ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ
1.1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста как
педагогическая проблема 8
1.2. Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного
возраста 18
1.3. Педагогический потенциал мультфильмов и условия его актуализации
в работе с дошкольниками 25
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ
2.1. Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного
возраста 35
2.2. Содержание работы по познавательному развитию детей старшего
дошкольного возраста в процессе использования современных мультфильмов 49
2.3. Определение эффективности использования современных
мультфильмов в работе по познавательному развитию детей старшего
дошкольного возраста 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Стремительное развитие компьютерных технологий, кинематографии и анимации привело к появлению безграничного информационного пространства. Первостепенной задачей социально-личностного развития современного ребёнка является содействие его адаптации и ориентации в этом пространстве, начиная с дошкольного возраста. Очевидно, что реализация таких задач возможна только при условии педагогической поддержки взаимодействия ребенка с медиамиром.
Невнимание и непризнание мультфильма произведением искусства способствует созданию стереотипа о его развлекательном и элементарном характере, не требующем особой подготовки к восприятию и просмотру. В то же время учеными были изучены и экспериментально доказаны возможности мультфильма, позволяющие ему выступать средством воспитания и обучения современных детей (А.А. Немирич [19], И.В. Челышева, Ю.Н. Усов [31], А.В. Фёдоров [32]).
Мультфильмы играют важную роль в жизни детей, в их эмоциональном и познавательном развитии. Они привлекают, веселят, учат детей добру и злу, решению сложных этических и нравственных ситуаций, честности и осторожности, целесообразности и хитрости; они учат приемам различения вымысла и реальности, выразительности, образности и достоверности жизни героев, обогащают ассоциативный ряд, стимулируют рефлексию.
Мир анимации - это особый мир культурного наследия, полный педагогического потенциала. Целесообразное использование воспитательных и развивающих возможностей мультфильмов позволяет решить ряд воспитательных задач:
- обогащает представления детей об окружающем мире, знакомит их с новыми словами, явлениями, ситуациями;
- показывает примеры (модели) поведения, способствующие социализации детей и переносу сюжетов мультфильмов сначала в игру, а затем и в жизнь;
- формирует оценочное отношение к миру, развивает мышление, понимание причинно-следственных связей;
- развивает эстетический вкус, чувство юмора;
- помогает удовлетворить эмоциональные потребности.
На наш взгляд, безусловно, мультфильмы являются одним из самых эффективных средств познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, поскольку они являются наиболее близкими и понятными ребенку.
Президент Российской Федерации В.В. Путин, подчеркивая важность мультипликационных фильмов в деле воспитания подрастающего поколения россиян, отмечает необходимость развития российской мультипликации и своим распоряжением от 3 мая 2017 года выделил до 500 миллионов рублей из Резервного фонда на эти цели. По утверждению главы государства, рисованные фильмы имеют большую социальную значимость. Также в 2018 году президент Российской Федерации заявил, что к 2024 году необходимо обеспечить развитие гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных особенностей [33]. К сожалению, в настоящее время влияние мультипликационных фильмов на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста изучено недостаточно глубоко...
Таким образом, на основании полученных результатов, необходимо сделать следующие выводы:
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что в настоящее время вопросы познавательного развития детей занимают особое место в системе дошкольного образования. Это связано с изменением требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представленной в виде целевых ориентиров в ФГОС, включающих следующие характеристики познавательного развития ребенка на этапе завершения дошкольного образования: развитие
познавательного интереса и познавательной мотивации; формирование познавательной деятельности, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
В то же время без использования современных средств познавательного развития дошкольников невозможно достичь этих целей. Одним из таких средств является мультипликация, которая сегодня особенно важна в жизни каждого ребенка. Несмотря на то, что в общественном сознании мультфильмы часто воспринимаются как средство развлечения, а их просмотр их стал одним из основных способов досуга детей дошкольного возраста, в психологической и педагогической литературе они рассматриваются в качестве важных источников информации для детей об объектах и явлениях действительности.
Мы считаем, что одним из наиболее эффективных средств
познавательного развития детей старшего дошкольного возраста является именно мультфильм. Мультипликация - это вид современного искусства, который обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного воздействия на детей старшего дошкольного возраста, а также широкими образовательно-воспитательными возможностями.
Поскольку познавательная деятельность ребенка органически переплетается с эмоциональной, что способствует созданию целостного представления об изучаемым предметах и явлениях. Следовательно, мультфильм направлен на развитие природного познавательного интереса дошкольника.
В начале исследования нами была поставлена цель исследования - изучить возможности и эффективность использования современных мультфильмов в работе по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Для этого, нами были подобраны 2 методики, предназначенные для выявления начального уровня познавательного развития и познавательного интереса старших дошкольников: методика Э.А. Барановой «Составь дорожку из квадратов», предназначена для изучения особенностей проявления познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ситуации выбора различного типа задач и дидактическая игра «Опиши картинку» Д.Б. Эльконина, цель которой заключалась в изучении способности дошкольника при помощи задаваемых вопросов «выйти за пределы» изображенной на картинке ситуации, понять суть и причины происходящего.
Результаты первичной диагностики свидетельствуют о низком уровне проявления познавательного интереса у старших дошкольников, а именно его компонентов: интеллектуального, эмоционально-волевого и процессуального.
Согласно результатам проведенной методики «Составь дорожку из квадратов» Э.А. Барановой на начальном этапе эксперимента, большая часть испытуемых, как в экспериментальной, так и в контрольной группах, имели низкий, ниже среднего и средний уровни развития познавательного интереса (40, 20, 30% и 20, 40, 20%, соответственно). Также после проведения методики «Опиши картинку» Д.Б. Эльконина выявлено, что в экспериментальной группе 4 (40%) испытуемых имели низким уровень выполнения задания, 3 (30%) детей - средний уровень и только 3 (30%) детей характеризуются высоким уровнем выполнения задания, они смогли задать более 3 вопросов с преобладанием вопросов третьего и четвертого типов.
Полученные результаты исследования свидетельствуют о необходимости познавательного развития испытуемых. Это привело нас к заключению, о потребности формирующей работы по познавательному развитию старших дошкольников на занятиях с использованием современных мультфильмов...
1. Белова К.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством современных мультфильмов. // Студент и наука (гуманитарный цикл). Материалы международной студенческой научнопрактической конференции. - Магнитогорск, 2021. - С. 301-306. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46170893
2. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №8. - С. 192-195.
3. Берестова Н. Мультипликационные фильмы как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/pobeditel-vserosiiskogo-konkursa- profesionalnogo-masterstva-ped-rabotnikov-v-oblasti-razrabotki-inovacionyh- tehnologii.html
4. Богатова Е.А. Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера. // Молодой учёный. - 2017. - №46(180). - С. 276-279. - URL: https://moluch.ru/archive/180/46528/
5. Бурухина А.Ф. Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - №10. - С. 60-71.
6. Веракса Н.Е., Булычёва А.И. Развитие умственной одарённости в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии. - 2000. - №7. - С. 24.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2004. - 224 с.
8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-ух томах. Том
1. - М., 1986. - 306 с.
9. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
10. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
11. Канаева А.С. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста на основе современных мультфильмов. // NovaUm.Ru. - 2021. - №30. - С. 125-127. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45788341
12. Колесникова Т.А. Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста. // Традиции и новации в дошкольном образовании. - 2018. - №1(1). - С. 22-24.
13. Корепанова М.В. Использование воспитательного потенциала мультфильмов в социально-личностном развитии старших дошкольников. // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - №12. - С. 27-31. - URL: http://school2100.com/upload/iblock/d9e/Korepanova,%20Kunichenko.pdf
14. Коростелева Н.А. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №3(3). - С. 36-38.
15. Крашениников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 80 с...35