Только Word
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Система средств обучения географии и работа с ними ………. 4
1.1. Система средств обучения географии в школе …………………………5
1.2. Наглядные средства обучения в географии ……………………………..8
Глава 2. ФГОС и преподавание географии в школе
2.1. ФГОС о наглядности…………………………………………………..…16
2.2. Анализ школьных учебников по использованию средств
наглядности …………………………………..………………………………….28
Глава 3. Использование средств наглядности на уроках географии в школе
3.1. Учебник географии 9 класса с точки зрения
наглядных средств …………..…………………………………………………..33
3.2. Урок по изучению населения России с помощью статистического материала в табличной форме……..……………………………………………41 Выводы…..…………………………………………………………………….…52
Список используемой литературы…………………………………………….53
Приложение 1 ………………………………………………………………… 58
Приложение 2…………………………………………………………………….59
Актуальность исследования диктуется важной ролью, которую средства наглядности играют в процессе обучения социальной – экономической географии в школе. Одним из средств наглядности являются таблицы, которые помогают лучше усвоить статистическую информацию.
Объект исследования – процесс изучения населения России на уроках экономической и социальной географии России в школе.
Предмет исследования – применение статистических данных в табличной форме на уроках по географии населения и хозяйства России.
• Цель исследования – разработать таблицы социально-экономического содержания, облегчающие усвоение материала.
Задачи исследования:
• выявить и изучить роль таблиц в обучении экономической географии в школе,
• изучить и проанализировать учебники географии 9 класса с точки зрения использования табличного материала,
• разработать систему таблиц, содержащих социально-экономические показатели, облегчающие понимание материала по социально-экономической географии.
Методы исследования - аналитический, сравнительный, картографический, исторический, статистический.
Источники: научно-методическая литература по географии, школьные учебники по социально-экономической географии России, материалы Госкомитета РФ по статистике.
1. Была показана значительная роль таблиц в обучении социально-экономической географии.
2. Был проделан анализ учебников социально-экономической географии России и выявлена нехватка аналитических таблиц.
3. Была разработана система аналитических таблиц, облегчающих понимание материала по социально-экономической географии.
1. Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. – М.: Просвещение, 1960.
2. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990.
3. Бакланова С.Л. Роль педагогического рисунка в активизации познавательной деятельности школьника // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул: БГПУ, 2004. - С. 155-157.
4. Бакланова С.Л. Рисунок в обучении географии.// Успехи современного естествознания. - №9. – 2014. - С.162.
5. Болотин Б.М., Шейнис В.Л. Экономика развивающихся стран в цифрах. – М.: Наука, 1988.
6. Витвер А.И. О показателях для экономико-географической характеристики капиталистических стран // География в школе, 1934, № 1.
7. Важова Е.В. Рисунок как отражение привлекательности природы Алтая // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 11. - С. 192.
8. Голов В.П. Картины и таблицы в преподавании географии. – М.: Просвещение, 1977.
9. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. – М.: Просвещение, 1987.
10. Даринский А.Б. Урок географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1984.
11. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.
12. Дмитрук Н.Г., Низовцев В.А., Васильев С.В. Методика обучения географии.- М.: Академия, 2012.
13. Душина И.В., Беловолова Е.А., Летягин А.А., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. Проверка результатов обучения дисциплине «Теория и методика обучения географии» — М.: МПГУ, 2009.
14. Душина И. В., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. Методика и технология обучения географии: - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002.
15. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б., Шилина И.Б., Бахчиева О.А. Практикум по методике обучения географии. — М.: Экзамен, 2008....54