Введение 5
1 Теоретико-методологические аспекты изучения конфликтов в
пенитенциарной среде 15
1.1 Конфликт и его природа. Теории конфликтов 15
1.2 Методология изучения конфликтов 24
1.3 Конфликты в пенитенциарной системе 37
1.4 Субкультура как источник возникновения конфликтов в среде
осужденных в исправительных колониях 500
2 Анализ конфликтов на примере исправительных учреждений Пензенской
области 55
2.1 Состояние исправительной системы Пензенской области 55
2.2 Изучение конфликтов в пенитенциарной среде: структура, методы
изучения 58
3 Совершенствование работы по разрешению и предупреждению конфликтов 92
3.1 Предложения по урегулированию конфликтных ситуаций 92
3.2 Место и роль практических психологов УИС в пенитенциарной
коммуникации 97
Заключение 101
Список источников информации 104
Приложение 111
Актуальность исследования. Конфликты - неотъемлемая часть жизни каждого человека и человеческого общества в целом. Огромный интерес к проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов проявляют сегодня психологи, социологи, политики, педагоги, руководители, административно-управленческий персонал, поскольку все эти специалисты связаны с проблемами взаимодействия людей.
Организация исполнения наказания в исправительных колониях, достижение его цели связаны с преодолением противоречий, суть которых заключается в непрерывном разрешении проблем криминогенного и криминального характера, возникающих в среде осужденных.
Общественная опасность преступлений, совершаемых в тюрьмах, обусловлена криминологической характеристикой лиц, отбывающих лишение свободы, подавляющее большинство которых совершили тяжкие и особо тяжкие преступления. Криминологические особенности преступников, содержащихся в тюрьмах, требуют несколько иной, по сравнению с другими учреждениями УИС, организации системы предупреждения преступлений.
Принципиальную оценку состоянию УИС дал Президент РФ Д.А. Медведев на заседании Президиума Г осударственного совета РФ в г. Вологде, где было предложено в корне изменить подход к осуществляемой в государстве уголовной политике. Суть его заключается в расширении практики применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества в отношении лиц, совершивших малозначительные преступления. В то же время, необходим переход к преимущественному отбыванию наказания в виде лишения свободы в условиях тюрьмы европейского типа.
Именно эти цели преследует утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р Концепция развития
уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [11], где определена перспектива создания тюрем общего, усиленного и особого режимов, которые станут основными учреждениями системы исполнения наказаний в виде лишения свободы. С учетом сложившихся социальноэкономических, политических и правовых условий на современном этапе развития УИС особое значение приобретают проблемы предупреждения правонарушений и преступлений, совершаемых в условиях тюремной изоляции.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в качестве основополагающей цели проводимой реформы, а значит, и наказания в целом определяет сокращение пенитенциарного рецидива, под которым в контексте рассматриваемой темы следует понимать любой случай совершения повторного преступления ранее осужденным субъектом независимо от того, совершено преступление в течение срока отбывания наказания либо после его окончания. При этом в качестве основного средства достижения поставленной цели закрепляется «повышение эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, развитие системы постпенитенциарной помощи таким лицам» [11].
По данным официальной статистики, ежегодное количество преступлений, совершаемых в тюрьмах, сравнительно невелико.
В 2014 г. в исправительных учреждениях было совершено 756 преступлений, из них: 70 - тяжкие и особо тяжкие, 44 - умышленные
причинения тяжкого вреда здоровью. При этом предотвращено 61 747
преступлений. Существенную долю среди осужденных занимают лица наркозависимые, с психическими отклонениями, больные социально опасными заболеваниями, осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, что, в свою очередь, является одним из факторов, осложняющих криминогенную обстановку в исправительных учреждениях[33, с. 3].
На фоне общего снижения численности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, в 2014 г. почти вдвое увеличились темпы роста числа лиц, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений. Основная доля
осужденных (84,8 %) отбывают наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, на 7,9 % выросло количество лиц, состоящих на
различного вида профилактических учетах. В 2014 г. на профилактических учетах состояли 78 424 осужденных, из них: 9,4 % - склонные к побегу; 8,2 % - склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка; 5,8 % - склонные к нападению на представителей администрации и иных
сотрудников правоохранительных органов; 2,4 % - лидеры и активные
участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других осужденных; 1,6 % - организующие и провоцирующие групповые противодействия требованиям администрации исправительных учреждений; 1,1 % - отбывающие наказание за дезорганизацию деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки.
Согласно исследованиям, исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы сопровождается (усугубляется) большим количеством открытых и латентных конфликтов осужденных. Они лежат в основе
деструктивных процессов, протекающих в исправительных учреждениях, и значительно снижают потенциал уголовного наказания, блокируют
(нейтрализуют) реализацию основных его целей. Выборочные исследования природы конфликтного поля в местах лишения свободы позволяют сделать вывод о том, что оно достаточно многообразно и обладает присущими только ему специфическими признаками, обусловленными наказанием, комплексом причин и условий, приводящих к конфликтам в местах лишения свободы, дестабилизации функционирования уголовно-исполнительной системы [27, с. 3].
Конфликты с участием осужденных в процессе исполнения и отбывания наказаний принято называть пенитенциарными. Пенитенциарные конфликты приводят к нарушению прав и законных интересов всех без исключения участников уголовно-исполнительных отношений. Разрушительные последствия конфликта в целом дестабилизируют процесс исполнения уголовных наказаний, поэтому правильное поведение в конфликте будет способствовать минимизации правовых последствий и достижению наибольшей эффективности в укреплении правопорядка.
Исследование пенитенциарного конфликта приобретает наибольшую актуальность в период реформы отечественной уголовно-исполнительной системы, так как любые преобразования, с одной стороны, сопровождаются определенными конфликтами (и настоящая реформа не является исключением), а с другой - могут спровоцировать развитие последних, поскольку цель реформы - кардинальное изменение уголовно-исполнительной политики [33, с. 4].
Сфера исполнения уголовного наказания в исправительных колониях характеризуется непрерывным процессом разрешения следующих основных проблем, связанных: 1) с деятельностью персонала; 2) ее внутренним социально-психологическим, межличностным, криминогенным и
криминальным состоянием осужденных; 3) влиянием на их деятельность и состояние в них оперативной обстановки, процессов, происходящих за пределами исправительных колоний. Для организации процесса исполнения наказания в исправительных колониях наиболее противодействующими факторами являются криминогенные и криминальные проблемы, находящиеся в среде осужденных, которые протекают в виде межличностных конфликтах, в том числе криминального характера...
В работе исследованы конфликты в системе исполнения наказаний. Исследование проводилось на базе колонии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области.
Сфера исполнения уголовного наказания в исправительных колониях характеризуется непрерывным процессом разрешения следующих основных проблем, связанных: 1) с деятельностью персонала; 2) ее внутренним социально-психологическим, межличностным, криминогенным и
криминальным состоянием осужденных; 3) влиянием на их деятельность и состояние в них оперативной обстановки, процессов, происходящих за пределами исправительных колоний.
Для организации процесса исполнения наказания в исправительных колониях наиболее противодействующими факторами являются криминогенные и криминальные проблемы, находящиеся в среде осужденных, которые протекают в виде межличностных конфликтах, в том числе криминального характера.
Пенитенциарные конфликты представляют значительную общественную опасность, выполняют роль своеобразного «детонатора» массовых эксцессов осужденных и в большинстве случаев влекут совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Конфликты в среде осужденных являются криминально опасным явлением, так как дестабилизируют оперативную обстановку, способствуют совершению агрессивных криминальных деяний.
Конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет неиссякаемый источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцировано общество, чем больше в нем свободы, плюрализма, тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Но одновременно в сложной социальной системе существуют и механизмы успешного разрешения конфликтов. Поэтому проблема любого общества и социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем. Для профилактики деструктивных межгрупповых конфликтов, в основе которых лежит, как правило, обострение противоречий между формальной и неформальной нормативно-ценностной системами, регулирующими поведение осужденных, целесообразно:
- на основании данных наблюдения и диагностики выявлять высокостатусные группы и «элитный слой» субкультуры, вокруг которых строятся процессы общения и которые являются потенциальными источниками неформального влияния;
- своевременно устанавливать участников конфликта, анализировать их психологические особенности, способы разрешения конфликтных ситуаций в целях выбора (иногда и прогноза) оптимальных мер воздействия;
- пресекать различного рода дезинформацию, слухи, которыми умело манипулирует асоциальная часть осужденных для «восстановления» социальной справедливости или оправдания своих действий;
- использовать специальные мероприятия для выявления конкретных носителей ценностей асоциальной субкультуры;
- применять для нейтрализации напряженных и конфликтных отношений организационные, психологические или иные средства, не нарушая при этом права, достоинство личности и не выходя за рамки закона;
- оказывать психологическую поддержку лицам, прибывшим в пенитенциарное учреждение, особенно в период их нахождения в карантине, для безболезненного выполнения ими своих ролей в различных сферах совместной деятельности;
- ориентировать их на сознательный выбор положительного круга общения и своевременно блокировать неформальные связи с асоциальной частью осужденных;
- в доверительных беседах или в процессе социально-психологического тренинга снимать негативные эмоциональные состояния, безосновательную тревогу;
- привлекать к исправлению указанных категорий социальных и медицинских работников, а если необходимо - психиатров, потому что среди них наблюдается значительное число лиц, страдающих психическими расстройствами.
- учитывая повышенную степень общественной опасности осужденных из категории рецидива, их значительную роль в создании конфликтных ситуаций, лежащих в основе тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых в местах лишения свободы, необходимо дополнить ст. 321 УК РФ частью четвертой, устанавливающей ответственность за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, для осужденных, занимающих высшее положение в преступной иерархии.
- в целях определения компетенции сотрудников уголовноисполнительной системы по предупреждению и разрешению пенитенциарных конфликтов с участием осужденных следует в число задач ФСИН России, определенных Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, включить организацию деятельности по оказанию осужденным помощи в урегулировании конфликтов.
К общим мерам можно отнести выявление детерминантов, способствующих формированию криминогенной мотивации осужденных, направленных на создание конфликтных ситуаций; разработку и принятие конкретных мер по снижению влияния криминогенных факторов; определение мер по совершенствованию деятельности структурных подразделений по профилактике правонарушений со стороны осужденных, состоящих на профилактическом учете. В числе мер специального предупреждения можно выделить: выявление осужденных, склонных к приобщению к криминальной субкультуре, деструктивному поведению; постановку осужденных, подлежащих взятию на профилактический учет; определение средств и методов профилактического воздействия на лиц, состоящих на профилактическом учете...
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.) [Электронный ресурс] Дата обновления:
15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
2. Всеобщая декларация прав человека: Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из СПС «Консультант Плюс» - 2015.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) [Электронный ресурс] Дата обновления:
15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
5. Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят резолюцией 2200 А(ХХ1) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
6. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
10. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ) [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
11. Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»: Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
12. Аксенова Г.И. Подготовка практических психологов для пенитенциарных учреждений: проблемы и пути решения // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 1. - С. 10 - 15.
13. Александрова Н. П., Богданов Е. Н Эмоциональная саморегуляция и личностные факторы стрессоустойчивости // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 4. - С. 22 - 29.
14. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2014. - 496 с.: ил.
15. Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: Учебник. - СПб.: Лань, 2012. - 384 с...73