Организация гражданско-патриотического воспитания в детских оздоровительных лагерях Красноярского края (на примере детского оздоровительного лагеря г. Назарово «Достоинство»)
|
Только Word
Введение…………………………………………………………………………..3
1. История становления и развития детского летнего отдыха.
1.1 Складывание системы детских пионерских лагерей в СССР………...7
1.2 Система пионерских лагерей и воспитательная работа в советский период на территории Красноярского края……………………………..10
1.3 Организация воспитательной работы в пионерских лагерях.................14
1.4 Сущность понятия гражданско-патриотического воспитания ……….19
2. Организация гражданско-патриотического воспитания
2.1 Анализ ситуации……………………………………………………….....23
2.2 Описание опыта организации гражданско-патриотического воспитания в детских оздоровительных лагерях Красноярского края (на примере детского оздоровительного лагеря «Достоинство» г. Назарово)…………………..............................................................................30
2.2.1 Военно-патриотическая игра «Зарница»………………………….....33
2.2.2 День Русского - Народного творчества………………………….......35
2.2.3 Конкурс патриотической песни «Песня в солдатской шинели»…..37
2.2.4 Фото-кросс на тему «Солдат победы»…………………………..…..39
2.2.5 Конкурс плакатов…………………………………………………......40
2.2.6 Вечернее мероприятие - «Я в центре России»……………………..42
Заключение……………………………………………………………………...45
Список использованных источников и литературы …………………………47
Приложение……………………………………………………………………..50
Введение…………………………………………………………………………..3
1. История становления и развития детского летнего отдыха.
1.1 Складывание системы детских пионерских лагерей в СССР………...7
1.2 Система пионерских лагерей и воспитательная работа в советский период на территории Красноярского края……………………………..10
1.3 Организация воспитательной работы в пионерских лагерях.................14
1.4 Сущность понятия гражданско-патриотического воспитания ……….19
2. Организация гражданско-патриотического воспитания
2.1 Анализ ситуации……………………………………………………….....23
2.2 Описание опыта организации гражданско-патриотического воспитания в детских оздоровительных лагерях Красноярского края (на примере детского оздоровительного лагеря «Достоинство» г. Назарово)…………………..............................................................................30
2.2.1 Военно-патриотическая игра «Зарница»………………………….....33
2.2.2 День Русского - Народного творчества………………………….......35
2.2.3 Конкурс патриотической песни «Песня в солдатской шинели»…..37
2.2.4 Фото-кросс на тему «Солдат победы»…………………………..…..39
2.2.5 Конкурс плакатов…………………………………………………......40
2.2.6 Вечернее мероприятие - «Я в центре России»……………………..42
Заключение……………………………………………………………………...45
Список использованных источников и литературы …………………………47
Приложение……………………………………………………………………..50
Одним из приоритетных направлений развития государства, на протяжении многих столетий, является, формировании нравственного, культурного и полезного обществу гражданина. В связи с этим большое внимание в рамках образовательной политики государства занимает вопрос о месте и роли системы воспитания в формировании нравственных качеств человека.
В советский период истории нашего государства одним из факторов воспитания подрастающего поколения, являлся пионерский лагерь, – который занимался разносторонним воспитанием школьников – патриотическим, физическим, экологическим и трудовым воспитанием. Только по данным 1951 года, в пионерских лагерях отдыхало около три миллионов детей, в связи с массовым воспитанием – комсомольские организации совместно с органами народного образования и профсоюзами проводили в пионерских лагерях большую воспитательную и оздоровительную работу с детьми [21].
В настоящее время, в связи с возрастанием роли загородной формы отдыха учащихся в дни каникул, необходимо пересмотреть опыт работы советских пионерских лагерей. Ещё раз обратиться к опыту функционирования системы пионерских лагерей в СССР и через общесоюзную призму проследить процесс развития воспитательного потенциала данных лагерей уже на региональном уровне, на территории Красноярского края.
Объект – процесс организации воспитания в детских лагерях.
Предмет – мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию в детском оздоровительном лагере города Назарово – «Достоинство».
Цель исследования – проанализировать опыт организации гражданско-патриотического воспитания в Красноярском крае на примере детского оздоровительного лагеря МУП «Достоинство».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть становление и развитие пионерских лагерей в СССР и на территории Красноярского края;
2. Рассмотреть организацию гражданско-патриотического воспитания в советский период и значение пионер вожатого в системе пионерских лагерей;
3. Описание опыта организации гражданско-патриотического воспитания в детском оздоровительном лагере «Достоинство» города Назарово.
Хронологические рамки исследования: начало1920-х.- начало 1990-х гг. обоснуйте свои хронологические рамки( с момента возникновения пионерского движения до конца советского периода?)
Историография. Говоря о становлении системы пионерских лагерей в Красноярском крае, необходимо было обратится к опыту педагогов советской школы, которые положили начало формирования нравственных качеств у школьников в условиях детских оздоровительных лагерей. Данный опыт был рассмотрен благодаря трудам таких авторов как: В.В. Прокошевич и И.И. Прокопьева Ф.И, Черноусовой[14], М.А. Прокофьева. Подробно система организации гражданско-патриотического воспитания была рассмотрена в методических разработках и рекомендациях краевого дворца пионеров и школьников, где с 1950-х годов проходили ежегодные курсы по подготовке пионер вожатых. Данные разработки описывают ход и проведение мероприятий по воспитанию подрастающего поколения: «Лето октябрят», «О проведении военно - спортивной игры Зарница», «На заметку пионервожатому». [15][16]...
В советский период истории нашего государства одним из факторов воспитания подрастающего поколения, являлся пионерский лагерь, – который занимался разносторонним воспитанием школьников – патриотическим, физическим, экологическим и трудовым воспитанием. Только по данным 1951 года, в пионерских лагерях отдыхало около три миллионов детей, в связи с массовым воспитанием – комсомольские организации совместно с органами народного образования и профсоюзами проводили в пионерских лагерях большую воспитательную и оздоровительную работу с детьми [21].
В настоящее время, в связи с возрастанием роли загородной формы отдыха учащихся в дни каникул, необходимо пересмотреть опыт работы советских пионерских лагерей. Ещё раз обратиться к опыту функционирования системы пионерских лагерей в СССР и через общесоюзную призму проследить процесс развития воспитательного потенциала данных лагерей уже на региональном уровне, на территории Красноярского края.
Объект – процесс организации воспитания в детских лагерях.
Предмет – мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию в детском оздоровительном лагере города Назарово – «Достоинство».
Цель исследования – проанализировать опыт организации гражданско-патриотического воспитания в Красноярском крае на примере детского оздоровительного лагеря МУП «Достоинство».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть становление и развитие пионерских лагерей в СССР и на территории Красноярского края;
2. Рассмотреть организацию гражданско-патриотического воспитания в советский период и значение пионер вожатого в системе пионерских лагерей;
3. Описание опыта организации гражданско-патриотического воспитания в детском оздоровительном лагере «Достоинство» города Назарово.
Хронологические рамки исследования: начало1920-х.- начало 1990-х гг. обоснуйте свои хронологические рамки( с момента возникновения пионерского движения до конца советского периода?)
Историография. Говоря о становлении системы пионерских лагерей в Красноярском крае, необходимо было обратится к опыту педагогов советской школы, которые положили начало формирования нравственных качеств у школьников в условиях детских оздоровительных лагерей. Данный опыт был рассмотрен благодаря трудам таких авторов как: В.В. Прокошевич и И.И. Прокопьева Ф.И, Черноусовой[14], М.А. Прокофьева. Подробно система организации гражданско-патриотического воспитания была рассмотрена в методических разработках и рекомендациях краевого дворца пионеров и школьников, где с 1950-х годов проходили ежегодные курсы по подготовке пионер вожатых. Данные разработки описывают ход и проведение мероприятий по воспитанию подрастающего поколения: «Лето октябрят», «О проведении военно - спортивной игры Зарница», «На заметку пионервожатому». [15][16]...
Реализация единой государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания и содержание краевых программ [25], говорит о необходимости и значимости проведения мероприятий, формирующих у школьников качества патриота и гражданина.
Рассмотрев процесс становления системы пионерских лагерей в советский период на территории СССР и более подробно на территории Красноярского края, можно сделать вывод о важном значение существования детских оздоровительных лагерей. Так как они решали основополагающие задачи - формировавшие будущее страны.
В Красноярском крае в 2016 году обеспечено функционирование 68 учреждений, оказывающих услуги по отдыху, оздоровлению и занятости детей в 23 муниципальных образованиях Красноярского края, из них: 18 государственных оздоровительных учреждений (краевых и федеральных), в том числе 4 санатория; 30 муниципальных загородных учреждений (предприятий), 4 загородных оздоровительных лагеря, принадлежащих Республике Хакасия, расположенных на территории Красноярского края; 18 частных оздоровительных учреждений. При этом в Красноярском крае имеются 3 муниципальных загородных оздоровительных учреждения, которые в настоящее время не функционируют по причине их несоответствия требованиям действующего законодательства.
Данная работа, проведена в детском оздоровительном лагере «Достоинство», помогла не только создать условия для формирования у детей гражданско-патриотических качеств, но и сопутствовала сплочению временного коллектива, повышению уровню включенности детей в культурно массовых мероприятиях, по окончанию летней смены, не было ни одного ребёнка, который не принял бы участия, в каком либо из мероприятий, общелагерного или отрядного типа.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о реализации целей воспитательной программы проводимой в детском оздоровительном лагере «Достоинство», а именно успешное создание условий для формирования гражданско-патриотических качеств у отдыхающих.
Обращение к опыту советской педагогической школы позволил сделать вывод о значимом опыте в организации гражданско-патриотического воспитания, основываясь на советскую школу многие детские оздоровительные лагеря, проводят мероприятия в данном воспитательном направлении – примером этого стали описанные нами мероприятия («Зарница», «Конкурс патриотической песни» и др.). Во многом каждое из данных мероприятии претерпевают видоизменение, но оболочка или форма, так же как и цель и результат остаётся не низменными.
Нами был не только рассмотрен опыт организации гражданско-патриотического воспитания в Красноярском крае на примере детского оздоровительного лагеря МУП «Достоинство», но и описан в методических рекомендация по организации гражданско - патриотическому воспитанию в летних оздоровительных лагерях. Данный опыт был успешно представлен общественности на V всероссийских педагогических Макаренковских чтения с международным участием в 2014 году и на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученных «Проспект Свободный» в 2015 году.
Рассмотрев процесс становления системы пионерских лагерей в советский период на территории СССР и более подробно на территории Красноярского края, можно сделать вывод о важном значение существования детских оздоровительных лагерей. Так как они решали основополагающие задачи - формировавшие будущее страны.
В Красноярском крае в 2016 году обеспечено функционирование 68 учреждений, оказывающих услуги по отдыху, оздоровлению и занятости детей в 23 муниципальных образованиях Красноярского края, из них: 18 государственных оздоровительных учреждений (краевых и федеральных), в том числе 4 санатория; 30 муниципальных загородных учреждений (предприятий), 4 загородных оздоровительных лагеря, принадлежащих Республике Хакасия, расположенных на территории Красноярского края; 18 частных оздоровительных учреждений. При этом в Красноярском крае имеются 3 муниципальных загородных оздоровительных учреждения, которые в настоящее время не функционируют по причине их несоответствия требованиям действующего законодательства.
Данная работа, проведена в детском оздоровительном лагере «Достоинство», помогла не только создать условия для формирования у детей гражданско-патриотических качеств, но и сопутствовала сплочению временного коллектива, повышению уровню включенности детей в культурно массовых мероприятиях, по окончанию летней смены, не было ни одного ребёнка, который не принял бы участия, в каком либо из мероприятий, общелагерного или отрядного типа.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о реализации целей воспитательной программы проводимой в детском оздоровительном лагере «Достоинство», а именно успешное создание условий для формирования гражданско-патриотических качеств у отдыхающих.
Обращение к опыту советской педагогической школы позволил сделать вывод о значимом опыте в организации гражданско-патриотического воспитания, основываясь на советскую школу многие детские оздоровительные лагеря, проводят мероприятия в данном воспитательном направлении – примером этого стали описанные нами мероприятия («Зарница», «Конкурс патриотической песни» и др.). Во многом каждое из данных мероприятии претерпевают видоизменение, но оболочка или форма, так же как и цель и результат остаётся не низменными.
Нами был не только рассмотрен опыт организации гражданско-патриотического воспитания в Красноярском крае на примере детского оздоровительного лагеря МУП «Достоинство», но и описан в методических рекомендация по организации гражданско - патриотическому воспитанию в летних оздоровительных лагерях. Данный опыт был успешно представлен общественности на V всероссийских педагогических Макаренковских чтения с международным участием в 2014 году и на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученных «Проспект Свободный» в 2015 году.





