Б. Купрейченко, Н.Д. Зотов, В.Ф. Сафин и др.) и некоторые другие
направления» [19, с. 17].
Ранний юношеский возраст является важным периодом для становления нравственности. Это период, когда молодые люди окончили свое обучение в общеобразовательной школе и решают свою дальнейшую судьбу. Перед ними открывается самостоятельная жизнь, где необходимо уже принимать решения по всем вопросам, отвечать за свои поступки, определяться в ситуациях нравственного выбора, ставить перед собой цели и достигать их. Юношеский возраст рассматривается некоторыми исследователями (Х.Х. Валиахметов, Т.И. Петракова и др.) в качестве базовой характеристики личности. От того, каким будет нравственное самоопределение современной молодежи, зависит будущее моральное состояние общества, к которому она принадлежит. Так как значительный контингент учащихся школы переходит в средние профессиональные учебные заведения, на преподавателей этих заведений ложится большая ответственность в воспитании высоко морально - нравственных и духовных личностей. Этим обстоятельством, на наш взгляд, и определяется актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Колледж искусств - это современное творческое учебное заведение, готовящее специалистов в области искусства и культуры...
Итак, в своей работе мы постарались разобраться в проблеме нравственного самоопределения личности. Следует отметить, что, несмотря на частое использование термина «самоопределение», само понятие еще недостаточно определено, не в полной мере интерпретированы явления, влияющие на становление и формирование нравственного самоопределения личности. Анализируя теоретические и практические исследования по данной проблеме мы рассмотрели методологические основы
психологического подхода в этом вопросе. Изучили структуры, уровни, «составляющие» выделяемые в нравственном самоопределении различными психологами, а также стадии развития идентичности.
Необходимо отметить, что большой вклад в это направление своими работами внесли Ж. Пиаже, Л. Колберг, а также их последователи: К. Гиллиган, Дж. Джиббс, Дж.Л. Тапп и др. В российской науке к теоретическим основам духовно-нравственных феноменов в своих исследованиях обращались С.Л. Рубинштейн и К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь, М.И. Воловикова, В.В. Знаков, К.К. Платонов, В.А. Пономаренко, Л.М. Попов и О.Ю. Голубева, В.Д. Шадриков и др. Эти исследования посвящены поиску психологической природы духовности и нравственности, анализу духовных и нравственных способностей, потребностей, состояний личности. Наиболее разработанным направлением, имеющим прочные теоретические основания и наибольшее число последователей, являются исследования стадии нравственного развития, уровня развития моральных суждений, моральной компетентности и воспитанности [19, с. 22].
Осуществив теоретический анализ можно сделать вывод: современное понимание проблемы нравственного самоопределения указывает на то, что это не самостоятельный и не связанный ни с чем процесс, а процесс, включенный в систему психического и социального развития личности. И каждый возрастной период со своими особенностями и механизмами играет огромную роль в решении актуальных проблем личностного развития. Знание и учет особенностей нравственного самоопределения на каждом возрастном этапе и специфики уровней нравственного развития позволят организовывать систему целенаправленного воздействия, которая обеспечит достижение высокого уровня нравственного развития личности, что является особенно важным в кризисный период развития общества.
Изучая возрастной период «ранняя юность» пришли к выводу, что для развития нравственности на данном этапе характерно появление такого нового функционального образования, как нравственные убеждения, представляющие собой комплекс соответствующих знаний и чувств. С момента появления убеждений во-первых - идет перестройка, а потом полное исчезновение эталона, воплощенного в образе конкретного человека, и модернизированного в идеал, но с определенными собирательными качествами. Обобщая емкий жизненный опыт в ряде нравственных категорий, молодой человек соотносит и объединяет их в единый целостный комплекс, на основе чего у него формируется нравственное мировоззрение как система убеждений. Следует отметить, что нравственное совершенствование человека, достигшего в юношеский период эталонного уровня нравственного развития, может продолжаться всю жизнь. Но далее в нравственной сфере не возникает каких-либо новых образований, а происходит только укрепление, развертывание и совершенствование тех, которые появились ранее.
Исследование особенностей нравственного самоопределения личности проводилось в Пензенском колледже искусств со студентами, обучающимися на разных курсах. Его результаты свидетельствуют о следующих особенностях нравственного самоопределения личности учащихся.
Представление о нравственности как о неотъемлемом, естественном свойстве любого общества, о нравственной природе человека более свойственно студентам четвёртого курса, однако лишь у небольшой их части
- 16,7 % выявлены высокие значения. Незначительное количество студентов младших курсов (1-3) имеют такие же представления о нравственности. Возможно, у студентов младших курсов начинает значительно проявляться этический критицизм, который возникает еще в подростковом возрасте, не дающий им принимать всё на веру. При этом может возникать потребность критической переоценки и переосмысления воспринятого когда-то некритично. Они полагают, что в каждом обществе формируется такая нравственность, которая соответствует потребностям его членов.
Высокую значимость морали и нравственности для общества признают студенты 2 и 4 курсов (76,9%, 75%) и лишь 40% - 1 курс, 36,4% - 3 курс, которые могут рассматриваться ими как необходимое условие взаимодействия членов общества, как фундамент, на котором зиждется сосуществование и сотрудничество людей. Остальные респонденты полагают, что общество вполне может обходиться без моральных норм, которые являются устаревшими.
Как нечто неизменное, вне зависимости для «своих» или « чужих» рассматривают моральные нормы, главным образом, студенты четвертого курса, около четверти второкурсников (23,1%) , 13,3% - первокурсников и
9,1% третьекурсников. Остальные, скорее всего, рассматривают моральные нормы с точки зрения конкретной ситуации, в которой добро может стать злом и наоборот...
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст]/К.А. Абульханова-Славская. - Москва: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата /Г.С. Абрамова// - Москва: Юрайт , 2014. - 811 с.
3. Антисфен [Текст]// О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов /Диоген Лаэртский. - Москва: Мысль,1986. - 571 с.
4. Арсеньев, А.С. Научное образование и нравственное воспитание [Текст] /А.С. Арсеньев // Психологические проблемы нравственного воспитания детей/ под ред. Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. - Москва, 1977. - С. 30-68.
5. Берне, Р.В. Я - концепция в юности [Текст]// Развитие Я - концепции и воспитание/Р.В. Берне.- Москва,1986.- С. 169-224.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/Л.И. Божович. - Москва: Просвещение, 1968. - 464 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И.
Божович. -Москва: Модэк, 2011. - 258 с.
8. Братусь, Б.С. Подросток и юноша [Текст] // Психологические
аспекты нравственного развития личности /Б.С. Братусь. - Москва, 1977. - С.21-64.
9. Братусь, Б.С. Психологический тип личности в русской и советской
культурах [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www.studfiles. ru/preview/4658787/page:26/.
10. Брюхова, Н.Г. Нравственное саморазвитие человека [Текст] /Н.Г. Боюхова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2015.- № 7. - С. 289-301.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст]. — Москва: Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
12. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики [Текст]/Г.В.Ф. Гегель. - Санкт-Петербург: Наука; Москва: Мысль, 1972. - 800 с.
13. Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы [Текст]/Р. Декарт; пер. с лат. - Москва: Академический проект, 2011. - 335 с.
14. Еремина, А.Н. Взаимовлияние социально-психологической зрелости учебных групп и нравственного самоопределения старшеклассников [Текст]/А.Н. Еремина// Психология - наука будущего: материалы II международной конференции молодых ученых.- Москва, 30-31 октября 2008 / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергеенко, А.С. Обухова. - Москва: Институт психологии РАН, 2008. - С. 144-147.
15. Еремина, А.Н. Социально-психологические механизмы влияния учебной группы на нравственное самоопределение старшеклассников [Электронный ресурс]/А.Н. Еремина // Ученые записки Курского государственного университета: электронный научный журнал Курского государственного университета. - Курск, 2010. - № 3(15). Часть I. - URL: http://scientific-notes.ru/pdf/015-032.pdf - номер государственной регистрации - 0421000068�078...36