Только Word
Введение 4
Глава 1. Теоретические психолого-педагогические основы творческих способностей школьников 8
1.1. Творческие способности обучающихся как психолого-педагогическая проблема исследования в теории обучения и воспитания 8
1.2. Понятие «творческие способности» в психолого-педагогической литературе 20
1.3. Психолого-педагогические и биологические особенности проявления творческих способностей обучающихся старших классов на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» 25
Заключение по главе 30
Глава 2. Психолого-педагогические особенности использования в образовательном процессе обучающихся активных технологий обучения 31
2.1. Психолого-педагогические условия раскрытия творческого потенциала обучающихся старших классов в рамках учебной деятельности 31
2.2. Активные технологии обучения как средство развития творческих способностей обучающихся 38
2.3. Особенности использования активных технологий обучения на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» для развития творческих способностей обучающихся 46
Заключение по главе 48
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей обучающихся старших классов на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» 50
3.1. Оценка уровня проявления творческих способностей обучающихся . 50
3.1.1. Констатирующий этап …………………………………………………… 50
3.1.2. Формирующий этап эксперимента ………………………………………. 54
3.1.3. Результаты анализа эксперимента ……....……………………………… 55
Общее заключение по теме ВКР ……………………........………………….. 58
Общие выводы по работе ………………………....………………………….. 60
Методические рекомендации по развитию творческих способностей у школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» …..... 61
Список литературы 64
Приложение 70
В словаре С.И. Ожегова дается следующее толкование понятий «творчество» и «способность»: «Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей», «Способность – природная одаренность, талантливость».
«Творческие способности – синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определённого вида творческой деятельности и обуславливающих уровень её результативности». Такое определение даётся в психолого-педагогическом словаре Е. С. Рапацевича. В этом же словаре способности определяются как «индивидуально-психологические свойства личности, которые реализуются специальными функциональными системами головного мозга, и которые при благоприятных условиях в наибольшей мере определяют успешность освоения и продуктивность выполнения какой-либо деятельности или ряда деятельностей».
Из представленных в психолого-педагогической литературе толкований понятия «творческие способности» видно, что в определении данного понятия исследователями нет единого мнения. Это указывает на сложности протекания процессов в головном мозге, обеспечивающих творческие способности человека, а, следовательно, и сложности организации образовательного процесса по развитию творческих способностей обучающихся.
Актуальность работы.
Развитие творческой деятельности обучающихся является актуальной задачей современного образования. Это обусловлено требованиями Государственных образовательных стандартов, реализация которых в современных условиях общественного развития, осуществляется с использованием личностно-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих разностороннюю подготовку обучающихся к последующей профессиональной творческой деятельности.
Анализ литературных источников, проведенный нами по теме ВКР, свидетельствует о том, что проблеме развития творческой активности обучающихся в процессе учебной деятельности на уроках ОБЖ должного внимания не уделяется. Ни одной программой по ОБЖ не предусмотрено изучение вопросов, связанных с духовным, творческим и умственным развитием обучающихся. В то же время, как показывает опыт, люди, оказывающиеся в различных чрезвычайных ситуациях, в большинстве случаев осуществляют действия по выходу из опасной ситуации полагаясь на собственный ум, интуицию и смекалку, т.к. ситуации, в которых они оказывались, не были описаны ни в одной инструкции, программе или курсе.
Знать принципы и правила поведения в ЧС очень важно, но в значительном числе случаев людям оказавшихся в экстремальных ситуациях приходиться проявлять свою сообразительность для того, чтобы выйти из опасной ситуации. Это связано с тем, что нет, и не может быть полного набора вариантов действий в той или иной чрезвычайной ситуации, оказавшись в которой, можно было бы, не задумываясь, выбрать нужный, и действовать по раз и навсегда заученному алгоритму.
В соответствии с этим, развитие на уроках ОБЖ творческих способностей обучающихся с использованием современных активных технологий обучения является актуальным и приоритетным. Это и явилось основанием для выбора нами темы выпускной квалификационной работы «Психолого-педагогические условия развития творческой активности обучающихся старших классов на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»».
Объект исследования: процесс совершенствования организации образовательного процесса на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет исследования: развитие творческой активности обучающихся старших классов на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» с использованием активных технологий обучения.
Цель исследования: создание на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» условий для активного развития творческих способностей обучающихся.
Задачи исследования:
1.Анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по развитию творческих способностей у обучающихся.
2.Определение сущности активных технологий обучения как средства оптимизации образовательного процесса на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
3.Разработать и экспериментально апробировать методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» с использованием игровых технологий обучения.
Гипотеза: эффективность развития творческой активности обучающихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» повышается, если в образовательном процессе используются активные технологии обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся и содержания изучаемого материала.
Практическая значимость исследования: разработанные нами практические рекомендации могут использоваться в образовательных учреждениях для развития творческих способностей обучающихся.
Методы исследования:
-теоретические методы: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования (выявление актуальности и состояния изученности проблемы);
-эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование (изучение проявления творческих способностей школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»);
-методы математической статистики (выявление достоверности полученных результатов)....
Обзор литературы и проведенный эксперимент по теме выпускной квалификационной работы «Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся старших классов на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» свидетельствуют о том, что проявление творческих способностей, а также их развитие зависит от многих факторов. На наш взгляд, в связи с этим среди ученых, изучающих это качество, нет единых мнений по ряду вопросов связанных с творческими способностями.
В специальной литературе способности определяются как индивидуально-психологические свойства личности, которые реализуются специальными функциональными системами головного мозга. Следовательно, в зависимости от состояния головного мозга будет зависеть успешность освоения и продуктивность выполнения какой-либо деятельности или ряда деятельностей.
Существуют два направления проблемы развития творческих способностей: влияние условий воспитания и повседневной жизни. Развитие совершается в процессе обучения и воспитания и формируется во взаимодействии с миром [52].
Главной целью современного школьного образования является сформировать у обучающихся способности к личному самоопределению, к успешной реализации себя в непрерывно меняющихся социальных и экономических условиях. Поэтому на первый при обучении выдвигаются задачи, связанные с эффективным самоопределением личности в различных видах творчески ориентированной деятельности.
Развитие способностей обучающихся, их творческого потенциала реализуется в образовательной среде, соответствующей определённым условиям, из которых следует выделить высокий уровень познавательных интересов обучающихся, субъектность отношений на уроках и внеклассной деятельности, доверие и уважение к обучающимся со стороны педагога, высокий уровень духовного развития всех участников образовательного процесса и др.
Из этого следует, что формирование творческой личности возможно только в определенной образовательной среде, в которой обучающиеся являются субъектами образовательного процесса и постоянно находятся в деятельности.
Наиболее эффективно развитие творческих способностей у обучающихся происходит при использовании на уроках активных методов обучения, которые способствуют созданию в образовательном процессе условий включения обучающихся в деятельность. Здесь главным является деятельность обучающихся, которая постоянно стимулирует протекание нервных процессов в коре головного мозга, что способствует формированию новых функциональных условных связей, способствующих более активному формированию творческих способностей.
Большими возможностями в формировании и развитии творческих способностей у обучающихся располагает школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». При изучении данного курса, наряду с приобретением знаний в различных вопросах безопасного поведения, создаются условия для формирования практических умений и навыков, что способствует активизации обучащихся в познавательной деятельности. Считаем, что это и является ведущим условием активизации мыслительной деятельности, а, следовательно, формирования и развития творческих способностей у обучающихся.
На это указывают результаты проведенной нами экспериментальной работы по развитию творческих способностей на уроках ОБЖ. Установлено, что использование в образовательном процессе обучающихся старших классов активных технологий обучения в рамках реализации курса ОБЖ способствует более эффективному формированию и развитию способностей по отношению к традиционным технологиям обучения....
Абикенова З.Т. К вопросу о формировании творческого мышления в условиях новой концепции среднего образования / Постсоветские модели социальных трансформаций: опыт двадцатилетия. Материалы международной научно-теоретической конференции. - Караганда, Изд-во КарГУ, 2011, 483 c.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.
3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., — Просвещение, 1984.
4. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2007. - 448 с
5. Березовин Н.А., Чепиков В.Т., Чеховских М.И.Основы психологии и педагогики: Учеб. пособие I - Мн.: Новое знание, 2004. - 336 с. - (Серия «Социально-гуманитарное образование»).
6. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству – М., Знание1981.-96с. - (новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»;№10),
7. Брешковская К.Ю., Кувырталова М.А. Анализ взглядов Л.Н.Толстого на психолого-педагогические условия эффективной организации обучения./ Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого /№ 3 (7), октябрь 2013 г.
8. Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество. — М.: Наука, 1969, Волков, И.П. Учим творчеству. - М.: Просвящение, 1986).
9. Валеева Г.Х., Туйсина Г.Р. Развитие творческих способностей личности в системе общего и профессионального образования.//Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 3 (16) 2014.
10. Васильева Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1717-1719.
11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991,
12. Гагарин А.В., Кирюшина Т.Н. Информационно-коммуникативные технологии как фактор личностного становления обучающихся / Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч. -практ. конф., Екатеринбург, 13–16 марта 2012 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. 538 с.
13. Гансберг Э. Творчество и игра. Одаренные дети. — М.: , общ. ред. Г.В. Бурминской и В.М. Слуцкого, 1991. — 325 с.
14. Гатаулина О.И. «Метод проектов во внеурочной деятельности в начальной школе» / Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч.2/ Челябинск-Москва/ под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова.- Челябинск: ЧИППКРО, 2013.-464с.
15. Гринько О.Е. Повышение мотивации обучения, на основе ИКТ, как одно из основных направлений педагогической деятельности / Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч. -практ. конф., Екатеринбург, 13–16 марта 2012 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. 538 с....52