Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психологической готовности к школьному обучению детей, имеющих нарушения речи

Работа №151966

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы психологической готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………...6
1.1. Проблема психологической готовности к школе в психолого-педагогических исследованиях………………………………….......................6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………… …...15
1.3. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников без нарушений речи ……………………………………....……19
Выводы по главе 1……………………………………….. ……….21
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей психологической готовности к школе детей с нарушениями речи……………………………….23
2.1. Описание эмпирического исследования, характеристика испытуемых и методов и методик исследования……………………….……..23
2.2. Анализ результатов исследования готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе……………………………………….26
2.3. Коррекционно-развивающая работа по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи………………………..33
2.4. Повторная диагностика готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе……………………………………………………………….36
Выводы по главе 2…………………………………………………42
Заключение………………………………………………………………44
Библиографический список…………………………………………….47
Приложение А…………………………………………………………...50

Актуальность изучения готовности детей с нарушениями речи к школе, связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями. Введен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи. 
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения, обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Переход к начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников: 80– 90 % детей 6 – 7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18 – 20 % имеют негрубые нарушения психического здоровья, одним из которых являются дети с речевой патологией [2]. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации детей в школе[1].
Целью нашего исследования является изучение особенностей психологической готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе.
Объектом исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе.
Предмет – особенности психологической готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по исследуемой проблеме;
2. Подобрать методы и методики для диагностики готовности детей к обучению в школе;
3. Выявить особенности и сравнить уровень готовности детей, имеющих нарушения речи и не имеющих нарушения речи;
4. Разработать программу коррекционно-развивающей работы по повышению уровня готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическая готовность детей с нарушениями речи к обучению в школе имеет следующие особенности: трудности в установлении контакта, понимании словесных инструкций, быстрая утомляемость, неустойчивые память, внимание, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность – дети с нарушениями речи, отстают от сверстников с нормальной речью, и что программа коррекционно-развивающих занятий может сформировать у детей с нарушениями речи необходимый уровень психологической готовности к обучению в школе.
Методы и методики:
I. Организационные: сравнительный.
II. Эмпирические: психодиагностический метод:
1. Беседа по Коробейников И.А.;
2. Память «10 слов» (Лурия А.Р.);
3. «4-ый лишний: вербальный уровень» (Семаго М.М.);
4. «Разрезные картинки» (Семаго М.М.);
5. «Последовательность событий» (Бернштейн А.Н.);
6. «Графический диктант» (Эльконин Д.Б.);
7. «Домик» (Дубровина И.В.);
8. «Треугольники» (Егорова Т.Е.);
9. «Мотивация» (Гинзбург М.Р.);
10. Тест ориентированной школьной зрелости (А. Керн, Я. Йирасек).
III. Методы обработки данных: количественный и качественный.
Методологическая основа исследования:
1) Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. утверждали, что для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения, а также трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной [28].
2) Переслени Л.И., Фотекова Т.А. в своих работах говорят о том, что дети с нарушениями речи, отстают в развитии от сверстников с нормальной речью [21].

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашего исследования было изучение особенностей психологической готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе.
В нашем исследовании мы выдвинули гипотезу, что психологическая готовность детей с нарушениями речи к обучению в школе имеет следующие особенности: трудности в установлении контакта, понимании словесных инструкций, быстрая утомляемость, неустойчивые память, внимание, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность – дети с нарушениями речи, отстают от сверстников с нормальной речью. А также, что программа коррекционно-развивающих занятий может сформировать у детей с нарушениями речи необходимый уровень психологической готовности к обучению в школе.
Мы провели исследование на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №43 города Красноярска. В исследовании были использованы различные методики на выявление психологической готовности детей к обучению в школе по различным компонентам: волевая, мотивационная, социальная, интеллектуальная.
Мы выяснили, что уровень готовности детей, не имеющих нарушения речи, к обучению в школе равен уровню готовности детей с нарушениями речи, а именно, что высокий уровень психологической готовности у детей с нарушениями речи превышает высокий уровень детей без нарушений речи на 5%, таким образом детей с нарушениями речи, показавшими в ходе констатирующего эксперимента высокий уровень готовности 65%, а не имеющих нарушения речи – 60%. Средний уровень готовности показывает обратные результаты: здесь у детей с нарушениями речи 20%, а у детей без нарушений речи 25% готовности детей. Низкий уровень готовности, в обеих выборках, одинаковый. Что касается компонентов психологической готовности к обучению в школе, то можно сказать, что все компоненты, кроме мотивационной готовности, развиты в соответствии с возрастом, что опровергает нашу гипотезу. Особенностей психологической готовности к обучению в школе у детей, имеющих нарушения речи выявлено не было.
После проведения констатирующего эксперимента, нами была проведена коррекционная работа с детьми, имеющими низкий уровень, с целью формирования необходимого для обучения в школе уровня готовности, а также с детьми, имеющими средний уровень готовности, с целью профилактики. Нами была отмечена положительная динамика – уровень готовности к обучению в школе у обоих групп начал значительно возрастать, но уровень готовности к школе детей, имеющих нарушения речи, стал намного выше уровня готовности детей без нарушений речи, что также подтверждает и опровергает одновременно выдвинутую нами гипотезу. Таким образом, исследования формирующего эксперимента показали, что уровень интеллектуальной готовности у детей с нарушениями речи высокий – 90%, средний – 10%, у детей без нарушений речи: высокий 80%, средний – 20%. Волевая готовность, в обеих выборках, показала равные результаты: 90% детей с высоким уровнем готовности и 10% - со средним. Социальная готовность у детей с нарушениями речи: высокий уровень – 95%, средний – 5%, дети, не имеющие нарушения речи, показали иные результаты – 75% детей с высоким уровнем социальной готовности и 25% со средним. Также замечен значительный прогресс в формировании мотивационной готовности – у детей с нарушениями речи это 65% высокий уровень, 15% средний и 20% низкий. У детей без нарушений речи – 55% высокого уровня, 30% среднего и 15% низкого. Что касается качественных показателей, то в интеллектуальной готовности и социальной дети, имеющие нарушения речи, давали более точные ответы и выполняли задания в большей степен самостоятельно, что, как и количественные показатели, говорит нам о том, что уровень психологической готовности детей с нарушениями речи, на момент формирующего эксперимента, выше, чем у детей без нарушений речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза частично доказана: психологическая готовность детей с нарушениями речи к обучению в школе не имеет определенных особенностей: дети с нарушениями речи не имеют трудностей в установлении контакта, понимании словесных инструкций, быструю утомляемость, неустойчивые память, внимание, низкую работоспособность, готовность детей с нарушениями речи по всем компонентам соответствует возрасту, что доказывает наш эксперимент – выдвинутая нами гипотеза опровергнута, но с помощью коррекционной программы можно оптимизировать или изменить уровень готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, что показал наш эксперимент и что частично доказывает нашу гипотезу.


1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа. − 2010. − № 4. − С. 67- 72.
2. Бай Г. В. Психолого-педагогическая коррекция готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению // Концепт. Актуальные проблемы формирования и развития инновационной культуры её носителя. Выпуск 1. – 2015. – С 5-7.
3. Битянова М., Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева Н., Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. - 352с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 318с.
5. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста - Томск,2000. – 323с.
6. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. -М.,1994- 192 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М., 1982. – 426с.
8. Вьюнова Н.И., Гадар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2005. – 264с.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб.и дополн. – СПб.: Питер, 2009. – 208с.
10. Даниленкова О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с не резко выраженным общим недоразвитием речи // Дефектология. 2001. №6. - С 12-14.
11. Денисова О.А., Леханова О.Л., Захарова Т.В. Детская логопсихология: учебник для ВУЗов / под ред. О.А. Денисовой. – М.:ВЛАДОС, 2015. – 159с.
12. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития. – Прага, 1978. – 203с.
13. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 448с.
14. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий.- М., 2013. – 64с
15. Кравцов Г.Г. Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987. – 218с....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ