Введение 4
1 Теоретические основы развития координационных способностей
лыжников 6
1.1 Понятие координационных способностей в спорте 6
1.2 Координационные способности в лыжных гонках 9
1.3 Анатомо-физиологические особенности развития детей 11-12 лет.... 13
1.4 Средства и методы развития координационных способностей
лыжников 11-12 лет 17
1.5 Подвижные игры для развития координационных способностей 23
2 Организация и методы исследования 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Методы исследования 27
3 Экспериментальная проверка эффективности методики развития
координационных способностей лыжников 11-12 лет посредством 31
подвижных игр
3.1 Анализ анкетирования «Особенности применения подвижных игр в
тренировочном процессе лыжников-гонщиков 11-12 лет» 31
3.2 Методика развития координационных способностей лыжников 33
посредством подвижных игр
3.3 Проверка эффективности применения методики развития 35
координационных способностей лыжников 11-12 лет.
Заключение 38
Практические рекомендации 40
Список использованных источников 41
Приложение А-В 48
Актуальность. Сложная технико-тактическая деятельность - это особенность лыжного спорта. Поэтому требует от спортсмена высокого уровня развития координационных способностей. Что бы спортсмен на высокой скорости мог быстро и точно оценивать постоянно меняющуюся обстановку и принимать верное решение, уметь преодолевать внезапно возникающие препятствия в гонке с масс-старта, уметь реагировать на резкое изменение направления и скорости движения соперников в спринтерской гонке, правильно проходить в группе соперников виражи, повороты, развороты. К сожалению, в тренировке лыжников не планируются проведение отдельных занятий для развития координационных способностей. Однако это возможно в бесснежный период, когда нет больших физических нагрузок [8].
Развитие координационных способностей у лыжников 11-12 лет, является необходимым условием в освоении новых двигательных действий и техники лыжных ходов. В этом возрасте происходит «закладка фундамента» для совершенствования этих способностей.
Подвижные игры занимают ведущее место в физическом воспитании детей. Игра не только занимает досуг, воспитывает, сплачивает юный коллектив, но и развивает двигательные навыки и координационные способности. Подвижные игры позволяют качественно координировать движения. Вырабатывают способность легко усваивать новые, усложняющиеся формы движений.
Координационные способности оказывают значительное влияние на результативность в лыжных гонках, однако рассматривая Типовую программу по виду спорта лыжные гонки и Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки развитию координационных способностей уделяется недостаточное внимание [47].
Объект исследования: тренировочный процесс лыжников.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у лыжников 11-12 лет.
Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка эффективности методики развития координационных способностей лыжников 11-12 лет посредством подвижных игр.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть координационные способности в лыжных гонках, использование подвижных игр для развития координации.
2. Выявить особенности применения в тренировочном процессе подвижных игр для развития координационных способностей лыжников 11 -12 лет.
3. Разработать и экспериментально подтвердить эффективность методики развития координационных способностей лыжников 11-12 лет посредством подвижных игр.
Гипотеза исследования: мы предположили, что внедрение в тренировочный процесс лыжников 11-12 лет методики развития координационных способностей с активным использованием подвижных игр может значительно повысить уровень координационных способностей и соответственно спортивные результаты.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
1. Мы изучили особенности координационных способностей в лыжных гонках и их значение для получения высоких спортивных результатов. Основным средством воспитания координационных способностей лыжников являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Наиболее эффективными применяемыми методами развития координационных способностей являются: метод стандартно-повторного упражнения; игровой (подвижные игры); соревновательный.
Подвижные игры создают наилучшие условия для развития и совершенствования координационных способностей. Подвижные игры, способствующие развитию координационных способностей в строгой последовательности и с постепенным усложнением заданий должны включаться в тренировочные процесс.
2. С целью выявления особенностей применения подвижных игр для развития координационных способностей лыжников 11-12 лет в тренировочном процессе было проведено анкетирование. Было выявлено: развитию ловкости уделяют внимание лишь 8% тренеров, никто из опрошенных тренеров не проводит отдельные тренировки для развития координации, для развития координации у лыжников половина опрашиваемых считают лучшим средством упражнения на равновесие, мнение второй половины разделилось на координационные упражнения на скорость и подвижные игры, практически все опрошенные тренеры в тренировочном процессе используют подвижные игры, однако выбирают подвижные игры, которые в большей степени развивают скоростные качества.
3. Нами была разработана методика развития координационных способностей лыжников 11-12 лет. Основу разработанной нами методики составляет акцентированное использовании подвижных игр, направленных на развитие координационных способностей. Подвижные игры использовались в основной части второй тренировки 3 раза в неделю.
В экспериментальной группе, которая занималась с применением разработанной нами методики, результаты тестов на конец эксперимента оказались достоверно выше, чем у контрольной группы, которая занималась по общепринятой методике. Наибольший прирост в экспериментальной группе, наблюдается в тесте «Спринт в заданном ритме» - 45,45%, наименьший - 8,35% в первом тесте «Челночный бег (3 x 10 м)»».
Таким образом, использование в тренировочном процессе разработанной методики развития координационных способностей лыжников 11-12 лет с применением подвижных игр является эффективным.