Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 8
1.1 Актуальные проблемы изучения региональных культурных исследований в школьном курсе истории 8
1.2 Традиционная культура народов Красноярского края 13
1.3 Особенности сохранения и развития культуры народов Красноярского края 19
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 24
2.1 Анализ исследований по изучению культуры народов Красноярского края 24
2.2 Изучение истории культуры малочисленных народов Красноярского края 27
Глава III.КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Приложение А 48
Приложение Б 57
Культура – это понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
Культура русского населения края развивалась как своеобразная часть общерусской культуры. Выходцы из всех районов страны стремились возродить на новом месте свой привычный хозяйственно-бытовой уклад жизни. Сибирские условия и время отобрали самое полезное и нужное. Ведущим стал северно-русский тип культуры. Заметно повлияли на культуру работа и жизнь бок о бок с коренным населением, смешанные браки. Поэтому, культура Красноярского края отличается своей самобытностью и оригинальностью.
Красноярский край – один из самых удивительных уголков необъятной нашей Родины, раскинувшийся от берегов Карского моря до границы с Монголией, который занимает вторую по площади территорию в России и является крупным ресурсом по добыче важнейших природных ископаемых.
Исторически так сложилось, что Красноярский край изначально был многонациональным регионом. По данным Красноярскстата, численность населения региона составляет 2 млн 867,6 тысяч человек.
На территории края проживают представители 159 национальностей: русские, татары и чуваши, немцы, поляки, белорусы, армяне, киргизы, азербайджанцы, узбеки, буряты, молдаване, эстонцы, латыши и др.
Актуальность исследования. В настоящее время человечество переживает бум развития техники, уникальных технологий и адекватных времени экономических систем. Техногенная цивилизация Запада внесла в смысл жизни потребительство, она породила тенденцию дегуманизации общества. За материальный прогресс мы расплачиваемся падением духовности и нравственности. Причиной такой дисгармонии является отрыв от собственных корней, потеря исторической памяти, забвение культурных традиций.
Определенная часть молодежи стесняется говорить на родном языке, говорить о принадлежности своему народу, все больше предпочитает западную культуру и западный образ жизни. Чужая культура преподносится как догма, что жить надо только так, и в результате, духовная потребность превращается в вечную гонку “за ней”, “как у них”, совершенно не соизмеряя, что это не заложено генетически в наших потребностях.
Все вышесказанное подводит нас к тому, что изучение культуры своего народа, своей малой родины, края и обогащение знаний учащихся в данной области являются необходимыми. Вместе с этим, необходимо также исследование культуры и устного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края для систематизации и сохранения традиций, уклада жизни народов нашего края.
Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому изучение истории и культуры Краснодарского края – это существенный вклад в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан.
Ведь культурное наследие любого народа – это та база, на котором начинается формирование личности. Культура по своей изначальной природе национальна, поэтому уникальна и неповторима.
Программа по изучению культуры должна предусматривать раскрытие подробных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом. По той причине, что изучение культуры народов Красноярского края не является активным, необходимо внедрение данной темы в изучение в школьный курс истории, чтобы пробудить у обучающихся живой интерес к культуре народов Красноярского края, формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью....
Теоретические аспекты исследования культуры народов Красноярского края позволили нам увидеть, что в федеральных законах и целевых программах по устойчивому экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов отведено особое место повышению уровня образования, возрождению и сохранению родных языков, формированию подготовки кадров национальной интеллигенции из числа автохтонных народов.
Малочисленные народы красноярского края имеют огромное, несменное богатство, в виде своей богатой культуры, языка, фольклора. Мы отмечаем значимость знания о малочисленных народах и об их культурах. Знание культуры исчезающих наций, позволит сохранить целое сущность, историю и передать ее своим потомкам.
Изучение региональной культуры в школе – это воспитание эстетики, культуры, уважения своих корней. Ведь народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Основанное на глубоких традициях, оно входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.
Малые народы Севера (также употребляется термин Коренные народы Севера) — название коренных малочисленных народностей России, проживающие преимущественно на Крайнем Севере. На территории Красноярского края проживают представители 8 северных народов: долганы, нганасаны, ненцы, кеты, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы
Государственная политика в области сохранения родных языков этнокультурных групп коренных малочисленных народов Севера может способствовать как уничтожению этих языков, так и возрождению. История языков знает и те, и другие примеры. В настоящее время ЮНЕСКО руководствует специально созданной классификацией языков, которые подвергаются рискам исчезновения В Российской Федерации имеется нормативно-правовая база, связанная с сохранением и воспроизводством культурного наследия КМНС, где базовым принципом сохранения культуры является единство традиционного природопользования, родных языков, образовательных практик и культурного наследия коренных малочисленны народов Весьма актуальной в наше время является проблема исследования и сохранения языков и культуры коренных малочисленных народов. Для Красноярского края это в первую очередь исследования коренных малочисленных народов Севера.
Образование остается наиболее распространенным каналом социального роста в России, и культурные установки на его приобретение, а также социально-экономическое положение этнических групп оказываются весомыми факторами дифференциации населения в школьном курсе изучаются истории культуры малочисленных народов Красноярского края, но в данной области имеются ряд проблем. В среде коренных малочисленных ситуация народов Красноярского края неоднородна. Итогом многих неоднородных преобразований стало внутреннее расслоение этносообществ в соответствии с совмещением и доминантой этих видов социальных практик, следствием этого, в том числе, являются значительные утраты в области культурного наследия коренных народов Красноярского края. Противоречие распространенных в академической дискуссии точек зрения на культурное наследие автохтонного населения как на трагически утрачиваемое или предсказуемо вытесняемое способен разрешить подход, оценивающий различные формы культурного наследия в качестве «ядра этноса», востребованного сегодня в качестве восстановления исходной идентичности представителей коренных народов. В настоящее время коренными народами Красноярского края в разной степени этнокультурное наследие привлекается как средство восстановления и воспроизводства этноса.
Мы видим, что в школьном курсе изучаются истории культуры малочисленных народов Красноярского края, но в данной области имеются ряд проблем, касающихся различной.
В настоящее время коренными народами Красноярского края в разной степени этнокультурное наследие привлекается как средство восстановления и воспроизводства этноса.
Для развития культуры и знания истории малочисленных народов Красноярского края, необходимо их ознакомление в образовательной деятельности. Примером может послужить конспект урока, которую мы привели в работе. Можно с учащимися отправиться в путешествие и при помощи виртуального путешествия изучить культуру и быт народа.
1. Актуальные проблемы региональной культуры: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (г.Нижневартовск, 28 ноября 2011 года) / Отв. ред. Е.В.Гутов. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012. 138 с.
2. Алексеенко Е.А. Кеты: ист.-этногр. очерк / Е. А. Алексеенко. - Л.: Наука, 1967. – 262 с.: ил.
3. Баринов Р.Г., Рафиков Р.Г. Реализация государственной национальной политики в Красноярском крае: традиции и инновации // Культурное наследие России. – 2016. – №. 3.
4. Баташаев М.С. Этническая история коренных народов Енисейского уезда / Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2013.
5. Боргояков С. А. (2016) Молодежь малочисленных народов Cевера: образование и выбор профессии // Профессиональное образование. Столица. № 10. С. 27-32.
6. Васильев В. И. Ненцы, энцы, нганасаны (северо-самодийские народы) // Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований. – М.,1994.
7. Васильев В.И. Ненцы. URL: http://www.etnosy.ru/node/290(дата обращения: 24.02.2023).
8. Голос Тундры: сборник / О.Аксенова, Л. Ненянг, А. Немтушкин ; худож. Н. А. Стрижнева. - Красноярск: Класс Плюс, 2017.
9. Дегтяренко К.А. Актуальное состояние коренных малочисленных народов Севера //Социодинамика. – 2015. – №. 10
10. Денисова, В.В. Некоторые проблемы сохранения и развития культурного наследия коренными малочисленными народами Севера / // Молодой ученый. 2018. № 42 (228). С. 160-163. URL: https://moluch.ru/archive/228/53240/ (дата обращения: 04.03.2023).
11. Долгих Б.О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев/ Б. О. Долгих. – М.: Наука,1970. – 269 c.: табл
12. Жожиков А.В. (2017) Образование, культурная самобытность и национальная идентичность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в условиях кочевого образа жизни и глобализации // Этнодиалоги. № 3 (54). С. 58-66.
13. Журавель В.П. Права коренных народов Российской Арктики: проблемы и решения // АиС. 2018. №30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prava-korennyh-narodov-rossiyskoy-arktiki-problemy-i-resheniya (дата обращения: 14.02.2023).
14. Замараева Ю.С. (2014). Теория, историография и методология исследования феномена миграции в контексте современной философии культуры // В Современные проблемы науки и образования. Красноярск, 2014 № 4. С. 227
15. Иванова А.В. Культура межнациональных отношений в новых образовательных программах // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар: Наука и образование, 2013. № 7. С. 170-172.....44