Формирование знаний и умений у обучающихся основной ступени общего образования оказания первой медицинской помощи пострадавшим в опасных ситуациях при изучении предмета «основы безопасности жизнедеятельности»
Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний и умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях у учащихся основной ступени общего образования 7
1.1. Характеристика понятия «Опасные ситуации». Классификация опасных ситуаций 7
1.2.Причины травматизма учащихся основной ступени общего образования в опасных и бытовых ситуациях 12
1.3.Место темы «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях» в курсе преподавания ОБЖ 14
1.4. Содержание, формы и методы обучения действиям оказания первой медицинской помощи учащихся основной ступени общего образования на уроках ОБЖ 23
Выводы по главе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний и умений у учащихся основной ступени общего образования оказания первой медицинской помощи пострадавшим в опасных ситуациях при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 33
2.1. Констатирующий эксперимент 33
2.1.1.Анализ планирования уроков и рабочей программы в 8 классе 33
2.1.2. Диагностика знаний и умений у учащихся основной ступени общего образования по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в опасных ситуациях 43
2.1.3.Анализ и оценка результатов исследования 46
2.2.Разработка и обоснование методических рекомендаций по формированию знаний и умений у учащихся основной ступени общего образования оказания первой медицинской помощи пострадавшим в опасных ситуациях при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 51
Выводы по главе 59
Общее заключение по работе 59
Общие выводы по работе 62
Литература 64
Актуальность работы
Для подготовки подрастающего поколения россиян, область безопасной жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию в современного подрастающего поколения очень развитого уровня культуры безопасности и индивидуальной программы ведения здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Сохранением своего здоровья и личной безопасности, человечество занималось с древних времён до наших дней. Люди всегда существовали в окружении многих опасностей. На начальном этапе развития человечества это были простые естественные опасности, а с бурным развитием цивилизации к ним добавились ещё разного рода техногенные и социального характера опасности.
Каждый день мы слышим о той или иной аварии, много людей получает те или иные травмы и хорошо, если по близи есть тот, кто бы мог помочь, сделав самую элементарную перевязку, а может, в экстренном случае спас не одну жизнь.
Уметь оказывать первую доврачебную помощь и первую медицинскую помощь просто необходимо. Так как каждый человек за свою жизнь неоднократно нуждается в их оказании и сам её оказывает. В эти моменты многое определяют знания в области медицины и умение их применять в лимите времени. От эффективности оказания помощи зависит состояние здоровья, и даже жизнь человека.
С такой целью и введён в школьную программу раздел: «Основы медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи». Этот раздел изучается в 5-9 классах в курсе ОБЖ.
Главная задача учителей ОБЖ заключается в том, чтобы научить и выработать навыки выживания учеников в различных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных. Правильно действовать в случае природных и техногенных катастроф, адекватно реагировать в условиях острых социальных, и военных конфликтах, внутренне быть готовыми к деятельности в экстремальных условиях.
В современных социокультурных условиях перед курсом «Основы безопасности жизнедеятельности» ставится задача по формированию у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности [1], теоретические основы которой раскрыты в работах Л. Н. Гориной, В. А. Девисилова, Л. А. Михайлова, В. Н. Мошкина, С. В. Петрова, О. Н. Русака, В. В. Саронова, П. В. Станкевича, И. К. Топорова.
Приемы, способствующие оказанию первой помощи пострадавшим, являются неотъемлемой составляющей культуры безопасности жизнедеятельности и их освоение закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в виде предметных результатов, обучающихся в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Это и послужило основой для выбора нами темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - процесс формирования знаний и умений первой медицинской помощи в среднем школьном возрасте на уроках ОБЖ.
Предмет исследования – методы, используемые для формирования теоретических знаний и практических умений оказания первой медицинской помощи в среднем школьном возрасте соответственно действующей программе.
Цель работы – исследовать современные педагогические технологии и методики преподавания первой медицинской помощи на уроках ОБЖ учащимся среднего школьного возраста.
Задачи работы:
1. Провести анализ научно-педагогической и методической литературы по теме выпускной квалификационной работы.
2.Осуществить диагностику учащихся 8 класса, по определению уровней сформированности знаний и умений по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в опасных ситуациях при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
3.Разработать и обосновать методические рекомендации по формированию знаний и умений у учащихся основной ступени общего образования по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в опасных ситуациях при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Гипотеза: проведение уроков при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по модульной системе, способствует формированию знаний и умений у учащихся основной ступени общего образования по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в опасных ситуациях.
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы, синтез и обобщение информации;
-экспериментальные: констатирующий эксперимент, тестирование, наблюдение.
Научная новизна работы: новизна исследования заключается в разработке методических рекомендаций по формированию знаний и умений у учащихся основной ступени общего образования по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в опасных ситуациях при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»...
Большая часть нашего населения проживает в городах. Но многие не знают, что они не только имеют определенные блага, но и носят в себе повышенную опасность. Характерные особенности всех современных городов – огромное количество населения, промышленных предприятий и транспортных средств. Все условия требуют от людей действовать в соответствии со сложившимися и установленными правилами безопасности. Это позволит обеспечить не только личную защищенность, но и охрану всех окружающих.
Из результатов анализа психолого-педагогической литературы по теме выпускной квалификационной работы мы пришли к выводу о том, что понятие «опасная ситуация» большинством исследований рассматривается как особое стечение обстоятельств, которое может привести к различным авариям, катастрофам и другим бедствиям. В настоящее время причины возникновения подобных ситуаций в основном носят антропогенный характер, так как многие из них возникают в результате того, что люди не соблюдают установленные правила поведения. С другой стороны, понятие «опасная ситуация» - это особенно сложная ситуация, результат которой может вызвать негативное влияние на жизнь и здоровье людей. В данное взаимодействие могут быть вовлечены не только населенные планеты, но и вся окружающая среда.
Чтобы обезопасить себя от непредвиденных событий, необходимо научиться вести себя безопасно для чего необходимо знать правила поведения в таких ситуациях. Важно и необходимо, чтобы каждый человек мог себя морально подготовить к корректным действиям в экстремальных условиях. Ни в коем случае нельзя паниковать, а нужно научиться решать ситуационные задачи. Следует обращать внимание на выполнение существующих правил, постоянно поддерживать физическую форму. Человек не сможет реализовать принимаемые решения, если не будет обладать необходимыми двигательными навыками и физическими качествами. Кроме этого необходимо воспитывать в себе волевые качества, способность оставаться спокойным, здраво мыслить и быть уравновешенным в любой ситуации. Эти качества помогут найти наиболее рациональные решения задачи в самой сложной обстановке.
Анализ причин травматизма в образовательных учреждениях свидетельствует о том, что основная причина их возникновения – личная недисциплинированность учеников. Это указывает на то, что учащиеся не видят опасностей, которые их подстерегают в здании школы.
Основная задача предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - научить школьников предупреждать несчастные случаи и избегать их. Если они не могут предотвратить опасные ситуации, то научить их правильно реагировать, при этом уменьшая нанесенный ущерб и оказывая первую помощь пострадавшему. Для всего этого, нужно владеть простыми медицинскими знаниями, в частности, о травмах и мерах по минимизации их последствий.
В практической части проводимого нами исследования, был проведен анализ программ и учебников по ОБЖ, который показывает, что в рамках данного курса можно сформировать необходимые знания и практические умения по безопасному поведению школьников в опасных ситуациях. Безусловно, этого можно достичь только при качественном уровне организации образовательного процесса на уроках ОБЖ. Этому должны способствовать современные технологии обучения, модульный подход и активные технологии.
При реализации раздела программы ОБЖ «Основы медицинских знаний» основное внимание следует уделять не только формированию необходимого уровня знаний по оказанию первой медицинской помощи, но и формировать умения по практическому их применению в чрезвычайных ситуациях. На это указывают результаты наших исследований по выявлению у школьников знаний и умений по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. Только около 50% школьников обладают необходимыми знаниями и умениями оказания помощи пострадавшим.
С учетом анализа литературных источников по теме выпускной квалификационной работы и проведенных исследований нами были разработаны методические рекомендации повышения качества организации образовательного процесса на уроках ОБЖ по оказанию учащимися первой медицинской помощи пострадавшим в опасных ситуациях. Считаем, что использование в работе преподавателей ОБЖ разработанных рекомендаций будет способствовать улучшению подготовки школьников в вопросах оказания медицинской помощи пострадавшим.
1. Абрамова В. Ю. Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» /Молодой ученый, 2012. — № 9. — С.260–263.
2. Костецкая Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы //Безопасность жизнедеятельности. — № 10/2012. — М.: «Новые технологии», 2012. — С.37–40.
3. Костецкая Г. А., Киселева Э. М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов //Научно-технические ведомости СПбГПУ. — Серия «Гуманитарные и общественные науки». — № 2 (148) / 2012. — СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. — С.54–60.
4. Попова Р. И., Силакова О. В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися // Мир науки, культуры, образования, 2011. — № 5. — С. 63–66.
5. Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности. — М.: Просвещение, 2010. — 40с.
6. www.mon.gov.ru — Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. — Образование. — Новые ФГОС. — ФГОС общего образования
7. Гараева М. В. Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 932-934.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/documents/938
9. Бубнов В., Петров С. Обучение навыкам оказания первой медицинской помощи// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. — 2006. — № 12. — С. 61–64.
10. Картавых М. А., Камерилова Г. С., Агеева Е. Л. Образование в области безопасност жизнедеятельности; пишем магистерскую диссертацию: учеб. пособие. — Н. Новгород; Мининский университет, 2015. — 89 с.
11. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1981–1984.
12. Сухов Г. В. Общеразвивающая программа дополнительного образования взрослых «Программа обучения первой помощи в быту и на производстве / Г. В. Сухов/- Н.Новгород: ОО«НОТК», Нижний Новгород, 2015.
13. Сайт Министерства обороны Российской Федерации[Электронный ресурс] //http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=5518@morfDictionary
14. Сведения о состоянии безопасности дорожного движения Главного Управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России [Электронный ресурс] //https://www.gibdd.ru/stat/
15. Информационный бюллетень Всемирной Организации здравоохранения за май 2016 г. [Электронный ресурс] // http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs358/ru/...30