Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование связи учебной мотивации с тревожностью младших школьников 7
1.1. Понятие тревожности. Психологическая характеристика
тревожности 7
1.2. Особенности проявления тревожности в младшем школьном
возрасте 9
1.3. Тревожность как негативный фактор успеваемости обучения
младшего школьника 14
1.4. Структура и особенности мотивации на начальном этапе
обучения 19
1.5. Учебная мотивация младших школьников и её
формирование 24
Глава 2. Эмпирическое исследование связи учебной мотивации с
тревожностью младших школьников 29
2.1. Описание процедуры и методов исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования связи учебной
мотивации с тревожностью младших школьников 33
2.3. Рекомендации по оптимизации эмоциональной сферы ребёнка и
создания условий по формированию мотивации обучения 48
Выводы 54
Заключение 56
Список используемых источников 58
Приложения 62
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему именно это происходит, что влияет на формирование школьной мотивации.
Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье. Школьная тревожность - одна из острых проблем, с которыми сталкивается младший школьник в своей учебной деятельности. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярким признаком школьной
дезадаптации ребёнка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: на учёбу, на общение (в том числе и за пределами школы), на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, как правило, эти дети отличаются повышенным беспокойством, эмоциональным напряжением, страхом, нежеланием учиться. В свою очередь проявление и закрепление тревожности вызвано различными причинами.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в её источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определённые области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей независимо от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти "возрастные пики тревожности" являются следствием наиболее значимых социологических потребностей.
В период "возрастных пиков" тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния, собственного несовершенства и вторичности. Ребёнок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность - она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знание причин возникновения повышенной тревожности приведёт к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста [14]...
Целью исследования данной работы являлось эмпирическое описание и анализ взаимосвязи учебной мотивации со школьной тревожностью младших школьников.
Был проведён теоретический анализ проблемы влияния тревожности на учебную мотивацию младших школьников, рассмотрены такие вопросы как понятие тревожности, психологическая характеристика тревожности, особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте, тревожность как негативный фактор успеваемости младшего школьника, учебная мотивация младших школьников и её формирование.
На основе теоретического анализа была сформулирована гипотеза о том, что существует связь между тревожностью и учебной мотивацией детей младшего школьного возраста, что выраженная тревожность приводит к её снижению, в то время как оптимальный уровень тревожности выступает как позитивный фактор учебной деятельности. Было разработано эмпирическое исследование по доказательству этой гипотезы, которое включало в себя изучение мотивации, тревожности младших школьников с помощью методик оценки школьной мотивации Лускановой Н.Г., диагностики уровня школьной тревожности по А. Филлипсу, а также использовалась проективная методика «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич.
Использование корреляционных методов позволило нам констатировать определённую зависимость между уровнем общей тревожности и учебной мотивацией детей младшего школьного возраста. В результате, гипотеза о взаимосвязи между мотивацией и уровнем школьной тревожности у детей младших классов, нашла своё подтверждение. Таким образом, действительно существует связь между общей тревожностью и мотивацией - повышение мотивации может способствовать повышению тревожности. Следует отметить, что в нашей выборке не было выявлено детей с высоким уровнем тревожности.
По результатам исследования были разработаны рекомендации по оптимизации эмоциональной сферы ребёнка и создания условий по формированию мотивации обучения для педагогов и родителей младших школьников.
Результаты данного исследования были представлены на школьном родительском собрании. Также они могут представлять интерес для школьных психологов, учителей начальных классов, родителей учащихся, которые заинтересованы в стремлении отследить мотивационную заинтересованность своего ребёнка с целью повысить её, а также для своевременного обнаружения признаков тревожности и её корректировки.
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стереотип. - М., 1999. - 320 с.
2. Авдеева Н.Н., Анциферова Л.И., Арсеньев А.С. Психологический словарь / Н.Н. Авдеева, Л.И. Анциферова, А.С. Арсеньев.- М., 1996. - С.440.
3. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб.,1998. - С.187.
4. Айзенк Х. Психологические теории тревожности. Тревога и тревожность. Сост. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
5. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал - 1997 № 2.
6. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы её диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер. Психология. 1998., № 1, с. 18
7. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - М.: Владос - Пресс, 2011. - 220 с.
8. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. - М.: Эксмо, 2012. - 285 с.
9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). Изд-во Просвещение, - М., 1968, 464 с.
10. Винникот Д.В. Разговор с родителями. - М., 2005, с.35
11. Волокитина М.Н. Очерки психологии младшего
школьника / М.Н. Волокитина. - М.,1995. - С.125
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М., 1997. - 224 с.
13. Выготский Л.С. Психология. Изд-во ЭКСМО-Пресс, серия Мир психологии, - M., 2000, 1008 с.
14. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология - М., 2002. - 111 с.
15. Жулина Г.Н., Хан В.Г. Проблема развития мотивации учения младших школьников // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. — 2013. — № 1. — С. 285-288...42