Введение 4
1 Теоретические основы развития координационных способностей
лыжников 6
1.1 Понятие координационных способностей в спорте 6
1.2 Координационные способности в лыжных гонках 9
1.3 Анатомо-физиологические особенности развития детей 11-12 лет.... 13
1.4 Средства и методы развития координационных способностей
лыжников 11-12 лет 17
1.5 Подвижные игры для развития координационных способностей 23
2 Организация и методы исследования 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Методы исследования 27
3 Экспериментальная проверка эффективности методики развития
координационных способностей лыжников 11-12 лет посредством 31
подвижных игр
3.1 Анализ анкетирования «Особенности применения подвижных игр в
тренировочном процессе лыжников-гонщиков 11-12 лет» 31
3.2 Методика развития координационных способностей лыжников 33
посредством подвижных игр
3.3 Проверка эффективности применения методики развития 35
координационных способностей лыжников 11-12 лет.
Заключение 38
Практические рекомендации 40
Список использованных источников 41
Приложение А-В 48
Актуальность. Сложная технико-тактическая деятельность - это особенность лыжного спорта. Поэтому требует от спортсмена высокого уровня развития координационных способностей. Что бы спортсмен на высокой скорости мог быстро и точно оценивать постоянно меняющуюся обстановку и принимать верное решение, уметь преодолевать внезапно возникающие препятствия в гонке с масс-старта, уметь реагировать на резкое изменение направления и скорости движения соперников в спринтерской гонке, правильно проходить в группе соперников виражи, повороты, развороты. К сожалению, в тренировке лыжников не планируются проведение отдельных занятий для развития координационных способностей. Однако это возможно в бесснежный период, когда нет больших физических нагрузок [8].
Развитие координационных способностей у лыжников 11-12 лет, является необходимым условием в освоении новых двигательных действий и техники лыжных ходов. В этом возрасте происходит «закладка фундамента» для совершенствования этих способностей.
Подвижные игры занимают ведущее место в физическом воспитании детей. Игра не только занимает досуг, воспитывает, сплачивает юный коллектив, но и развивает двигательные навыки и координационные способности. Подвижные игры позволяют качественно координировать движения. Вырабатывают способность легко усваивать новые, усложняющиеся формы движений.
Координационные способности оказывают значительное влияние на результативность в лыжных гонках, однако рассматривая Типовую программу по виду спорта лыжные гонки и Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки развитию координационных способностей уделяется недостаточное внимание [47].
Объект исследования: тренировочный процесс лыжников.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у лыжников 11-12 лет.
Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка эффективности методики развития координационных способностей лыжников 11-12 лет посредством подвижных игр.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть координационные способности в лыжных гонках, использование подвижных игр для развития координации.
2. Выявить особенности применения в тренировочном процессе подвижных игр для развития координационных способностей лыжников 11 -12 лет.
3. Разработать и экспериментально подтвердить эффективность методики развития координационных способностей лыжников 11-12 лет посредством подвижных игр.
Гипотеза исследования: мы предположили, что внедрение в тренировочный процесс лыжников 11-12 лет методики развития координационных способностей с активным использованием подвижных игр может значительно повысить уровень координационных способностей и соответственно спортивные результаты.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
1. Мы изучили особенности координационных способностей в лыжных гонках и их значение для получения высоких спортивных результатов. Основным средством воспитания координационных способностей лыжников являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Наиболее эффективными применяемыми методами развития координационных способностей являются: метод стандартно-повторного упражнения; игровой (подвижные игры); соревновательный.
Подвижные игры создают наилучшие условия для развития и совершенствования координационных способностей. Подвижные игры, способствующие развитию координационных способностей в строгой последовательности и с постепенным усложнением заданий должны включаться в тренировочные процесс.
2. С целью выявления особенностей применения подвижных игр для развития координационных способностей лыжников 11-12 лет в тренировочном процессе было проведено анкетирование. Было выявлено: развитию ловкости уделяют внимание лишь 8% тренеров, никто из опрошенных тренеров не проводит отдельные тренировки для развития координации, для развития координации у лыжников половина опрашиваемых считают лучшим средством упражнения на равновесие, мнение второй половины разделилось на координационные упражнения на скорость и подвижные игры, практически все опрошенные тренеры в тренировочном процессе используют подвижные игры, однако выбирают подвижные игры, которые в большей степени развивают скоростные качества.
3. Нами была разработана методика развития координационных способностей лыжников 11-12 лет. Основу разработанной нами методики составляет акцентированное использовании подвижных игр, направленных на развитие координационных способностей. Подвижные игры использовались в основной части второй тренировки 3 раза в неделю.
В экспериментальной группе, которая занималась с применением разработанной нами методики, результаты тестов на конец эксперимента оказались достоверно выше, чем у контрольной группы, которая занималась по общепринятой методике. Наибольший прирост в экспериментальной группе, наблюдается в тесте «Спринт в заданном ритме» - 45,45%, наименьший - 8,35% в первом тесте «Челночный бег (3 x 10 м)»».
Таким образом, использование в тренировочном процессе разработанной методики развития координационных способностей лыжников 11-12 лет с применением подвижных игр является эффективным.
1. Алыпов, А. Г. Особенности личностного и физического развития детей на этапе ранней спортивной специализации / А. Г. Алыпов, А. Н Савчук // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2018. - № 2 (44) - С. 83-91.
2. Артеменко, Т. Г. Биомеханические показатели двигательных действий в специальных упражнениях базовых видов спорта / Т. Г. Артеменко, Е. В. Артеменко // Инновационные процессы в науке и образовании: монография. - Пенза: Наука и Просвещение, 2019. - С. 65-152.
3. Бакулев, С. Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей / С. Е. Бакулев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2006. - № 22. - С. 3-9.
4. Бочаров, М. И. Спортивная метрология / М. И. Бочаров. - Ухта: УГЛУ, 2012. - 156 с.
5. Бусарин, А. Г. Развитие основных физических качеств в детском и юношеском возрасте лыжников / А. Г. Бусарин // Физическая культура, спорт, наука и образование: матер. II Всероссийской научной конференции (30 марта 2018 года, г. Якутск). - Чурапча: ЧГИФКиС, 2018. - С. 79-83.
6. Величко А. И. Анатомо-физиологические, эмоциональные и психологические особенности детей младшего школьного возраста / А. И. Величко, О. А. Татаринцева // Европейский форум молодых исследователей: сб. статей конференции (22 октября 2019 г.). - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2019. - С. 38-40.
7. Воронова, Е. К. Формирование техники ходьбы на лыжах у младших школьников / Е. К. Воронова // Физическая культура, спорт, наука и образование: матер. II Всероссийской научной конференции (30 марта 2018 года, г. Якутск). - Чурапча: ЧГИФКиС, 2018. - С. 93-98.
8. Гусева, Н. А. Совершенствование координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц в переходном и подготовительном периоде спортивной тренировки / Н. А. Гусева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 2. - С. 5-8.
9. Дьячковская, А. И. Роль подвижных игр в процессе физического воспитания младших школьников / А. И. Дьячковская // Физическая культура, спорт, наука и образование: матер. II Всероссийской научной конференции (30 марта 2018 года, г. Якутск). - Чурапча: ЧГИФКиС, 2018. - С. 200-204.
10. Замогильнов, А. И. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / А. И. Замогильнов. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ,
2017. - 289 с.
11. Зациорский, В. М. Биомеханика двигательного аппарата человека / В. М. Зациорский, А. С. Аруин, В. Н. Селуянов. - М.: ФиС, 1981. - 143 с.
12. Золотухина, И. А. Подвижные игры на уроках физической культуры в начальной школе как фактор формирования мотивации к учебным занятиям / И. А. Золотухина, М. В. Дедловская, Е. В. Беликова // Известия тульского государственного университета. физическая культура. Спорт.- 2018.- № 2. - С. 41-46.
13. Зыкова, Н. Ю. Особенности развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста / Н. Ю. Зыкова, С. Н. Михеев // Современные спортивные технологии (Актуальные вопросы подготовки спортивного резерва): матер. VI Межрегиональной научно-практической конференции (27 апреля 2018 г.). - Йошкар-Ола: ГБПОУ Республики Марий Эл «Училище олимпийского резерва», 2018. - С. 87-92.
14. Исакова, В. М. Подвижные игры и эстафеты на уроках лыжной подготовки [Электронный ресурс] / В. М. Исакова // Учитель будущего: «Физическая культура» по теме «Подружись с лыжней»: матер. заседания форсайт-центра (14 марта 2019 г.). - Нижневартовск, 2019 г. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/12/04/vystuplenie-forsayt-tsentr
15. Каль, М. Воспитание функции равновесия // Теория и практика физической культуры. - 2005. -№ 3. - С. 62-63.
16. Колыванова, К. В. Подвижные игры как средство формирования координационных способностей юных лыжников-гонщиков / К. В. Колыванова, Л. Н. Смолякова // Спорт и спортивная медицина: матер. II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (11-13 апреля 2019 г.). - Чайковский: ГИФК, 2019. - С. 108-112.
17. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2012. - 416 с.
18. Лапыгина, О. В. Разработка новых тренировочных средств для физической и специальной подготовки спортсменов / О. В. Лапыгина // Физическая культура, спорт, наука и образование: матер. II Всероссийской научной конференции (30 марта 2018 года, г. Якутск). - Чурапча: ЧГИФКиС,
2018. - С. 316-319.
19. Листопад, И. В. Использование игрового метода проведения учебно-тренировочных занятий при повышении уровня функциональной подготовленности и развития координационных способностей лыжников- гонщиков в группах начальной подготовки / И. В. Листопад, А. М. Кузмич // Прикладная спортивная наука. - 2016. - № 1 (3). С. 17-22.
20. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие /
B. И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
21. Малеев, П. А. Совершенствование методики физической подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков [Электронный ресурс]: магистерская диссертация: 49.04.01 / Малеев Петр Алексеевич. - Красноярск: СФУ, 2016. - 90 с.http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/31008
22. Матвеева, И. С. Развитие выносливости детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры / И. С. Матвеева, В. С Матвеев, А. М. Глазин // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). -
C. 265-269.
23. Мейксон, Г. Б. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов / Г. Б. Мейксон. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 235с.
24. Михалев, В. И. Специальная работоспособность лыжников гонщиков: современные тенденции (по материалам зарубежной литературы) / В. И. Михалев, Ю. В. Корягина, О. С. Антипова, В. А. Аикин, Е. М. Сухинин // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №4 (122). - С. 139-143.
25. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л. Д. Назаренко. - М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 259 с.
26. Новиков, А.Д. Теория и методика физического воспитания / А. Д. Новиков. - М.: Академия, 2000. - 480 с.
27. Озолин, Н. Г. Молодому коллеге / Н. Г. Озолин. - М: Физкультура и спорт, 1988. - 240 с.
28. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М.: Астрель, 2002. - 180 с.
29. Патрикеев, А. Ю. Зимние подвижные игры: 1-4 классы / А. Ю. Патрикеев. - М.: ВАКО, 2009. - 176 с.
30. Пернич, Г. Серия специализированных публикаций Австрийской федерации лыжного спорта: от базового этапа до этапа совершенствования спортивного мастерства / Г. Пернич, А. Штаудахер. - М., 2003. - 207 с.
31. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.
32. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 251 с.
33. Попова, А. С. Совершенствование координационных способностей лыжников-гонщиков в подготовительном периоде / А. С. Попова, Н. П. Олесов // Физическая культура, спорт, наука и образование: матер. II Всероссийской научной конференции (30 марта 2018 года, г. Якутск). - Чурапча: ЧГИФКиС, 2018. - С. 418-421.
34. Проселкина, Н. Н. Применение игрового метода с помощью
подвижных игр в подготовке лыжников-гонщиков на начальном
тренировочном этапе [Электронный ресурс] / Н. Н. Проселкина: метод. разработка старшего инструктора методиста СДЮШОР по ЛВС. - Елизово, Камчатский край, 2014. - 17 с.
https://lvs.kamch.sportsng.ru/media/2018/06/26/1240814844/Metodika_podgotovki_chlenov_sportivnoj_s Kamchatskogo_kraya_po_biatlonu.pdf
35. Раменская, Т. И. Лыжный спорт / Т. И. Раменская, А. Г. Баталов. - М.: Физическая культура, 2005. - 320 с.
36. Раменская, Т. И. Резервы повышения технико-тактического мастерства лыжников-гонщиков / Т. И. Раменская, К. М. Гераскин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 11. - С. 66-72.
37. Румянцева, Н. В. К вопросу развития координационных способностей лыжников-гонщиков / Н. В. Румянцева // Омские социально¬гуманитарные чтения - 2019: матер. XII Международной научно-практической конференции, отв. ред. Л. А. Кудринская (16-18 апреля 2019 г.). - Омск: ОГТУ. - 2019. С. 327-335.
38. Рыбакова, О. Ю. Средства и методы развития координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе / О. Ю. Рыбакова, Д. М. Зейналова // Современные спортивные технологии (Актуальные вопросы подготовки спортивного резерва): матер. VI Межрегиональной научно-практической конференции (27 апреля 2018 г.). - Йошкар-Ола: ГБПОУ Республики Марий Эл «Училище олимпийского резерва», 2018. - С. 320-326.
39. Свирид, В. В. Анатомо-физиологические особенности детей 12-14 лет статья / В. В. Свирид, О. А. Катников, Т. В. Кулумаева // Мир современной науки. - 2014. - № 4 (26). - С. 41-44.
40. Сергиевич, Е. А. Теоретические основы дисциплины «физическая культура и спорт»: учебно-методическое пособие / Е. А. Сергиевич, Л. П. Пягайл. - Омск: Омская гум, 2018. -224 с.
41. Серикова, Ю. Н. Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития / Ю. Н. Серикова, В. А. Александрова, А. Ю. Нечаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - №6 (160). - С. 224-231.
42. Сираковская Я. В. Основы физической культуры: учебное пособие для вузов / Я. В. Сираковская, О. Н. Крюкова, И. Н. Маслова. - Воронеж: Изд- во Ритм,2017. - 233 с.
43. Сметанин, Н. А. Развитие координационных способностей как фактор успешности соревновательной деятельности лыжников-гонщиков 14-15 лет в спринтерских дисциплинах [Электронный ресурс]: магистерская диссертация: 49.04.01 / Сметанин Никита Андреевич. - Тюмень: ТГУ, 2016. - 80 с.http://tmnlib.ru/jirbis/files/upload/books/VKR/2016/IFK/Smetanin_VKR.pdf
44. Смолякова, Л. Н. Развитие координационных способностей лыжников-гонщиков / Л. Н. Смолякова, С. С. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - №12 (154). - С. 262-266.
45. Смолякова, Л. Н. Развитие координационных способностей лыжников-гонщиков как основа олимпийских побед / Л. Н. Смолякова, С. С. Горбунов // Перспективы развития науки и образования : сборник научных трудов по материалам XI международной научно-практической конференции (30 ноября 2016 г.) / под общ. ред. А. В. Туголукова. - М.: ИН Туголукова А. В., 2016 - С. 280-285.
46. Смолякова, Л. Н. Совершенствование координационных способностей лыжников-гонщиков в бесснежный период / Л. Н. Смолякова, С. С. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - №2 (156). - С. 227-230.
47. Тарасова, Е. А. Развитие координационных способностей у лыжников-гонщиков 9-10 лет на начальном этапе подготовки / Е. А. Тарасова, А. В. Халманских // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: тенденции, традиции и инновации: матер. Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Н. Зуева (17-18 октября 2019 г.). - Тюмень,
2019. - С. 207-211.
48. Теория и методики физического воспитания: учебник для педвузов / под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
49. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки [Электронный ресурс] /https://www.sudact.ru/law/prikaz-minsporta-rossii-ot-19012018-n-26/federalnyi-standart-sportivnoi-podgotovki-po/(дата обращения: 12.03.19 г.).
50. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2012. - 480 с.
51. Шишкина, А. В. Лыжные гонки XXI века: специальная физическая подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков / А. В. Шишкина. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. - 347 с.
52. Шликенридер, П. Лыжный спорт / П. Шликенридер. - Мурманск: Тулома, 2008. - 288 с.