ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ИЗВЕСТНОГО ЧЕЛОВЕКА В МАСС-
МЕДИА 8
1.1. Понятие образа в лингвистике, культуре и СМИ 8
1.1.1. Подходы к определению образа 8
1.1.2. Понятие «образ» в ряду смежных понятий 11
1.1.3. Особенности изучения медиаобраза 17
1.2. Заголовок как часть медиатекста 21
1.2.1. Понятие и характеристика медиатекста 21
1.2.2. Подходы к определению заголовка 26
1.2.3. Функции заголовка в медиатексте 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА КЭТРИН МИДДЛТОН В
ЗАГОЛОВКАХ БРИТАНСКИХ И ИСПАНСКИХ СМИ 35
2.1. Кэтрин Миддлтон - член королевской семьи 35
2.2. Основные характеристики образа Кэтрин Миддлтон в заголовках
британских СМИ 37
2.2.1. Кэтрин Миддлтон как британская икона стиля 38
2.2.2. Кэтрин Миддлтон как социальный деятель 41
2.2.3. Кэтрин Миддлтон как мать 44
2.2.4. Кэтрин Миддлтон как разносторонняя личность 46
2.2.5. Кэтрин Миддлтон как член королевской семьи, заслуживающий
доверия 50
2.3. Основные характеристики образа Кэтрин Миддлтон в заголовках
испанских СМИ 52
2.3.1. Кэтрин Миддлтон как стильная представительница британской
монархии 53
2.3.2. Кэтрин Миддлтон как мать 56
2.3.3. Кэтрин Миддлтон как разносторонняя личность 59
2.3.4. Кэтрин Миддлтон как любимый член британской королевской семьи 61
2.3.5. Кэтрин Миддлтон как участница семейного конфликта 64
2.4. Сравнительный анализ репрезентации образа Кэтрин Миддлтон в
британских и испанских СМИ 66
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 84
На сегодняшний день средства массовой информации являются важнейшим социальным институтом, который отражает культуру, политику и общественную жизнь. Медиа вносят значительный вклад в формирование образа мышления и картины мира людей. Современные СМИ конструируют в массовом сознании образы различных государств, политических лидеров, отдельных социальных групп, а также известных личностей, которые интересны широкой общественности. Впоследствии, посредством образов, созданных СМИ, в сознании читателей возникает определенное отношение к этим личностям.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что принцесса Уэльская Кэтрин Миддлтон является одной из важнейших представительниц культуры Великобритании. Изучение лексических средств репрезентации образа принцессы в заголовках британской прессы способствует выявлению отношения британского народа к члену королевской семьи, будущей королеве и матери будущего наследника британского престола. Кроме того, в данной работе образ Кэтрин Миддлтон представлен как с точки зрения британской, т.е. «своей» культуры, так и с точки зрения испанской, т.е. «чужой» для неё культуры.
Объектом исследования является образ известного человека в масс- медиа. Предметом исследования в данной работе являются лексические средства репрезентации образа Кэтрин Миддлтон в заголовках британских и испанских СМИ.
Целью исследования выступает выявление и описание лексических средств репрезентации образа Кэтрин Миддлтон в заголовках британских и испанских СМИ.
Реализация поставленной цели требует решения ряда конкретных задач:
1) рассмотреть понятие образа и медиаобраза в лингвистических исследованиях;
2) проанализировать понятие образа в ряду смежных понятий;
3) изучить понятие медиатекста и проанализировать подходы к определению заголовка;
4) представить характеристику Кэтрин Миддлтон;
5) выявить и описать лексические средства, характеризующие Кэтрин Миддлтон в британской и испанской прессе.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были применены следующие методы: анализ научной литературы, метод сплошной выборки для сбора эмпирического материала, метод классификации для составления перечня характеристик, формирующих образ Кэтрин Миддлтон, а также лексико-семантический анализ и контекстуальный анализ для описания лексических средств репрезентации образа Кэтрин Миддлтон в заголовках британских и испанских СМИ.
...
В данной исследовательской работе были выделены и проанализированы лексические средства репрезентации образа Кэтрин Миддлтон в британских и испанских СМИ на основе заголовков электронных версий британских газет Daily Mail, The Guardian, The Independent и The Sun, а также же испанских газет El Mundo, La Vangiardia, El Pais, jHola! и Pronto.
Особое внимание было уделено рассмотрению различных подходов к определению понятия «образ». Под образом в данной работе понимается стихийно сложившееся упрощённое отражение объекта в сознании человека, имеющее субъективный оттенок и представляющее из себя единое целое. Во многих научных трудах понятие «образ» коррелирует с другими схожими терминами, среди которых «имидж», «типаж» и «стереотип», в связи с чем представилось необходимым разграничить данные понятия. Имидж, как и образ, представляет собой отражение объекта в сознании человека, однако отличается искусственным, целенаправленным характером формирования. Типаж и стереотип, основываясь на тех или иных образах, являются более комплексными, массовыми явлениями. Образ, в свою очередь, отличается от вышеупомянутых терминов упрощенным, нецеленаправленным,
субъективным отражением объекта в сознании человека.
Изучение образа известного человека в СМИ является актуальной проблемой. Средства массовой информации на сегодняшний день являются важной частью общественной жизни и в значительной степени влияют на восприятие читателей по отношению к известным лицам, формируя и транслируя медиаобразы. В данной работе под медиаобразом понимается совокупность представлений о различных объектах реального мира, сформированных медиапространством. Медиаобраз обладает рядом признаков, среди которых стереотипность, утрированность, кратковременность, двойственность, эмоциональность, ориентированность на массовое сознание аудитории, зависимость от времени.
В рамках работы также было рассмотрено понятие медиатекста, который представляет собой комплекс, содержащий различные единицы семиотических систем, выступающих в качестве медиаконтента различного рода. Медиатекст обладает рядом свойств: он изменчив, выступает средством общения, отражает процессы общественной жизни, имеет объективно- субъективный характер.
Заголовок является ключевой частью медиатекста. На основе анализа основных подходов к определению заголовка было выявлено, что заголовок представляет собой единый элемент, соотносимый с текстом как с целым. Заголовок наделён рядом функций: он позволяет обозначить текст, дать ему характеристику, спрогнозировать содержание и интерпретировать его, согласно заложенным в нём смыслам. Заголовок играет ключевую роль в формировании образа известного человека в СМИ, позволяя аудитории сформировать представление об объекте на основе тех или иных лексических средств.
Принцесса Уэльская Кэтрин Миддлтон является влиятельной персоной для Соединённого королевства, вследствие чего она особенно часто привлекает внимание к своей личности не только со стороны британских СМИ, но и мировой общественности.
В ходе исследования были выявлены и описаны лексические средства репрезентации образа Кэтрин Миддлтон в заголовках британских СМИ, анализ которых позволил выявить пять основных характеристик образа Кэтрин Миддлтон в британских масс-медиа:
• Кэтрин Миддлтон как британская икона стиля;
• Кэтрин Миддлтон как социальный деятель;
• Кэтрин Миддлтон как мать;
• Кэтрин Миддлтон как разносторонняя личность;
• Кэтрин Миддлтон как как член королевской семьи, заслуживающий доверия.
...
1. Азнаурова Э.С. Очерки по стилистике слова. Ташкент: Фан, 1973. 405 с.
2. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка: учеб. пособие. Ленинград: Просвещение, 1973. 304 с.
3. Арутюнова Н.Д. Образ: опыт концептуального анализа // Референция и проблемы текстообразования. 1988. С. 117-129.
4. Барабаш В.В., Сезонов Т.В. Особенности воздействия медиаобраза на аудиторию женских глянцевых журналов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. Вып. 8. С. 207-211.
5. Белоусова Ю.В. Медийный образ как средство коммуникации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. Вып. 12 (26). C. 27-31.
6. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы "паблик рилейшнз": учеб. пособие для вузов. 2-е изд. СПб: Питер, 2004. 208 с.
7. Богданова О.Ю. Сопоставление функциональных особенностей заглавий художественных произведений и современной публицистики (на англоязычном материале) // Ярославский педагогический вестник. 2012. Вып. 3. С. 140-143.
8. Боровицкая Е.И. Корреляция понятий «Художественный образ персонажа» и «Лингвокультурный типаж» // Научный журнал КубГАУ. 2017. Вып. 128. С. 285-298.
9. Варзапова В.Ю. Заголовок англоязычного медиатекста как объект лингвосемиотического исследования (на материале заголовков сетевых версий изданий The Telegraph и The Independent: дис ... канд. филол. наук: 10.02.04. Хабаровск, 2020. 203 с.
10. Вомперский В.П. К вопросу изучения синтаксической структуры газетного заголовка // Искусство публицистики. Проблемы теории и мастерства: тезисы док. на республ. науч. конф.-семинаре. Алма-Ата, 1966. С. 82-85.
11. Всеволодова А.Н. Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. Вып. 2. С. 152-158.
12. Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник ОГУ. 2013. Вып. 11 (160). С. 91-94.
13. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. М.: Высшая школа, 1977. 336 с.
14. Гвоздева А.В. Ценностные характеристики лингвокулыурного типажа «детектив» на примере образов Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро // Вестник ЧелГУ. 2009. Вып. 35. С. 48-51.
15. Голубев А.В., Поршнева О.С. Образ союзника в сознании российского общества в контексте мировых войн. М.: Новый хронограф, 2011. 392 с.
... всего 75 источников