Только Word
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Анализ состояния противопожарной подготовки в общеобразовательных учреждениях ……………………………………… 6
1.1. Основные направления в решении проблемы снижения смертности и травматизма школьников от пожарных опасностей ……………………. 6
1.2. Анализ организации образовательного процесса общеобразовательного учреждения по противопожарной подготовке … 12
Глава 2. Формы и методы обучения пожарной безопасности в основной общеобразовательной школе ……………………………………………… 26
2.1. Теоретические основы обучения пожарной безопасности в основной образовательной школе …………………………………………………. 26
2.2. Анализ форм и методов обучения и воспитания в образовательном процессе по противопожарной подготовке ……………………………… 29
2.3. Обоснование целесообразности организации и проведения экскурсий в обучении безопасности жизнедеятельности ………………. 40
2.4. Проведение педагогического эксперимента по проверке эффективности проведения учебных экскурсий в пожарную часть …… 49
Заключение ………………………………………………………… 58
Список используемой литературы ………………………………. 60
Приложения ………………………………………………………….. 62
В последние годы в России не снижается количество людей, погибающих на транспорте, от пожаров и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов, действие которых в ближайшие годы едва ли уменьшится. Все это требует повышения эффективности обучения школьников навыкам безопасного поведения в опасных ситуациях.
В свете событий, связанных с увеличением жертв во время пожаров проблема пожарной безопасности приобретает повышенную актуальность. Важное место в решении этой проблемы занимают готовность личности адекватно действовать в ситуации пожара. В задачи образовательного учреждения входит не только организация учебного процесса, но прежде всего сохранение жизни и здоровья учеников. Ситуации бывают различные и иногда школы сталкиваются с такими чрезвычайными ситуациями как пожары. К сожалению, специальных исследований, посвященных разработке специальных методик и средств подготовки школьников поведению при пожарах мало, а точнее практически нет. Это определяет актуальность выбранной темы исследования.
Актуальность настоящей работы заключается в том, что в последние годы в России не снижается количество людей, погибающих от пожаров, проявление которых имеет устойчивую тенденцию к росту числа и тяжести последствий. Все это требует повышения эффективности обучения навыкам безопасного поведения в условиях проявления пожаров.
Учебные экскурсии являются одним из наиболее эффективных методов усвоения информации и формирования навыков безопасного поведения в условиях проявления опасных и чрезвычайных ситуаций. Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала дает учащимся представление о практическом использовании знаний ОБЖ в реальной жизни.
Преподавание ОБЖ в школе нельзя ограничивать только сведениями из учебников и тем материалом, который учащиеся получают на уроках, тем более, что вопросы противопожарной защиты не находят должного освещения в учебниках, по курсу ОБЖ для 5-9 классов, рекомендуемых ежегодно издаваемыми приказами Минобрнауки России «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Анализ действующих программ курса ОБЖ для 5-9 классов показывает насколько несерьезным является планирование в этих программах вопросов формирования навыков безопасного поведения в условиях пожаров, на которые отводится за 5 лет обучения только 3 часа
Целью настоящего исследования является разработка рекомендаций по организации и проведению учебных экскурсий для повышения эффективности формирования навыков безопасного поведения учащихся среднего школьного возраста в условиях проявления пожара.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы и документальных материалов в области обучения безопасному поведению учащихся основной общеобразовательной школы в условиях проявления пожаров.
2. Изучить особенности организации образовательного процесса по пожарной безопасности в условиях основной общеобразовательной школы.
3. Разработать методические рекомендации по организации и проведению в часы внеурочной работы учебных экскурсий в пожарно-спасательные части в целях повышения эффективности формирования навыков безопасного поведения при пожаре и экспериментально проверить их эффективность....
Таким образом в настоящей выпускной квалификационной работе нами проведен анализ пожарных опасностей и состояния противопожарной защиты в общеобразовательных учреждениях и особенности противопожарной подготовки учащихся среднего школьного возраста; изучены особенности противопожарной защиты школьников на уроках безопасности жизнедеятельности в условиях сельской школы.
Системный анализ проблем пожарной безопасности и зарубежный опыт снижения уровня смертности и травматизма на пожарах среди школьников позволяют сделать вывод о необходимости поиска способов повышения эффективности педагогической деятельности учителя по профилактике и предупреждению пожаров в школе.
Выводы:
1. При обеспечении защиты учащихся и персонала школы от пожарных опасностей необходимо особое внимание уделить формированию навыков безопасного поведения учащихся среднего школьного возраста в условиях проявления пожаров.
2. Традиционные формы и методы образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения учащихся в условиях пожаров являются недостаточно эффективными.
3. Применение учебных экскурсий в пожарно-спасательные части в учебно-воспитательном процессе по противопожарной защите обеспечивает повышение эффективности формирования навыков безопасного поведения учащихся среднего школьного возраста при пожаре.
Выдвинутая нами гипотеза исследования, что повышение эффективности формирования навыков безопасного поведения учащихся среднего школьного возраста классов в условиях пожара может быть достигнуто при выполнении следующих условий: применение учебных экскурсий в пожарно-спасательные части в образовательном процессе по противопожарной защите; внедрение разработанных нами предложений в образовательном процессе по пожарной безопасности в ходе проведенного педагогического эксперимента получила подтверждение.
Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в том, что в нем на основе проведенного анализа разработаны методические рекомендации по применению учебных экскурсий в пожарно-спасательные части в целях повышения эффективности формирования навыков безопасного поведения при пожаре
Практическая значимость выпускной работы состоит в том, что ее выводы и рекомендации по организации и проведению экскурсий в пожарно-спасательные части могут полезны преподавателям безопасности жизнедеятельности при подготовке и проведению занятий по противопожарной подготовке.
Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ
3. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12 1994 г. № 69-ФЗ
4. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02 1998 № 28-ФЗ
5. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ.
6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная УПРФ от 12 мая 2009 г. № 537.
7. Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 972
8. Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 1481.
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
10. Программа Минобразования и науки РФ на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения", утвержденная приказом Минобразования РФ от 12 января 2004 г. N 31.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) по основам безопасности жизнедеятельности, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
12. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004.
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 19.12.2012 г. № 1067.
14. Программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2004 г.
15. Письмо Министерства образования и науки «Об учебных планах на 2013-2014 учебный год» № 9127/13 от 09.07.2013 г...32