Только Word
Введение....…....….........………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы адаптации детей дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации………….….....…..7
1.1. Адаптация детей к дошкольной образовательной организации как психолого-педагогическая проблема: сущность и содержание понятия……...7
1.2 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста………….31
1.3. Взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в ДОО.……....37
Глава II. Организация работы по реализации психолого-педагогических условий адаптации детей дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации……………………………………………….51
2.1 Состояние проблемы адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации (констатирующий этап исследования)………………………….51
2.2 Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к дошкольной образовательной организации (формирующий этап исследования)…….…...59
2.3 Анализ эффективности программы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации (контрольный этап исследования)………….…………………...65
Заключение……………………………………………………………………..68
Список используемых источников..………………………………….……...70
Приложения.…...………….….………………..…..……..……………………..73
В основе взаимодействия семьи и детского сада находится идея - родители несут ответственность за воспитание детей, а все прочие социальные институты призваны поддержать, помочь, дополнить, направить их деятельность в воспитании. Признание первенства семейного воспитания предполагает новые отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения. Новизна этих взаимодействий определяется такими понятиями как «сотрудничество» и «взаимодействие». Проблема взаимодействия дошкольной организации с родителями в процессе развития личности нашла своё отражение в трудах и работах педагогов и психологов М. И. Рожков и Л. В. Байбородова (2012), Н. М. Бутырина (2004), С. В. Глебова (2005), Т. А. Куликова (1999), А. Г. Гогоберидзе и О. В. Солнцева (2013) и многие другие.
В адаптационный период к дошкольному учреждению взаимодействие и преемственность между воспитателем и родителями как никогда актуальна, но данное направление во взаимодействии разработано не достаточно.
Поступление ребенка в детский сад является важным и значимым событием как для родителей, так и для педагогов, малыш всё время находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания. От того, как пройдет первая встреча, как построятся отношения между всеми ее участниками, во многом зависит будущее взаимодействие. Именно поэтому недопустимо процедуры встречи и приёма родителей ограничивать только деловыми контактами. Необходимо наполнить ее особым содержанием, установить тесные доверительные отношения, выявить особенности каждой семьи, а так же провести работу по повышению психолого-педагогической культуры родителей с целью создания максимально благоприятных условий для адаптации ребенка к ДОО.
Поступление ребёнка в группу сопровождается проблемой адаптации к новым правилам, нормам и конечно не все дошкольники могут успешно с ней справиться. Формирование у ребенка тяжёлой степени адаптации или дезадаптации является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Нередко родители, отмечая у своего чада слабое развитие навыков общения, желают отдать его в детский сад именно для того, чтобы он приобрёл необходимые навыки. Такая «учеба» зачастую принимает вид тяжелых переживаний самого ребенка, слезами и обидами других детей, замечаниями и претензиями педагогов.
В целом проблема психологической неготовности ребенка к безболезненному выходу из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Пренебрежение ею порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а в дальнейшем и «нешкольного») ребенка, не желающего и не умеющего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.
В адаптационный период к дошкольной организации для ребёнка на сегодняшний день особенно значима тема взаимодействия всех сторон образовательного процесса. Для успешной и наилучшей адаптации к детскому саду необходимо тесное сотрудничество как педагогов и других специалистов детского сада, так и родителей, соединив свои усилия и обеспечив эмоциональный комфорт малышу, защиту, содержательную и интересную жизнь в детском саду и дома.
Поэтому для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольной образовательной организации большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Что бы сделать родителей активными поморниками воспитателей, важно привлечь их к участию в жизни детского сада и группы в частности. Работа с семьей представляется сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Вовлечение родителей воспитанников в деятельность ДОО, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе очень важно для процесса успешной адаптации, и в том числе для дальнейшего развития ребенка....
Такой важный процесс как адаптация к детскому саду был изучен большим количеством исследователей: Н. В. Кирюхиной (2006), Л. В. Белкиной (2004), Н. П. Бадьиной (2007), К. Л. Печоры (1986), Н. М. Аксариной (1977), Р. В. Тонковой-Ямпольской (1981) и т. д. Но проблемы адаптации до сих пор изучаются, создаются новые технологии по снижению негативных процессов в адаптационный период. И в наше время необходимо выявлять условия психолого-педагогического сопровождения адаптации детей в дошкольной образовательной организации, для повышения психологической комфортности такого болезненного процесса, а так же для его ускорения при этом делая его наименее травмирующим. Актуальность исследования подтверждается не только активными исследованиями ученых, а так же интересом психологов и педагогов, но еще в большей части волнением родителей за своих детей.
Данная актуальность обусловила выбор темы - психолого-педагогические условия процесса адаптации детей дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации и цели нашего исследования: выявление и экспериментальное обоснование психолого-педагогических условий адаптации детей к дошкольной образовательной организации.
Исходя из определения Л. В. Белкиной об адаптации, это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Мы предположили что дошкольник успешнее адаптируется к дошкольной образовательной организации при тесном взаимодействии ДОО и семьи ребенка.
Для проверки справедливости данной гипотезы мы решили следующие задачи:
1. Произвести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики для проверки эффективности разработанной программы.
3. Провести констатирующую и контрольную диагностику адаптации детей к условиям детского сада.
4. По результатам констатирующей диагностики разработать программу психолого — педагогического сопровождения детей во время адаптации.
Для решения этих задач мы использовали следующие методы:
- теоретические – анализ теоретических аспектов исследования;
- эмпирические - анкета «Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (Печора К. Л.). Анкета выявления эффектности взаимодействия семьи и ДОО. Сравнение.
Нами было проведено три этапа экспериментального исследования: 1 констатирующий этап исследования (состояние проблемы адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации); 2 формирующий этап исследования (психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к дошкольной образовательной организации; 3 контрольный этап исследования (анализ эффективности программы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации).
Для создания условий успешного прохождения адаптации нами была разработана программа направленная на создание максимально комфортных педагогических, социально – психологических условий, позволяющих воспитанникам успешно приспособятся к новым условиям и легко входить в новую среду с привлечением родителей разными формами взаимодействия.
Далее методами анкетирования: «Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (Печора К. Л.) и анкеты выявления эффектности взаимодействия семьи и ДОО мы выявили, что при более тесном взаимодействии детского сада с родителями адаптация детей протекает более успешно, что доказывает справедливость гипотезы.
Терёхина, О. А. Здравствуй детский сад! Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в период адаптации к дошкольному учреждению. / О. А. Терёхина, В. С. Богословская. - изд. : ООО ИД «Белый ветер», 2008. - 91 с.
2. Русаков, А. Адаптация ребёнка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник / А. Русаков. - М. : Сфера, 2010. - 128 с.
3. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. - М. : Просвещение, 1986. - 129 с.
4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
5. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. Педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева. - 5-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
6. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения / Р. Калинина. - 3 изд. СПб.: Речь, 2002. - 146 с.
7. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое поссобие / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», - 2004. - 236 с.
8. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья/ Е. П. Арнаутова — Издательский дом "Карапуз" Москва, 2002. — 264 с.
9. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Е. Шмид-Кольмер и др.; под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской. - М.: Медицина, 1980. 163 с.
10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
11. Захарова, Г. И. Психология семейных отношений: Учебное пособие / Г. И. Захарова – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 63 с.
12. Мещареков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещареков, В. П. Зинченко. - М. : изд. Прайм-Еврознак, 2007. - 816 с.
13. Авдеева, Н. Н. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению: влияние матери / Н. Н. Авдеева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2013. - №2 (34). - С. 24, 26.
14. Мельникова, Н. Н. Социально-психологическая адаптация личности как процесс.// Тематический сборник научных трудов. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 155 с.
15. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с., 2006. – URL:http://pedlib.ru/Books/3/0031/3_0031-1.shtml (дата обращения: 23. 05. 2016)...22