Только Word
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы экологического образования в условиях среднего профессионального образования……………….……………………..6
1.1. Становление экологического образования………………...………..6
1.2. Формирование профессиональных компетенций в рамках ФГОС СПО по дисциплине «Экологические основы природопользования»…….....20
Глава II. Экспериментальная методика преподавания дисциплины «Экологические основы природопользования»……………………………….29
2.1 Экспериментальная база «Красноярский технологический техникум пищевой промышленности»………………………………………………….....29
2.2. Рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования»……………………………………………………...…….32
2.3. Методика проведения занятий по дисциплине «Экологические основы природопользования» и анализ результатов………………………….50
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………75
Приложения……………………………………………………………………...78
Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставили переосмыслить все достижения мировой цивилизации. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас.
Главным фактором в решении названной проблемы является экологическое образование, которое может быть оптимально реализовано через непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование в ней системы научных и практических знаний, умений, целостных ориентаций, поведения и деятельности. Все это призвано обеспечить ответственное отношение к окружающей природной среде человека. Формирование у подрастающего поколения экологической компетенции определяет стереотип его поведения, убеждает человека жить в гармонии с природной средой, что соответствует концепции устойчивого развития.
Изучение дисциплины «Экологические основы природопользования» в среднем профессиональном образовании, безусловно, важный аспект в становлении обучающихся как разносторонне развитых будущих специалистов и членов общества, владеющих экологической компетентностью.
Разработкой рабочей программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» занимались педагоги: Анисимова А. Н. (преподаватель Красноярского технологического техникума пищевой промышленности), Кавардакова Л. А. (преподаватель Нижневартовского нефтяного техникума), Михайличенко О.В. (преподаватель Керченского политехнического колледжа), Сергеева Л.Ю. (преподаватель Темниковского сельскохозяйственного колледжа) и др.
В данной работе проанализирована методика обучения дисциплин экологического цикла, разработана рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования» и проведен анализ проделанной работы с обучающимися в ходе педагогического эксперимента.
Для эксперимента нами была выбрана специальность 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Обучающиеся Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Красноярский технологический техникум пищевой промышленности».
Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту от 22 апреля 2014 г. № 373 по специальности 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, дисциплина ЕН.02. Экологические основы природопользования включает в себя усвоение обучающимися общих и профессиональных компетенций (ОК 1-9, ПК 1.1-1.4, 2.1-2.4, 3.1-3.4, 4.1-4.3, 5.1-5.5). Предыдущий Федеральный Государственный образовательный стандарт был утвержден от 15 июня 2010 г. № 611 по специальности 260103 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», включал освоение ОК 1-10, ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.4, ПК 3.1-3.4, ПК 4.1-4.3, ПК 5.1-5.5. Произошло изменение в общих компетенциях профессии. Следовательно, рабочая программа должна быть составлена с учетом измененных компетенций.
Актуальностью данной работы является разработка новой эффективной методики преподавания дисциплины «Экологические основы природопользования».
Целью исследования является разработка содержания и методическое обеспечение дисциплины «Экологические основы природопользования» в соответствии с ФГОС СПО III поколения....
Выполненное исследование имеет теоретико-экспериментальный характер. Предложенная в настоящем исследовании рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования», способствует формированию общих и профессиональных компетенций у студентов среднего профессионального образовательного учреждения. Экспериментально доказана эффективность лекционного метода обучения.
В процессе выполнения диссертационного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы позволило выявить теоретические основы экологического образования. Обучение дисциплины «Экологические основы природопользования» эффективно с применением лекционной системы, основанной на использовании схем, рисунков, таблиц, метапредметных связей, внедрении регионального компонента и формировании компетенций через выполнение домашних заданий;
2. Разработана рабочая программа и содержание дисциплины «Экологические основы природопользования», включающая: паспорт, структуру и содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины;
3. Проведена экспериментальная апробация рабочей программы дисциплины «Экологические основы природопользования» и доказана эффективность экспериментальной методики преподавания в достижении обучающимися высоких результатов по формированию общих и профессиональных компетенций.
Научные статьи и материалы конференций:
1. Милицина М.А. Игровые технологии обучения в естественнонаучном образовании/ М.А. Милицина // Инновации в естественнонаучном образовании: VIII Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. Красноярск, 12–13 ноября 2015 г. / отв. ред. Т.В. Голикова; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – 204 с.
2. Милицина М.А. Экологическое образование в среднем профессиональном образовании/ М.А. Милицина // Молодежь и наука XXI века: XVII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Методика обучения дисциплинам естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции. Красноярск, 12 мая 2016 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Н.М. Горленко; ред. кол. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – Систем. требования: РС не ниже класса Pentium I ADM, Intel от 600 MHz, 100 Мб HDD, 128 Мб RAM; Windows, Linux; Adobe Acrobat Reader. – Загл. с экрана.
3. Милицина М.А. Компетентностый подход в экологическом среднем профессиональном образовании / М.А. Милицина // Молодежь и наука XXI века: XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященный 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева. Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 18 мая 2017 г./ отв.ред. Т.В. Голикова; ред.кол.; Электрон.дан. Краснояр.гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2017. – Систем. требования: РС не ниже класса Pentium I ADM, Intel от 600 MHz, 100 Мб HDD, 128 Мб RAM; Windows, Linux; Adobe Acrobat Reader. – Загл. с экрана.
4. Милицина М.А. Образование аэрозолей в промышленных городах / М.А. Милицина // Современные аспекты экологического образования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Современные аспекты экологического образования. 20 апреля 2017 г.». Чебоксары, 2017. - 201 с.
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР. – 2009.
2. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева; под ред. Н.Д. Андреевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 208 с.
3. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании// Высшее образование в России. 2006. - № 1. – с. 45-52.
4. Богданова Н.А. Особенности формирования профессиональных компетенций студентов СПО. [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/osobiennosti-formirovaniia-profiessional-nykh-kompietientsii-u-studientov-spo. - 08.05.2017
5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика – 2003. - № 10. – с. 8-14.
6. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория комплексного обучения. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. – 84 с.
7. Ветров Ю., Ивашкин А. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования // Высшее образование в России. 2006 - № 1. – С. 45-52.
8. Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.doopt.ru – 26.11.2017
9. Дмитриева Ф.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов СПО через внедрение в образовательный процесс практико-ориентированных задач. ВЕСТНИК СВФУ, 2012, том 9, № 3. – с. 131-135.
10. Дмитриенко Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика. – 2004. – № 2. – С. 54-59.
11. Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2017 [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://zakonobobrazovanii.ru/#zakonobobrazovanii. – 08.05.2017.
12. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3.
13. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
14. Королев П.М. Энвайронментальная этика [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://samlib.ru/k/korolew_p_m/env_eth.shtml. - 07.05.2017.
15. Крепша Н.В. Курс экологии. – Томск: Изд-во ТПУ, 2011.-119 с....31