Только Word
Введение……………………………………………… 2
Глава 1 Национально-государственное строительство в СССР как «трудный вопрос истории»
1.1. Нормативно-правовая база организации образовательного процесса в школе………………………………………… ….6
1.2. Анализ содержания истории образования и распада СССР в федеральном перечне учебников по истории России … …..12
Глава 2 Новейшая отечественная историография проблем национально-государственного строительства
2.1. Анализ монографий по теме………………. ……..18
2.2. Анализ материалов конференций, сборников научных
трудов…………………………………………………….28
Заключение………………………………………………34
Список литературы………………………………. ……39
Приложение………………………………………… ….45
Актуальность выбранной темы заключается в её важности для современных исследований истории и проблем национального формирования. Изучение сложных процессов, имевших место в первые десятилетия Советской власти, имеет немалое значение для понимания современной действительности в бывших социалистических странах и особенно в России. Во-первых, многие корни современных проблем находятся в общественных структурах, сформированных в то время. Во-вторых, в советские годы, как и в настоящее время, перед страной стояли глобальные жизненно важные задачи в условиях рыночной экономики: обеспечить социальную и политическую стабилизацию, – сохранить государственность и, выходя на новый уровень экономического развития.
Кроме того, изучение отечественной национальной политики на всех её этапах формирования делает общество более исторически и политически грамотным, а так же способствует здоровому национальному восприятию человеком своей Родины и её истории. Актуальной остаётся тема статуса русских в СССР. В последние годы интерес к данной теме проявляется в меньшей степени, она становится менее политически ангажированной. Обилие юбилейных дат в начале 2020-х гг. создаёт благоприятные условия для реализации учеными новых, в том числе интернациональных совместных исследовательских проектов.
Изменения национальной политики в советский период активно и часто освещались в историографии. Данная проблема представлена широким кругом различных исторических исследований, что позволяет активно изучать национальную политику советского периода не только на профессиональном историческом уровне, но и в ключе школьных и студенческих программах. В таком случае советская национальная политика может быть рассмотрена как отдельный научный феномен, а его дальнейший глубокий анализ позволяет систематизировать все полученные знания по теме.
На современном этапе исследования характерны переоценка движущих сил национальной политики, уход от догматизма и политической ангажированности, введение в научный оборот не доступных ранее неопубликованных источников. Кроме этого, на первый план выходит признание многообразие и противоречивость национальных и политических процессов.
Объект исследования – национальная политика СССР в современной историографии.
Предмет исследования - литература по истории образования СССР и национально-государственному строительству в 1922-1991 гг.
В связи с описанной актуальностью, целью работы является анализ концепций по национальной политике СССР в современной историографии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Изучить основные принципы национального строительства в СССР в 1921-1991 гг.
• Выявить ключевые проблемы в историографии, посвящённой национальной политике СССР
• Проанализировать историю создания и распада СССР на страницах учебных пособий
• Определить концепции современных подходов к теме национального строительства в СССР
Для достижения поставленной цели в работе использовались следующие методы: анализ, проблемно-хронологический, метод обобщения, описания.
Источниковая база представлена широким кругом исторических исследований, а также учебных пособий по истории Отечества. В выбранных пособиях и литературе анализируется не только эволюция развития советского общества, но и национальная политика на всех этапах её формирования в СССР (с 1921 г. по 1991 г.). ...
Государственная политика СССР осуществлялась в условиях крайне сложных экономических условий и социально-политических потрясений, что не позволяло проводить последовательную политическую линию; регулирование межэтнических отношений уже в 1990-е годы во многом основывалось на отрицании советского наследия, что имело противоречивые результаты с точки зрения национального мира. Например, трансформация концептуальной основы государственной политики, основанной на формировании единой, ультраэтнической "российской нации", и практические меры, принятые в ходе этой политики, а именно изъятие из официальных документов любых упоминаний о национальности граждан Российской Федерации, дали неоднозначные результаты.
Фактическое отстранение властей от решения проблем культурного и языкового развития русского народа привело к развитию местных национальных движений, часто с сепаратистским подтекстом. В России традиционные конфессии, тесно связанные с крупнейшими этническими общинами страны, с недовольством встретили практически неограниченную деятельность "новых религиозных движений". Власти мало что делали для разрешения этнических конфликтов или влияния на СМИ, и к концу 1990-х годов общество явно требовало ужесточения государственного регулирования межэтнических отношений, что стало основой нового политического курса, последовавшего за избранием Путина. Путин был избран президентом.
За последнее время стало доступно для изучения все больше документов, появились новые методы изучения истории, в частности советского периода истории нашей страны. Источниковая база расширялась за счет выявления новых исторических фактов, а так же в силу развития новых точек зрения. Информационная база, посвященная проблеме национальной политики в советский период (1921 – 1991 гг.) строилась на основе ряда политических аспектов:
• Законодательного
• Делопроизводственного (включая документацию советского периода – партийных органов и тд.)
В таком контексте концепция национальной политики рассматривалась как изложение материала через восприятие ее вертикалью власти - любые региональные факты рассматривались в тесной взаимосвязи с решениями центральных органов и им давалась оценка исходя из общепартийных установок. Расширение источниковой базы в 1990-е годы произошло в первую очередь за счет частично сохранившейся делопроизводственной документации, периодической печати антисоветских сил, мемуаров участников тех событий.
Кроме этого, как в советской, так и в современной историографии можно выделить четкий круг наиболее часто рассматриваемых проблем, среди которых вопросы, посвященные национальной политике. В исследованиях описываются ключевые действия партийно-советских органов по определению границ различных республикобластей. Можно сказать, что наиболее важной остается проблема выделения основных критериев выбора формы автономии для республики. Задача историков в данном случае – понять и проанализировать процесс формирования государственного аппарата власти в ключе национальной политики.
Помимо этого, в ходе работы был затронут важный массив историографии, то есть использованы школьные учебники и пособия в качестве средства получения информации. Поскольку учебники и пособия формируют базовое восприятие истории у совсем юных членов общества, именно они являются наиболее важными для анализа. Если в ранний период человек получит ложные знания о том или ином периоде истории, в частности о советском периоде, то затем ему будет труднее изменить свое мнение уже во взрослой жизни. Отсюда неверное понимание всей истории нашего государства и совершенное незнание ключевых, важнейших событий советской эпохи.
Для анализа учебников было выбрано два знаковых события – создание СССР и его распад. В ходе проведенной работы выделены основные события, персоналии которые освещают в учебных пособиях. Так, можно сказать, что учебные пособия – наиболее влиятельный способ формирования общественного мнения и взгляда на то или иное историческое событие.
В целом, в отечественной историографии основными проблемами является изучение национальной политики, национальных движений, их правовое положение, а также исследование административно-территориального устройства и государственного строительства.
Проведенный анализ имеющихся исследований, помогает сделать вывод о том, что на данном этапе начался период переосмысления советского периода и проводимой тогда политики, в частности национальной. В литературе стала проявляться тенденция связывать трудности и противоречия развития национальных, этнических республик и регионов с национально-территориальными принципами государственного устройства.
С другой стороны, многие вопросы остаются без ответа. Нет четкого ответа на вопрос, почему большое население или общая граница с иностранным государством явились решающим фактором при создании союзной республики. Не исследован вопрос о роли и деятельности представителей ЦК РКП (б), ВЦИК в волостях. В краеведческой литературе не нашли глубокого отражения взгляды региональных лидеров на проблему самоопределения, автономного государственного строительства, не показаны противоречия, отражающие борьбу различных точек зрения, сложность и драматизм времени.
Следует так же отметить высокую степень важности современных исторических исследований по проблеме национальной политики СССР. На сегодняшний день исследователям доступен широкий информационный круг материалов по теме. Помимо этого, по мере технического прогресса, данные материалы стали общедоступными на различных исторических порталах, что делает более доступным проведение собственных аналитических работ по поставленной проблеме....
1. Конституция РСФСР от 10.07.1918. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm (дата обращения: 03.04.2023).
2. Конституция СССР от 05.12.1936. URL:http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm (дата обращения: 03.04.2023.).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования" URL: https://xn--80aabzf4acrw.xn--p1ai/obrazovatelnye-standarty/obnovlennyy-fgos-s-01-09-2022/ (дата обращения: 28.03.2023.)
4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.08.2022)
5. Абдулатипов Р.Г. Этнонациональная политика в Российской Федерации (концепции, практика, реализация, перспективы). – М.: Классикс Стиль, 2007. – С. 552
6. Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР : новейший период. - М.: Моск. Хельсинк. группа, 2012. - 384 с.
7. Аманжолова Д. Центр и регионы в условиях советского нациестроительства в 1920-е гг. // Вестник российской нации. 2019. № 2 (64). С. 34-44.
8.
9. Ачкасов В.А. Политика идентичности мультиэтничных государств в контексте решения проблемы безопасности. Монография // СПб.: Изд-во СанктПетербургского университета. 2015. – 232 с.
10. Брандербергер Д. Кризис сталинского агитпропа: пропаганда, политпросвещение и террор в СССР, 1927–1941. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 2017. 367 с.
11. Бранденберг Д.Л. «Выдвинуть на первый план мотив русского национализма»: Споры в сталинских идеологических кругах, 1941-1945 гг. // Государство наций. Сб. ст. Под ред. Р. Суни, Т. Мартина. - М: РОССПЭН, 2011. -С. 336-365.
12. Брубейкер Р. Именем нации: размышления о национализме и патриотизме / Мифы и заблуждения в изучении национализма. М.: Новое издательство, 2014. — 426 с
13. «Вестник российской нации» [Электронный ресурс]: Общероссийский союз общественных объединений содействия укреплению государственного единства «Российская нация». URL.: http://rosnation.ru/?page_id=2282 (дата обращения: 29.03.2022).
14. Дмитриев Т. «Не возьму никого, кроме русских, украинцев и белорусов»: национальное военное строительство в СССР 1920-1930-х гг. и его испытание «огнем и мечом» в годы Великой Отечественной войны // Вопросы национализма. - №14. – 2017г.
15. Вдовин А.И. Русские в ХХ веке. Трагедии и триумфы великого народа / А.И. Вдовин. — М.: Вече, 2016. — 624 с...50