Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика проблемы исследования 6
1.1 Проектная деятельность в процессе формирования
естественнонаучного миропонимания младших школьников 6
1.2 Реализация краеведческого принципа в начальной школе в
процессе использования проектной деятельности 13
1.3 Особенности развития понятий младших школьников о
культуре родного края в курсе «Окружающий мир» 32
Глава 2. Оптимизация процесса формирования представлений у младших школьников о культуре родного края 37
2.1 Констатирующий этап эксперимента 37
2.2 Формирующий этап эксперимента 42
2.3 Контрольный этап эксперимента 48
Заключение 51
Список литературы 55
Приложение 1 58
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание младших школьников. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это любовь к родным местам, гордость за свой народ и ощущение неразрывности с окружающим. Чувство патриотизма необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель, поэтому патриотическое воспитание должно осуществляться очень чутко и тактично с малых лет. Приобщение к истокам региональной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности школьников.
Проблема формирования у младших школьников интереса к культуре родного края является актуальной в связи с организацией проектной деятельности детей. В педагогической науке и практике возрастает интерес к проектной деятельности, поскольку она позволяет реализовать личностно- ориентированный подход в образовании детей. Метод проектов способствует формированию познавательной самостоятельности, готовности добывать знания из различных источников, развитию интеллектуальной активности обучающихся. В настоящее время существует проблема в отборе видов проектной деятельности, являющейся результативной в процессе формирования знаний младших школьников о культуре родного края.
Цель исследования: выявить роль проектной деятельности в процессе ознакомления детей младшего школьного возраста с культурой родного края...
Проектная деятельность - это способ усвоения знаний, приводящий к высоким результатам. Проектное обучение не является внешним, дополнительным по отношению к основному традиционному обучению. Напротив, оно продуктивно, обогащает традиционное обучение, синтезируя в себе преимущества, развивающих методов обучения, и обеспечивает широкие межпредметные связи. На основании сравнительного анализа исследования проектной деятельности и ее влияния на развитие личности на различных ступенях обучения, мы можем определить проектную деятельность как одно из средств развития личности, что подтверждает основную гипотезу нашего исследования.
Проектная деятельность позволяет преодолеть одно из существенных противоречий традиционного обучения - отсутствие достаточной меры индивидуализации и дифференциации. Проектная деятельность ведет к активизации познавательной мотивации и интеллектуальной инициативы всех школьников вне зависимости от их успеваемости. Главный ее критерий - наличие самостоятельного творческого результата деятельности учеников. Таким образом, мерой эффективности обучения становится сам ученик, обогащение его индивидуального опыта, а результатом - переход внешне заданных учебных целей во внутренний план, их присвоение, развитие его личности и познавательных процессов.
Проектное обучение осуществляется в рамках личностноориентированной, социально-культурологической, развивающей
концепции, которая является следствием генезиса предшествующих парадигм образования, синтезирующей опыт предшествующих поколений.
Таким образом, проектная деятельность, являясь основой образовательной области, представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения творческих проектов.
Творческие проекты являются средством интеграции,
дифференциации и гуманизации образования, а проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Проектная деятельность школьников - форма их учебнопознавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов. Проектная деятельность обеспечивает единство и преемственность различных сторон процесса обучения и является средством развития личности субъекта учения. Она несет в себе некоторые черты профессионального проектирования и проектировочной деятельности, однако имеет и собственные, качественные особенности. Эти особенности, как показало исследование, включает в себя отличия в мотивации, целях деятельности, ее результатах и др., которые, прежде всего, обусловлены ее видовыми свойствами как определенного типа учебной деятельности, а не деятельности трудовой, социально значимой, результатом которой является общественно-ценный продукт.
2. Проектная деятельность, как любая учебная деятельность, обусловлена двусторонним процессом: деятельностью учителя (обучение) и деятельностью учеников (учение). Проектная деятельность, являясь самостоятельной деятельностью школьников, способствует овладению учащимися на содержательно-процессуальном и функциональном уровне проектной деятельностью, проектно-технологической культурой.
3. Метод творческих проектов позволяет выбирать каждому школьнику проекты в соответствии с его способностями с учетом личностных возможностей и потребностей. Обогащает культурологический компонент развития личности...
1. Актулова Н.А. Проблемы формирования научного мировоззрения у школьников в современных условиях / Н.А. Акулова // Воспитание школьников. - 2011. - №10. - С.68 - 70.
2. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., Владос, - 2004. - 196 с.
3. Аристова Л.П. Активность учения школьника. - М.: Просвещение, 2008. - 139 с.
4. Барков А. С. О научном краеведении. «Вопросы методики и истории географии». - М., Учпедгиз, 1960. - 311с. , с. 12
5. Борисов Н. С., Дранишников В. В., Иванов П. В., Кацюба Д. В.
Методика историко-краеведческой работы в школе. - М.,
Просвещение, 1982. - 223 с., 19
6. Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир: 2 класс:
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.:
Вентана-Граф, 2011 г. .- 160 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2001. - 480с.
8. Гребцова Н.И. Развитие творческого потенциала личности. // Начальная школа, 2001. - №11. - С.22 - 26.
9. Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 2006 г. - 203 с.
10. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного воспитания российских школьников
11. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников/ Г. Ефремова // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 17-19.
12. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2005. №9
13. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.// Начальная школа. 2004. №2
14. Козина Е.Ф., Е.Н. Степанян Е.Н. Методика преподавания
естествознания. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - изд, «Академия», 2004.- 496 с.
15. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей // Вопросы психологии. - 1999. - № 5. - С. 73 - 75...35