Особенности психологической готовности к школьному обучению детей, имеющих нарушения речи
|
Только Word
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы психологической готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………...6
1.1. Проблема психологической готовности к школе в психолого-педагогических исследованиях………………………………….......................6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………… …...15
1.3. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников без нарушений речи ……………………………………....……19
Выводы по главе 1……………………………………….. ……….21
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей психологической готовности к школе детей с нарушениями речи……………………………….23
2.1. Описание эмпирического исследования, характеристика испытуемых и методов и методик исследования……………………….……..23
2.2. Анализ результатов исследования готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе……………………………………….26
2.3. Коррекционно-развивающая работа по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи………………………..33
2.4. Повторная диагностика готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе……………………………………………………………….36
Выводы по главе 2…………………………………………………42
Заключение………………………………………………………………44
Библиографический список…………………………………………….47
Приложение А…………………………………………………………...50
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы психологической готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………...6
1.1. Проблема психологической готовности к школе в психолого-педагогических исследованиях………………………………….......................6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………… …...15
1.3. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников без нарушений речи ……………………………………....……19
Выводы по главе 1……………………………………….. ……….21
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей психологической готовности к школе детей с нарушениями речи……………………………….23
2.1. Описание эмпирического исследования, характеристика испытуемых и методов и методик исследования……………………….……..23
2.2. Анализ результатов исследования готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе……………………………………….26
2.3. Коррекционно-развивающая работа по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи………………………..33
2.4. Повторная диагностика готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе……………………………………………………………….36
Выводы по главе 2…………………………………………………42
Заключение………………………………………………………………44
Библиографический список…………………………………………….47
Приложение А…………………………………………………………...50
Актуальность изучения готовности детей с нарушениями речи к школе, связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями. Введен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения, обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Переход к начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников: 80– 90 % детей 6 – 7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18 – 20 % имеют негрубые нарушения психического здоровья, одним из которых являются дети с речевой патологией [2]. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации детей в школе[1].
Целью нашего исследования является изучение особенностей психологической готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе.
Объектом исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе.
Предмет – особенности психологической готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по исследуемой проблеме;
2. Подобрать методы и методики для диагностики готовности детей к обучению в школе;
3. Выявить особенности и сравнить уровень готовности детей, имеющих нарушения речи и не имеющих нарушения речи;
4. Разработать программу коррекционно-развивающей работы по повышению уровня готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическая готовность детей с нарушениями речи к обучению в школе имеет следующие особенности: трудности в установлении контакта, понимании словесных инструкций, быстрая утомляемость, неустойчивые память, внимание, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность – дети с нарушениями речи, отстают от сверстников с нормальной речью, и что программа коррекционно-развивающих занятий может сформировать у детей с нарушениями речи необходимый уровень психологической готовности к обучению в школе.
Методы и методики:
I. Организационные: сравнительный.
II. Эмпирические: психодиагностический метод:
1. Беседа по Коробейников И.А.;
2. Память «10 слов» (Лурия А.Р.);
3. «4-ый лишний: вербальный уровень» (Семаго М.М.);
4. «Разрезные картинки» (Семаго М.М.);
5. «Последовательность событий» (Бернштейн А.Н.);
6. «Графический диктант» (Эльконин Д.Б.);
7. «Домик» (Дубровина И.В.);
8. «Треугольники» (Егорова Т.Е.);
9. «Мотивация» (Гинзбург М.Р.);
10. Тест ориентированной школьной зрелости (А. Керн, Я. Йирасек).
III. Методы обработки данных: количественный и качественный.
Методологическая основа исследования:
1) Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. утверждали, что для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения, а также трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной [28].
2) Переслени Л.И., Фотекова Т.А. в своих работах говорят о том, что дети с нарушениями речи, отстают в развитии от сверстников с нормальной речью [21].
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения, обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Переход к начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников: 80– 90 % детей 6 – 7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18 – 20 % имеют негрубые нарушения психического здоровья, одним из которых являются дети с речевой патологией [2]. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации детей в школе[1].
Целью нашего исследования является изучение особенностей психологической готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе.
Объектом исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе.
Предмет – особенности психологической готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по исследуемой проблеме;
2. Подобрать методы и методики для диагностики готовности детей к обучению в школе;
3. Выявить особенности и сравнить уровень готовности детей, имеющих нарушения речи и не имеющих нарушения речи;
4. Разработать программу коррекционно-развивающей работы по повышению уровня готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическая готовность детей с нарушениями речи к обучению в школе имеет следующие особенности: трудности в установлении контакта, понимании словесных инструкций, быстрая утомляемость, неустойчивые память, внимание, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность – дети с нарушениями речи, отстают от сверстников с нормальной речью, и что программа коррекционно-развивающих занятий может сформировать у детей с нарушениями речи необходимый уровень психологической готовности к обучению в школе.
Методы и методики:
I. Организационные: сравнительный.
II. Эмпирические: психодиагностический метод:
1. Беседа по Коробейников И.А.;
2. Память «10 слов» (Лурия А.Р.);
3. «4-ый лишний: вербальный уровень» (Семаго М.М.);
4. «Разрезные картинки» (Семаго М.М.);
5. «Последовательность событий» (Бернштейн А.Н.);
6. «Графический диктант» (Эльконин Д.Б.);
7. «Домик» (Дубровина И.В.);
8. «Треугольники» (Егорова Т.Е.);
9. «Мотивация» (Гинзбург М.Р.);
10. Тест ориентированной школьной зрелости (А. Керн, Я. Йирасек).
III. Методы обработки данных: количественный и качественный.
Методологическая основа исследования:
1) Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. утверждали, что для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения, а также трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной [28].
2) Переслени Л.И., Фотекова Т.А. в своих работах говорят о том, что дети с нарушениями речи, отстают в развитии от сверстников с нормальной речью [21].
Целью нашего исследования было изучение особенностей психологической готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе.
В нашем исследовании мы выдвинули гипотезу, что психологическая готовность детей с нарушениями речи к обучению в школе имеет следующие особенности: трудности в установлении контакта, понимании словесных инструкций, быстрая утомляемость, неустойчивые память, внимание, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность – дети с нарушениями речи, отстают от сверстников с нормальной речью. А также, что программа коррекционно-развивающих занятий может сформировать у детей с нарушениями речи необходимый уровень психологической готовности к обучению в школе.
Мы провели исследование на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №43 города Красноярска. В исследовании были использованы различные методики на выявление психологической готовности детей к обучению в школе по различным компонентам: волевая, мотивационная, социальная, интеллектуальная.
Мы выяснили, что уровень готовности детей, не имеющих нарушения речи, к обучению в школе равен уровню готовности детей с нарушениями речи, а именно, что высокий уровень психологической готовности у детей с нарушениями речи превышает высокий уровень детей без нарушений речи на 5%, таким образом детей с нарушениями речи, показавшими в ходе констатирующего эксперимента высокий уровень готовности 65%, а не имеющих нарушения речи – 60%. Средний уровень готовности показывает обратные результаты: здесь у детей с нарушениями речи 20%, а у детей без нарушений речи 25% готовности детей. Низкий уровень готовности, в обеих выборках, одинаковый. Что касается компонентов психологической готовности к обучению в школе, то можно сказать, что все компоненты, кроме мотивационной готовности, развиты в соответствии с возрастом, что опровергает нашу гипотезу. Особенностей психологической готовности к обучению в школе у детей, имеющих нарушения речи выявлено не было.
После проведения констатирующего эксперимента, нами была проведена коррекционная работа с детьми, имеющими низкий уровень, с целью формирования необходимого для обучения в школе уровня готовности, а также с детьми, имеющими средний уровень готовности, с целью профилактики. Нами была отмечена положительная динамика – уровень готовности к обучению в школе у обоих групп начал значительно возрастать, но уровень готовности к школе детей, имеющих нарушения речи, стал намного выше уровня готовности детей без нарушений речи, что также подтверждает и опровергает одновременно выдвинутую нами гипотезу. Таким образом, исследования формирующего эксперимента показали, что уровень интеллектуальной готовности у детей с нарушениями речи высокий – 90%, средний – 10%, у детей без нарушений речи: высокий 80%, средний – 20%. Волевая готовность, в обеих выборках, показала равные результаты: 90% детей с высоким уровнем готовности и 10% - со средним. Социальная готовность у детей с нарушениями речи: высокий уровень – 95%, средний – 5%, дети, не имеющие нарушения речи, показали иные результаты – 75% детей с высоким уровнем социальной готовности и 25% со средним. Также замечен значительный прогресс в формировании мотивационной готовности – у детей с нарушениями речи это 65% высокий уровень, 15% средний и 20% низкий. У детей без нарушений речи – 55% высокого уровня, 30% среднего и 15% низкого. Что касается качественных показателей, то в интеллектуальной готовности и социальной дети, имеющие нарушения речи, давали более точные ответы и выполняли задания в большей степен самостоятельно, что, как и количественные показатели, говорит нам о том, что уровень психологической готовности детей с нарушениями речи, на момент формирующего эксперимента, выше, чем у детей без нарушений речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза частично доказана: психологическая готовность детей с нарушениями речи к обучению в школе не имеет определенных особенностей: дети с нарушениями речи не имеют трудностей в установлении контакта, понимании словесных инструкций, быструю утомляемость, неустойчивые память, внимание, низкую работоспособность, готовность детей с нарушениями речи по всем компонентам соответствует возрасту, что доказывает наш эксперимент – выдвинутая нами гипотеза опровергнута, но с помощью коррекционной программы можно оптимизировать или изменить уровень готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, что показал наш эксперимент и что частично доказывает нашу гипотезу.
В нашем исследовании мы выдвинули гипотезу, что психологическая готовность детей с нарушениями речи к обучению в школе имеет следующие особенности: трудности в установлении контакта, понимании словесных инструкций, быстрая утомляемость, неустойчивые память, внимание, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность – дети с нарушениями речи, отстают от сверстников с нормальной речью. А также, что программа коррекционно-развивающих занятий может сформировать у детей с нарушениями речи необходимый уровень психологической готовности к обучению в школе.
Мы провели исследование на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №43 города Красноярска. В исследовании были использованы различные методики на выявление психологической готовности детей к обучению в школе по различным компонентам: волевая, мотивационная, социальная, интеллектуальная.
Мы выяснили, что уровень готовности детей, не имеющих нарушения речи, к обучению в школе равен уровню готовности детей с нарушениями речи, а именно, что высокий уровень психологической готовности у детей с нарушениями речи превышает высокий уровень детей без нарушений речи на 5%, таким образом детей с нарушениями речи, показавшими в ходе констатирующего эксперимента высокий уровень готовности 65%, а не имеющих нарушения речи – 60%. Средний уровень готовности показывает обратные результаты: здесь у детей с нарушениями речи 20%, а у детей без нарушений речи 25% готовности детей. Низкий уровень готовности, в обеих выборках, одинаковый. Что касается компонентов психологической готовности к обучению в школе, то можно сказать, что все компоненты, кроме мотивационной готовности, развиты в соответствии с возрастом, что опровергает нашу гипотезу. Особенностей психологической готовности к обучению в школе у детей, имеющих нарушения речи выявлено не было.
После проведения констатирующего эксперимента, нами была проведена коррекционная работа с детьми, имеющими низкий уровень, с целью формирования необходимого для обучения в школе уровня готовности, а также с детьми, имеющими средний уровень готовности, с целью профилактики. Нами была отмечена положительная динамика – уровень готовности к обучению в школе у обоих групп начал значительно возрастать, но уровень готовности к школе детей, имеющих нарушения речи, стал намного выше уровня готовности детей без нарушений речи, что также подтверждает и опровергает одновременно выдвинутую нами гипотезу. Таким образом, исследования формирующего эксперимента показали, что уровень интеллектуальной готовности у детей с нарушениями речи высокий – 90%, средний – 10%, у детей без нарушений речи: высокий 80%, средний – 20%. Волевая готовность, в обеих выборках, показала равные результаты: 90% детей с высоким уровнем готовности и 10% - со средним. Социальная готовность у детей с нарушениями речи: высокий уровень – 95%, средний – 5%, дети, не имеющие нарушения речи, показали иные результаты – 75% детей с высоким уровнем социальной готовности и 25% со средним. Также замечен значительный прогресс в формировании мотивационной готовности – у детей с нарушениями речи это 65% высокий уровень, 15% средний и 20% низкий. У детей без нарушений речи – 55% высокого уровня, 30% среднего и 15% низкого. Что касается качественных показателей, то в интеллектуальной готовности и социальной дети, имеющие нарушения речи, давали более точные ответы и выполняли задания в большей степен самостоятельно, что, как и количественные показатели, говорит нам о том, что уровень психологической готовности детей с нарушениями речи, на момент формирующего эксперимента, выше, чем у детей без нарушений речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза частично доказана: психологическая готовность детей с нарушениями речи к обучению в школе не имеет определенных особенностей: дети с нарушениями речи не имеют трудностей в установлении контакта, понимании словесных инструкций, быструю утомляемость, неустойчивые память, внимание, низкую работоспособность, готовность детей с нарушениями речи по всем компонентам соответствует возрасту, что доказывает наш эксперимент – выдвинутая нами гипотеза опровергнута, но с помощью коррекционной программы можно оптимизировать или изменить уровень готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, что показал наш эксперимент и что частично доказывает нашу гипотезу.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Управление процессом формирования психологической готовности дошкольников к обучению в школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЗНАЧИМЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Особенности речевой готовности к обучению в школе старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018





