Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы педагогики
сотрудничества 6
1.1. Личностно-ориентированный подход как основа организации обучения
в сотрудничестве 6
1.2. Основные характеристики технологии обучения в сотрудничестве 9
1.3. Варианты организации обучения в сотрудничестве 12
Глава 2. Опытно-практическая работа по использованию технологии сотрудничества при обучении чтению на уроках английского языка 22
2.1. Технология работы с текстом на уроках английского языка 22
2.2. Практическое применение технологии сотрудничества при обучении
чтению на уроках английского языка 29
Заключение 42
Список литературы 44
Приложения 47
Процесс обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе представляет собой многоуровневую систему, позволяющую максимально активно не только варьировать устоявшиеся методы обучения, но и внедрять новые технологии для достижения оптимального результата. Естественно, приоритетным результатом здесь является максимальная сформированность коммуникативной компетенции учащихся, корректная оформленность всех речевых образцов в сознании учащихся и активное их использование во всех видах речевой деятельности. Заметим, что подобные результаты не просто прогнозируются, а напрямую диктуются установленными целями и задачами ФГОС. Бесспорно, достижение подобных целей не представляется возможным, если учащимся не предоставлена возможность самостоятельно творчески мыслить, активно постигать окружающую действительность и применять актив знаний для решения актуальных проблем, стоящих на пути к качественно новому уровню освоения языка. Все вышеперечисленное привело к кардинальному пересмотру существующего процесса обучения английскому языку. Школа в целом, процесс обучения английскому языку в частности вышли на совершенно новые педагогические технологии.
Современная школа перешла на личностно-ориентированную, деятельностную, а также гуманистическую парадигму образования и воспитания, которая затронула все компоненты системы школьного обучения иностранному языку: цели, содержание, структуру, принципы и технологии обучения. Под ее влиянием в современный педагогический процесс входят личностноориентированные технологии, которые характеризуются тем, что центральной фигурой является личность ученика как активного субъекта учебной деятельности и взаимодействия с другими участниками учебного процесса. Учитель и ученики понимаются как психологически равноправные и равноактивные участники учебного процесса, взаимодействие которых имеет характер сотрудничества [12].
Согласно ФГОС основной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции. Развитие личности обучающихся также является одной из основных целей обучения иностранным языкам, а именно развитие таких качеств, как умение работать в сотрудничестве, культура общения, способности и готовность к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания [26].
Изучение передового педагогического опыта обучения иностранному языку показало, что эффективность урока иностранного языка обуславливается способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения, при этом сохранив у учащихся интерес к творческой познавательной деятельности на уроке. Это возможно благодаря современным педагогическим технологиям, одной из которых является технология обучение в сотрудничестве. В основе этой технологии лежит личностно-ориентированный подход, и она позволяет ребенку научиться жить, работать, думать самостоятельно и коллективно.
Изучением технологии обучения в сотрудничестве занимались как зарубежные ученые (Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Аронсон, Р. Славин, С. Каган т др.), так и отечественные ученые (Е.С. Полат, С.Л. Соловейчик, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова т др. [1,14,19,20].
Однако возможности этой технологии для организации продуктивного педагогического взаимодействия при обучении иностранному языку еще недостаточно исследованы. Недостаточная разработанность данной проблемы определила тему и актуальность этого исследования.
Целью исследования является выявление особенностей использования технологии сотрудничества при обучении чтению на уроках английского языка...
Одной из главных проблем обучения иностранному языку в СОШ стоит определение целей, задач и содержания обучения, адекватного им, для обучения не только иностранному языку, но и иноязычной культуре в полном смысле этого слова. Обучение иностранному языку позволяет обучающимся в полной мере получить знания о системе языка, правилах функционирования его единиц в речи и с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме. Обучение иностранному языку также позволяет расширить знания о культурно-национальных особенностях социального и речевого поведения носителей языка. Естественно, формирование подобных компетенций невозможно без опоры на практический аспект обучения, который подразумевает овладение иностранным языком как средством общения в устной и письменной форме. Чтение, как специфический вид деятельности, позволяет в полной мере сформировать выше упомянутые компетенции.
Исследование в данной выпускной квалификационной работе было посвящено изучению особенностей использования технологии сотрудничества при обучении чтению на уроках английского языка.
В начале исследования выяснилось, что современный образовательный процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода, когда учитываются интересы, потребности, возможности и склонности ученика, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности. Так как современные учебники рассчитаны на среднего ученика, для реализации данного подхода необходимо применять новые технологии, одной из которых является обучение в сотрудничестве. Это технология обучения в малых группах, состоящих из учеников разного уровня обученности, направленная на выполнение различных заданий, ведущих к более успешному усвоению учебного материала. Каждый член группы отвечает не только за свой индивидуальный результат, но и помогает учиться своим товарищам по команде, тем самым вместе с остальными достигая единой цели.
В ходе исследования были рассмотрены варианты организации обучения в сотрудничестве такие как «обучение в команде», «пила», «учимся вместе», с помощью которых можно разнообразить учебный процесс.
Данную технологию легко сочетать с классно-урочной системой, она позволяет достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывает потенциальные возможности каждого ученика. Технология сотрудничества более чем эффективна и в том случае, когда на ее основе выстраиваются уроки английского языка - она позволяет учащимся максимально активно и успешно исследовать все виды речевой деятельности, усваивать новый лексикограмматический материал, формировать слухо-произносительный навыки, что в комплексе обеспечивает достаточно высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции. Технология сотрудничества дает учащимся возможность самостоятельно творчески исследовать предлагаемый на уроке материал, решать возникающие проблемы - все это мотивирует учащихся к последующему изучению английского языка.
Было выявлено, что организация работы в рамках технологии обучения в сотрудничестве требуют специальной предварительной подготовки учителя. Необходимо учитывать психологические особенности взаимодействия учащихся в малых группах, а также индивидуальных особенностей и способностей каждого участника группы. Тем не менее, эта подготовка помогает учителю понять своих учеников и направить их к достижению поставленных целей.
Таким образом, использование технологии обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка позволяет добиться усвоения информации всеми участниками группы, решает разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель становится организатором деятельности учащихся, у него появляются возможности совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся и целостного развития личности, тем самым достигая цели обучения иностранному языку согласно ФГОС...
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов (теория и практика обучения языкам). Москва: Изд-во ИКАР, 2009. 448 с.
2. Амонашвили Ш. А. Единство цели. Пособие для учителя. Москва: Изд-во Просвещение, 1987. 208 с.
3. Базарная Н.А. Обучение умению работать над иноязычными текстами // Иностранные языки в школе. 1981. № 2. С. 54.
4. Балакирева М. Использование книги для чтения на уроках иностранного языка // Английский язык. 1998. №8. С. 15.
5. Береговская Э.М. Чтение - цель, средство, удовольствие // Иностранные языки в школе. 1998. №3. С. 12-14.
6. Бухаркина М.Ю, Моисеева М.В, Петров А.Е, Полат Е.С. Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. Москва: Изд-во Академия, 2005.
7. Бычкова Н.А. Обучение чтению аутентичных текстов
лингвострановедческого содержания // ИЯШ. 1999. №1. С. 18-24.
8. Вайсбурд М.Л. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // ИЯШ. 1997. №1. С. 2.
9. Владимирова С.В. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка. Москва: Изд-во Просвещение, 2003. 129 с.
10. Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе. Москва: Изд-во Учитель, 2008. 144 с.
11. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. Москва: Изд-во АРКТИ, 2003. 192 с.
12. Гарбуз О. В. Учебное пособие по теории и методике обучения иностранному языку: пособие для преподавателей и студентов педагогических колледжей. Челябинск: Изд-во Арком, 2009. 116 с.
13. Гез Н.И, Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва: Изд-во Высшая школа, 1982. 373 с.
14. Голованова И.И, Донецкая О.И. Педагогика сотрудничества: конспект лекций. Казань: Изд-во Заман, 2014. 127 с.
15. Грызулина А.П. Обучение чтению научно-популярной литературы на Англ. яз. Москва: Изд-во Высшая школа...45