Только Word
Введение…..…….…………………………………………….….……………..…3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы родительского отношения к ребёнку старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………… ………………………….....5
1.1. Общие представления о понятии «задержка психического развития», особенности развития и психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………………………………………………………………5
1.2. Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка…………………………….19
1.3. Типы родительского отношения в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с задержкой психического развития …..……..............21
1.4. Возможности коррекции родительского отношения к ребёнку старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………….25
Выводы по первой главе………………………………………………………...27
Глава 2. Экспериментальное изучение родительского отношения к ребёнку старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………………………………………28
2.1. Описание выборки и методик исследования……………………………..28
2.2. Результаты констатирующего исследования родительского отношения к ребёнку старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..33
2.3. Программа формирующего эксперимента…………………..……….……44
2.4. Оценка эффективности экспериментальной работы ……….……………49
Выводы по второй главе………………………………………………………...60
Заключение.…………………………………………………..…..…..………….61
Библиографический список..……………………………..……………..……....63
Приложения…………….………………………………………………...……...66
Проблема воспитания и обучения детей с задержкой в психическом развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Изучением данной проблемы в разные годы занимались Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев, В. Г. Петрова, Е.Е. Дмитриева, О.В. Защиринская, Т.А. Егорова, Е. С. Слепович, У. В. Ульенкова, Е. Е. Дмитриева, В.А. Степанова, С.А.Козлова, А. Л. Башун, Н. К. Карпова, К. Н. Карпов, М. А. Панфилова и др.
В современном обществе наблюдается негативная тенденция роста числа детей с задержкой психического развития, обусловленной, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, а с другой - недостаточным уровнем готовности специалистов образовательных учреждений. Уже в дошкольном возрасте дети с задержкой психического развития (ЗПР) не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей этой категории наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне.
Семья для каждого человека в отдельности и общества в целом имеет огромное значение. Как социальное явление она вплетается и образует базовое предисловие функционирования социума путём физического и социокультурного замещения поколения благодаря рождению детей и поддержанию всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно существование всех социальных образований, обеспечение социальной жизни. К сожалению, многие родители не готовы простроить правильно в семье взаимоотношения с ребёнком, имеющим задержку в психическом развитии.
Цель данной работы: рассмотреть возможности коррекции родительского отношения к ребёнку старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: коррекция родительского отношения к ребёнку старшего дошкольного возраста с ЗПР возможна благодаря взаимодействию педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей, имеющих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объектом исследования данной работы является родительское отношение к детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предметом – возможности коррекции родительского отношения к ребёнку старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Исходя из данной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к пониманию категорий «задержка психического развития» и «родительские отношения».
2. Выделить в литературе особенности развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и родительские отношения в семьях, где воспитываются дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Рассмотреть и реализовать возможности коррекции родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Обобщить полученные данные по теме исследования.
Методы исследования: изучение и анализ теоретических и практических исследований, беседа, наблюдение, тестирование, методы элементарной математической обработки.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 27 источников, приложений.
Анализируя роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование вступившего в жизнь человека. Она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки. Именно в семье ребёнок получает поддержку и помощь, учится любви к миру и к людям.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети с задержкой психического развития. В настоящее время наука активно изучает особенности личности детей с задержкой психического развития, принципы создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка, профилактики социально-психологической дезадаптации отстающих в развитии детей к жизни в условиях современного общества.
Для родителей, имеющих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, характерно желание развить активность ребёнка, ускорить его развитие, что проявляется в чрезмерной заботе о нём, также родители исключают вне семейные влияния, что делает семью закрытой системой и ограничивает возможности развития и социализации семей.
Благодаря взаимодействию родителей с педагогами дошкольного образовательного учреждения, узкими специалистами возможна коррекция родительского отношения к ребенку с задержкой психического развития.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что: у 100% родителей имеет место чрезмерная выраженность социальной желательности и инфантилизации; 37,5% принимают своего ребёночка в роли «маленького неудачника», им кажется, что дети могут не достичь в жизни успеха из-за низких способностей, предвзятого отношения к ним со стороны старших, педагогов; 75% родителей стремятся к симбиотическим отношениям с детьми – ощущают себя с ними единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни (по методике диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В.Столина).
Также было выявлено, что 75% родителей хотят привить своим детям сверхавторитет – они считают, что если будут замечательным идеалом для своих детей, тогда их детей тоже ждет «счастливое родительство»; 25% всех опрошенных родителей считают семейные конфликты как нечто являющееся составляющим семьи; у 25% родителей наблюдается безучастность мужа и доминирование матери в семьях; у 50% опрошенных мам наблюдается неудовлетворенность ролью хозяйки, они много времени проводят на работе, не отдавая тем самым должного своей семье; 75% родителей готовы пойти на самопожертвование ради своего ребёнка, смысл их жизни заключается в жизни и развитии их «чада» (методика PARI Е.Шеффер, И.Р. Белла).
По результатам формирующего эксперимента:
После проведения формирующих мероприятий уменьшились показатели инфантилизизации (со 100 до 50%). Большинство родителей стали видеть своё «чадо» более соответствующим своему реальному возрасту, ребёнок стал представляться им более состоятельным, более приспособленным, более успешным, чем ранее. Во всех семьях наблюдались: улучшение вербализация, побуждение словесных проявлений по отношению к своему ребёнку; изменилось видение родителями своих детей – отношения с ребёнком как с партнёром, желание наблюдать у своих детей развитие активности, желание уйти от всевозможных конфликтов с детьми.
Таким образом, исходя из конечных результатов нашего исследования, можно сделать вывод о том, что гипотеза, озвученная в начале исследования верна: коррекция родительского отношения к ребёнку старшего дошкольного возраста с ЗПР возможна благодаря тесному взаимодействию педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей, имеющих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взамодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
2. Алаторцева Н.А., Тетенова Л.В. Влияние детско – родительских отношений на формирование личности ребёнка. Дошкольная педагогика. №4 (53) /май/2009.С.58 – 59
3. Бабинова Н.В., Жукова Л.А., Черникова Е.Г. «Родительская школа» - семинар для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольная педагогика // 2011. №6 (71). с.60 – 64
4. Верещагина Н.В. Если ребёнок отстает в развитии… - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 64 с.
5. Верещагина Н.В. Особенности работы с семьёй и консультирования родителей детей с особыми образовательными потребностями Дошкольная педагогика. №5 (54) /июль/2009.С.29 – 32
6. Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. – Издание 3-е, переработанное. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. -192с.
7. Гумен О.И., Котанова И.А. Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008. № 10. С. 88 – 93.
8. Детско-родительские отношения. http://knowledge.allbest.ru
9. Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте. http://nsportal.ru
10. Егорова Т.А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с задержкой психического развития. http://www.superinf.ru
11. Зырянова С.И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями. Дошкольная педагогика. №6 (63) /август/2010.с.43 - 45
12. Изучение влияния типов родительского отношения на уровень тревожности детей дошкольного возраста. http://www.bibliofond.ru
13. Классификация задержки психического развития. http://tarefer.ru
14. Коломийченко Л.В., Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128с.
15. Крушная Н.А. Социально – психологическая специфика отношения родителей к детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. http://netess.ru...27