Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ 2000-2010-х гг.: ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ

Работа №152083

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Основные тренды эволюции российской культуры в 2000-х гг. 9
1.1. Условия и особенностия развития культуры в 2000-х гг. 9
1.2. Кино - «важнейшее из искусств»? 12
1.3. Живопись 26
1.4. Литература 31
1.5. Музыка 37
Глава 2. Изучение современной культуры России в курсе истории в старшей школе 42
2.1. Особенности изучения темы в нормативных документах среднего общего образования 42
2.2. Анализ содержательного аспекта изложения культуры России 2000-2010-х гг. в современных учебниках истории 46
2.3. Анализ методического аппарата при изучении современной культуры России в учебниках истории 50
2.4. Методические разработки по изучению культуры современной России на уроках истории и во внеурочной деятельности 54
2.4.1 Создание электронной энциклопедии 54
2.4.2 Организация круглого стола 57
2.4.3 Тематическая стендовая выставка в рамках внеурочной деятельности 60
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 64

Актуальность темы исследования. За два последних десятилетия российское общество претерпело множество преобразований не только в экономической и политической, но и в социокультурной сфере. Культурный облик населения стал иным. Появились новые тенденции и направления в искусстве, которые пришли на смену бурной эпохе девяностых годов прошлого века и всему тому, что вообще существовало ранее – в советский период. Окончательно осмыслить культуру 2000-х годов еще только предстоит. На наш взгляд, она еще слабо изучена и представлена в научной литературе. Однако учебники истории уже сейчас предлагают нам ознакомиться с ее ключевыми событиями и понятиями недавнего прошлого.
Анализируя различные учебно-методические комплексы (УМК) с позиции изучения тем отечественной культуры, мы сделали вывод, что они преподносятся в основном до 2010-х годов и весьма кратко. В таких параграфах речь идет преимущественно о преобразованиях в сфере науки, спорта и образования, отдельное место выделяется религии. Художественная культура же рассматривается, на наш взгляд, сжато и односторонне путем перечисления личностей и их вклада в развитие культуры. Имеется и еще одна проблема преподавания, которую прочувствовала на своем опыте не только я, но и мои сверстники. В связи с тем, что культура является одной из завершающих тем в школьном курсе истории, на ее освоение часто не хватает времени, потому что предпочтение отдается другим – «наиболее важным» – темам. А вопросы культуры чаще всего остаются на самостоятельном изучении школьников путем заполнения ими хронологических таблиц, конспектирования параграфа и т. д.
В связи с вышесказанным актуальность нашей работы связана необходимостью решения двух проблем: 1) более глубокого изучения конкретной истории культуры и искусства России XXI века и 2) разработки новых форм преподавания темы на уроках в школе.
Степень изученности темы. Литературу, которая была использована при подготовке этой ВКР, можно разделить на три группы.
Первая группа работ посвящена раскрытию культурологического аспекта данной темы в работах таких авторов как, например, Жидков В. С., Соколов К. Б.1;Осинский И. И.2; Алексеева Е.А., Алексеев А.В.3; Загребин С.С.4;Копалкина Т.Г.5В своих работах они ограничиваются анализом институциональной картины культуры в России, т.е. проблемами, которые касаются организаций культуры, оставляя в стороне отражение художественной культуры.
Вторая группа литературы посвящена исторической стороне настоящего исследования, которую можно проследить в работах следующих авторов: Арутюнова А.6; Дондурей Д.Б.7; Коренькова Т.В., Кореньков А.В.8;...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате изучения темы настоящего исследования мы пришли к ряду выводов.
Нами были выявлены основные тенденции развития культуры в 2000-е гг., а также проанализированы основные нормативные источники. Как выяснилось, тема нашего исследования еще не нашла точного концептуального и содержательного выражения в документах, тем более в научной и учебной литературе. Таким образом, исследование культуры современности остается актуальным вопросом в изучении отечественной истории. Культура играет важную роль в формировании личности, а изучение культуры современности поможет учащимся проследить те тенденции и общественные настроения, которые являлись частью жизни российского общества в начале XXI века и оценить его качество в духовных аспектах в настоящее время.
В ходе анализа ряда современных учебников по отечественной истории за 10 класс на предмет репрезентации темы выпускной квалификационной работы, нами была выявлена проблема недостаточного освещения направлений современного искусства, что полностью отражено в материале изученных параграфов.
Также нами были обнаружены проблемные области в процессе преподавания данной темы. Современные учебники по отечественной истории основаны на персоналистском подходе: параграфы наполнены именами известных деятелей культуры и их достижениями. И, к сожалению, мы не можем проследить связь известного деятеля с обществом, а это в свою очередь неблагоприятно сказывается на успешном усвоении материала. На наш взгляд, необходимо показывать связь направлений художественной культуры с экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе в рамках исследуемого периода.
Стоит отметить, что ведущая роль в данной теме должна все же отводиться на изучение духовной составляющей культуры современности с приведением иллюстраций в материале параграфа.
Из исследования методического аппарата учебников мы узнали, что иллюстративный материал отражает основные тенденции развития культуры России начала XXI века, но не раскрыты основные направления искусства. Хотелось бы отметить, что параграфы наполнены различного рода методами контроля, такими как вопросы и задания разного уровня сложности. Но, на наш взгляд, данным учебникам не хватает разнообразия в формах организации деятельности учащихся.
Итогом нашего исследования стал комплекс методических разработок, целью которых была попытка решения поставленных задач. Разработанный материал стоит рассматривать как один из вариантов проведения урока по теме «Духовная жизнь России в нулевых и 2010-х гг.» с использованием элементов групповой формы работы.


1. Абдулаев, Э. Н. О некоторых приемах изучения истории культуры [Текст] / Э. Н. Абдулаев // Преподавание истории в школе: науч.-теорет. и метод. журн. 2010. N 5. С. 8–12.
2. Алексеева Е.А., Алексеев А.В. Интернет: аспекты влияния на традиционную и современную культуру // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. № 13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-aspekty-vliyaniya-na-traditsionnuyu-i-sovremennuyu-kulturu (дата обращения: 20.05.2023).
3. Арутюнова А. Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента. 1-е изд. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. 232 с.
4. Барабанов В. В. Методика обучения истории в школе: учебник для студ. учреждений высш. образования / В. В. Барабанов, Н. Н. Лазукова, Э. В. Ванина и др.; под ред. В. В. Барабанова, Н. Н. Лазуковой. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 432 с.
5. Брандт М.Ю. Школьный учебник истории как предмет исследования // Историческая наука и образование на рубеже веков. М., 2004. С. 218–227.
6. Бычкова А.С. Современное искусство России // Актуальные исследования. 2023. № 4(134). С. 65–67.
7. Дондурей Д.Б. «Новые тихие». Режиссерская смена — смена картин мира // История кино. 2011. № 8. С. 5–8.
8. Жидков В. С., Соколов, К. Б. Культурная политика России: теория и история. Учебное пособие для вузов / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. М.: Академический проспект, 2001. 592 с.
9. Загребин С. С. Культурная политика в постсоветской России 1991–2015 гг. // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-politika-v-postsovetskoy-rossii-1991-2015-gg (дата обращения: 12.05.2023).
10. Имакаев, В. Р. Метапредметные и личностные результаты в общем образовании: от декларации к гарантии качества // Школьные технологии. 2013. №2. С. 10–14.
11. Камардина Н. В, Джайлообаева, А. Т. Актуальность изучения вопросов культуры в курсе истории России в старшей школе (из опыта работы) // Вестник Краунц, серия «Гуманитарные науки». 2017.№ 1 (29). 220 с.
12. Кацва Л.А. Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы // Вопросы образования. 2005. №2 . С. 148–163.
13. Копалкина Т.Г., Лученко К.В., Новикова А.А., Санданов А.Б., Шерстобоева Е.А. Культура в Интернете. Интернет-культура // Культура России. 2000-е годы. СПб.: Издательство Алетейя, 2012. С. 719–739.
14. Коренькова Т.В., Кореньков А.В. Русская литература на рубеже XX–XXI веков: литературный процесс в контексте трансформации книгоиздательского (медиа-) рынка /Коренькова Татьяна Викторовна, Кореньков Александр Владимирович//StudiaRussico-Slovaca. 2015. -Ruzomberok: VERBUM ?vydavatelstvoKatolickejuniverzity v Ruzomberku, 2015. -S.83-108. - 978-80-561-0259-6. ISBN: 978-80-561-0259-6
15. Локтионова А. С. Концептуальные подходы к изучению истории культуры в школе// Евразийский научный журнал. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-izucheniyu-istorii-kultury-v-shkole-1 (дата обращения: 16.05.2022)....23


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ