Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профессиональное образование в Енисейской губернии в конце XIX- начале XX В.В.

Работа №151973

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы188
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


В настоящее время, когда перед педагогической теорией и практикой встали проблемы демократизации образования, создания системы вариативного образования, повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения, изучение и обобщение не только опыта современной школы, но и богатейшего наследия прошлого становится актуальным.
Глобальные социально-экономические изменения, происходящие в современном мире, и возникающие проблемы, которые необходимо будет решать человеку XXI в., предполагают дальнейшее совершенствование факторов, оказывающих особое влияние на становление и развитие отдельной личности. К таковым факторам, безусловно, относится система образования в целом и система профессионального образования в частности. Профессиональное образование является одним из фундаментальных прав личности, закрепленных в Конституции РФ, Законе «Об образовании», Декларации прав человека. Оно должно обеспечивать каждому индивиду «реальное право на труд, профессиональные возможности участвовать в общественной жизни, способствующие улучшению качества жизни» [66].
Развитие современной системы профобразования происходит в изменившихся социально-политических условиях становления демократического государства и требует качественно новых преобразований, устраняющих возникшие противоречия между рыночными отношениями и прежним механизмом профессиональной подготовки молодежи, между новыми социально-экономическими условиями функционирования сферы профобразования и фактически неизменившимися нормативными и содержательными основами ее деятельности.
В настоящее время наблюдается кризис системы профессионального образования, проявляющийся в резком повышении интереса к получению высшего образования в ущерб начальному и среднему профессиональному образованию, которое ведет, в свою очередь, к дороговизне получения профессионального образования, особенно высшего, снижении интереса к учению, качества успеваемости, росте преступности среди учащихся. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики за последнее десятилетие интерес абитуриентов к среднему профессиональному образованию постоянно снижается. Так, в 2005 г. в средне-профессиональные учебные заведения было принято по стране 688 тыс. человек и выпущено 703 тыс. человек, а уже в 2014 г. – принято 416 тыс. человек и выпущено 403 тыс. человек [68].
Власть осознает эти проблемы и начинает их решать, показателем чего является начавшаяся реформа образования, которая характеризуется замедленным и затрудненным характером, но, тем не менее, реформаторские шаги постепенно проводятся в жизнь. Часть из них вызывает неоднозначную оценку педагогов, родителей, учащихся и общества в целом, что свидетельствует о необходимости диалога власти и общества, изучения и учета общественного мнения.
Модернизация современной системы образования предполагает не отрицание имеющегося потенциала, а его обновление, включение нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт. Не случайно, «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений.
Актуальность исследования определяется необходимостью воспитания бережного отношения к культурному наследию, сохранения, развития и распространения этнической и национально-культурной самобытности народов России. Важным является также сохранение единого социокультурного пространства страны на началах формирования российского самосознания и самоидентичности. Решение этих вопросов в немалой степени зависит от эффективности использования в педагогической практике региональных культурно-образовательных традиций, учёта их местных особенностей....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Профессиональное образование Енисейской губернии в конце XIX – начале XX вв. Ввиду экономических, социальных и культурных потребностей общества развивалось непрерывно, динамично, но неравномерно.
Система профессионального образования Енисейской губернии соответствовала общероссийской и отличалась многотипностью.
Процесс развития профессиональной школы губернии проходил в условиях капиталистических производственных отношений, отсутствия монополии государства в школьном строительстве, педагогического плюрализма.
Основными субъектами процесса формирования профессионального образования Енисейской губернии являлись государство и общество; первое было представлено учебными заведениями разных ведомств, второе – самоуправлениями, объединениями, меценатами и т.д.
Государство, вовлекая общество в процесс формирования системы образования, способствовало расширению системы вариативных профессиональных школ, как части всей системы образования, увеличивало их многообразие, делало функционирование учебных заведений более стабильным, лучше отвечавшим потребности губернии, ее специфике, приближая школу к жизни.
На основании изученного материала можно выделить два этапа развития профессионального образования Енисейской губернии:
– первый (1873–1907 гг.), который отмечен созданием начальных профессиональных учебных заведений и функционированием их на относительно низком уровне, консерватизмом педагогического мышления и полном (в конце периода) движением по пути демократизации внутришкольной жизни;
– второй этап (19081920 гг.), характеризующийся созданием системы среднего и начального профессионального образования, качественными изменениями в учебном и воспитательном процессах, направленностью на развитие личности учащегося.
На первом этапе уровень развития промышленности губернии был невысоким. Отсутствовали крупные фабрики и заводы, преобладало ремесленное производство. Профессиональные школы открывались в соответствии с экономической ситуацией и очевидными социальными нуждами губернии. В конце XIX – начале XX вв. значительное число открывшихся профессиональных учебных заведений составляли школы при приютах, обучение в которых было направлено не на подготовку всесторонне образованных людей, а на уменьшение процента «нищих».
По мере роста промышленного производства происходит развитие профессионального образования. Начальное профессиональное образование начинает рассматриваться как фактор, имеющий важное государственное значение. Это объясняется рядом социально-экономических причин. Одним из необходимых условий успешного функционирования и конкурентоспособности на российском и международном уровне большинства предприятий является профессиональный уровень рабочих кадров. Это не менее верно для промышленности государства в целом. Таким образом, образование для широких народных масс стало актуальным для работодателей (как государства в лице государственных предприятий, так и крупных промышленников).
Начало XX в. (второй этап) характеризуется увеличением числа профессиональных учебных заведений, ростом числа учащихся, увеличением многообразия типов школ. Данные тенденции являются отражением экономического роста региона и связанного с ним повышения интереса к образованию. Появляется противоречие между повышением уровня развития промышленности и низким уровнем развития сельского хозяйства. Население увеличивается в результате переселения и естественного прироста, как следствие – уменьшается земельный надел на душу населения. В результате появляется необходимость в новых методах земледелия, в профессиональных кадрах новых специальностей (открываются землемерное, сельскохозяйственное училища)....


1. Абаимов В. Странички из истории училищ // Сибирская школа. 1916. № 4. С. 1–9.
2. Апнин П. Свод главнейших распоряжений и законопроектов о начальных народных училищах. Спб., 1892. Ч. 1. 320 с.
3. Бакай Н.Н. К двадцатипятилетию Красноярской женской гимназии (1896–1894 гг.). Красноярск, 1895. 78 с.
4. Белоусов Т.О. Сибирь в кривом зеркале министра народного просвещения // Сибирские вопросы. 1912. № 9–10.
5. Березовский Н. Краткосрочный педагогические курсы для учителей и учительниц начальных министерских училищ Енисейской губернии, бывшие в г. Красноярске с 26 мая по 25 июня 1916 г. // Сибирская школа. 1917. № 1. С. 71–80; № 3. С. 25–35.
6. Бибикова В.В.. Педагогические кадры в Приенисейском крае в 20-е годы XX века. Красноярск, 2011. 362 с.
7. Ведомость № 14 о числе учебных заведений и учащихся в Енисейской губернии за 1891 г. Красноярск, 1892. 40 с.
8. Веселов А.Н. Среднее профессионально–техническое образование в дореволюционной России (Очерки по истории). М., 1959. 120 с.
9. Выписки из журналов Комитета Сибирской железной дороги. Красноярск, 1894. 102 с.
10. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы России второй половины XIX века. 2-е изд., испр. и доп. М., 1954. 303 с.
11. Гостяева Л.Н., Мороз Ж.М. Железнодорожное образование в Енисейской губернии. Енисейская губерния – Красноярский край: 190 лет истории. Краеведческие чтения, 2012, С. 78–82.
12. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000. 432с.
13. Дзюбинский В.И. Из сметы Министерства народного просвещения // Сибирские вопросы. 1910. № 36. С. 1–18.
14. Доклад Податного инспектора Л.Г. Высоцкого о нуждах народного образования // Енисейская губерния. № 54. СПб., 1903. С. 73–79.
15. Доклад 5-му Губернскому агрономическому совещанию правительственного уездного агронома по Канскому уезду П.Я. Сипана, по вопросу об ассигнованиях на агрономические мероприятия в Канском уезде Енисейской губернии, по смете Департамента земледелия на 1913 год. Красноярск, 1914. 15 с....105


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ