Проблемы и перспективы международного сотрудничества в рамках Северного морского пути
|
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Правовой и экономический анализ состояния судоходства на Севморпути...12
1.1 Этапы развития Севморпути и его роль во внешней политике России…………12
1.2 Правовой статус Севморпути……………………………………………………...19
1.3 Экономическое развитие Севморпути……………………………………………29
Глава 2. Противоречия между РФ и другими участниками арктической политики...46
2.1 Условия международного транзита по Севморпути……………………………...46
2.2 Имплементация мер по безопасному мореплаванию…………………………….50
2.3 Проблема бойкота РФ вследствие кризиса на Украине………………………….51
Глава 3. Определение возможных векторов международного сотрудничества на СМП
3.1 Международные проекты по добыче, переработке и транспортировке полезных ископаемых……………………………………………………………………………………..54
3.2 Сотрудничество в развитии судоходства и логистической инфраструктуры СМП……………………………………………………………………………………………..59
3.3 Организация и обеспечение безопасности транзитных перевозок Западная Европа – Юго-Восточная Азия………………………………………………………………..65
Заключение…………………………………………………………………………………….75
Список использованных источников и литературы……………………………………..81
Список сокращений…………………………………………………………………………..92
Глава 1. Правовой и экономический анализ состояния судоходства на Севморпути...12
1.1 Этапы развития Севморпути и его роль во внешней политике России…………12
1.2 Правовой статус Севморпути……………………………………………………...19
1.3 Экономическое развитие Севморпути……………………………………………29
Глава 2. Противоречия между РФ и другими участниками арктической политики...46
2.1 Условия международного транзита по Севморпути……………………………...46
2.2 Имплементация мер по безопасному мореплаванию…………………………….50
2.3 Проблема бойкота РФ вследствие кризиса на Украине………………………….51
Глава 3. Определение возможных векторов международного сотрудничества на СМП
3.1 Международные проекты по добыче, переработке и транспортировке полезных ископаемых……………………………………………………………………………………..54
3.2 Сотрудничество в развитии судоходства и логистической инфраструктуры СМП……………………………………………………………………………………………..59
3.3 Организация и обеспечение безопасности транзитных перевозок Западная Европа – Юго-Восточная Азия………………………………………………………………..65
Заключение…………………………………………………………………………………….75
Список использованных источников и литературы……………………………………..81
Список сокращений…………………………………………………………………………..92
Актуальность темы исследования. Современный этап развития цивилизации характеризуется увеличением интенсивности освоения Мирового океана, в том числе расширением научной и экономической деятельности в Арктической зоне. В связи с истощением природных запасов суши и обусловленной этим необходимостью восполнения ресурсной базы, роль Северного Ледовитого океана для Российской Федерации и других стран будет неуклонно возрастать. По этой причине, развитие судоходства в Арктической зоне является одним из решающих факторов устойчивого социально-экономического развития нашего государства в ближайшем будущем. Направление такого развития определяется характером национальных интересов Российской Федерации в Арктике и необходимостью их комплексного обеспечения и защиты. Согласно новой Морской Доктрине Российской Федерации (далее РФ), Арктический бассейн, прилегающий к побережью РФ, включая акваторию Северного морского пути (далее СМП), имеющего определение исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации России, отнесены к жизненно важным районам обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане.
Арктика - это обширная северная полярная область земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. По причине особого географического расположения она обладает важным геополитическим значением, так как в ней пересекаются интересы государств, претендующих на роль мирового лидера. Ключевым элементом Арктической транспортной системы является Северный морской путь. Контроль над этой магистралью обеспечивает конкурентное преимущество по транспортировки грузов между Тихим и Атлантическим океанами. Согласно концепции «морской мощи» Альфреда Мэхэна морская сила определяет исторические судьбы стран и народов. О первостепенной значимости северо-восточного прохода в своём докладе Павлу Iв XVIIIвеке заявлял Михаил Васильевич Ломоносов. А в конце XIXвека, другой великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев писал, что победа над льдами Северного Ледовитого океана составляет один из важнейших экономических вопросов северо-востока Европейской России и почти всей Сибири, так как лес, хлеб и другие тяжёлые сырые материалы отдалённых краев могут находить выгодные пути сбыта в стране и во всём мире только по морю.
Научная проблема исследования состоит прежде всего в том, что на данный момент, не достигнут консенсус в вопросе определения правового статуса Севморпути между РФ и другими участниками арктической политики, что является причиной конфликтов, тормозящих его развитие. В работе предпринята попытка найти возможные пути для решения этого вопроса. Второй ряд проблем заключается в определении истинных причин стремления к ограничению сотрудничества в рамках СМП со стороны зарубежных партнёров, как на государственном уровне, так и на уровне частных коммерческих компаний. Определение истинных мотивов даст возможность принять верное решение в выборе наиболее перспективного направления дальнейшего развития. Для решения данной проблемы, в исследовании рассмотрены позиции основных участников арктической политики по этим вопросам, отражённые в их доктринальных документах.
Тема представляет особый интерес для российских исследователей из разных областей наук. Благодаря развитию Севморпути, РФ может в значительной мере усилить свои геополитические позиции, обрести статус мощной морской державы с широким выходом в Мировой океан, в том числе для осуществления военно-морских операций по передислокации флота из Атлантического в Тихий океан в обоих направлениях. К тому же может существенно увеличить долю коммерческих грузоперевозок. Однако активизация политики России в Арктике неизбежно вызывает сопротивление со стороны других государств, претендующих на освоение арктических ресурсов.
Актуальность темы обусловлена обострением внешнеполитических противоречий, препятствующих использованию Севморпути в качестве основной транспортной магистрали Арктического бассейна.
Практическая значимость исследования обусловлена важностью определения возможных векторов международного сотрудничества в рамках развития Севморпути.
Цели и задачи исследования. Цель исследования - выявление возможных векторов международного сотрудничества, способствующих развитию Севморпути, в условиях обострения внешнеполитических противоречий.
...
Арктика - это обширная северная полярная область земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. По причине особого географического расположения она обладает важным геополитическим значением, так как в ней пересекаются интересы государств, претендующих на роль мирового лидера. Ключевым элементом Арктической транспортной системы является Северный морской путь. Контроль над этой магистралью обеспечивает конкурентное преимущество по транспортировки грузов между Тихим и Атлантическим океанами. Согласно концепции «морской мощи» Альфреда Мэхэна морская сила определяет исторические судьбы стран и народов. О первостепенной значимости северо-восточного прохода в своём докладе Павлу Iв XVIIIвеке заявлял Михаил Васильевич Ломоносов. А в конце XIXвека, другой великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев писал, что победа над льдами Северного Ледовитого океана составляет один из важнейших экономических вопросов северо-востока Европейской России и почти всей Сибири, так как лес, хлеб и другие тяжёлые сырые материалы отдалённых краев могут находить выгодные пути сбыта в стране и во всём мире только по морю.
Научная проблема исследования состоит прежде всего в том, что на данный момент, не достигнут консенсус в вопросе определения правового статуса Севморпути между РФ и другими участниками арктической политики, что является причиной конфликтов, тормозящих его развитие. В работе предпринята попытка найти возможные пути для решения этого вопроса. Второй ряд проблем заключается в определении истинных причин стремления к ограничению сотрудничества в рамках СМП со стороны зарубежных партнёров, как на государственном уровне, так и на уровне частных коммерческих компаний. Определение истинных мотивов даст возможность принять верное решение в выборе наиболее перспективного направления дальнейшего развития. Для решения данной проблемы, в исследовании рассмотрены позиции основных участников арктической политики по этим вопросам, отражённые в их доктринальных документах.
Тема представляет особый интерес для российских исследователей из разных областей наук. Благодаря развитию Севморпути, РФ может в значительной мере усилить свои геополитические позиции, обрести статус мощной морской державы с широким выходом в Мировой океан, в том числе для осуществления военно-морских операций по передислокации флота из Атлантического в Тихий океан в обоих направлениях. К тому же может существенно увеличить долю коммерческих грузоперевозок. Однако активизация политики России в Арктике неизбежно вызывает сопротивление со стороны других государств, претендующих на освоение арктических ресурсов.
Актуальность темы обусловлена обострением внешнеполитических противоречий, препятствующих использованию Севморпути в качестве основной транспортной магистрали Арктического бассейна.
Практическая значимость исследования обусловлена важностью определения возможных векторов международного сотрудничества в рамках развития Севморпути.
Цели и задачи исследования. Цель исследования - выявление возможных векторов международного сотрудничества, способствующих развитию Севморпути, в условиях обострения внешнеполитических противоречий.
...
Проведённое комплексное исследование показало, что реализация проекта развития Российской Федерацией Севморпути в качестве национальной транспортной коммуникации наталкивается на существенные противоречия со стороны, как стран, входящих вместе с Россией в Арктический Совет (США, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия), так и других стран Запада, присоединившихся к санкциям против РФ. Разногласия, связанные с неурегулированностью международно-правового статуса Арктики, усугубленные обострением конфликта на Украине с февраля 2022 года, становятся источником растущей напряженности в регионе, провоцируя потенциальные конфликты, как между пятью арктическими государствами(Россия, США, Канада, Дания, Норвегия)по вопросам разграничения континентального шельфа, так и между более широким кругом государств (Китай, ЕС, Япония, Индия и др.) по поводу условий участия в разработке природных ресурсов Арктики и обеспечения свободы судоходства в полярных водах.
Было выявлено, что в результате увеличения периода «чистой воды» на трассе СМП, а также появления новых технологий, дающих возможность осуществлять рентабельную добычу природных ресурсов арктического континентального шельфа, растёт заинтересованность ряда стран в том, чтобы принять участие в разработке природных ресурсов Арктики и попытаться установить выгодную для себя форму контроля как над ресурсами, так и над путями их транспортировки. Ключевая роль в этом несомненно принадлежит Севморпути. Вследствие чего, заинтересованные страны будут стремиться вывести «де-юре» или «де-факто» данную морскую трассу из-под национальной юрисдикции РФ и установить интернациональный контроль над ней. На данный момент, по своему военно-экономическому потенциалу, основными претендентами здесь могут выступать только две страны: США и Китай. Причём делать они это будут под предлогом обеспечения свободы судоходства. Претензии этих двух держав на природные богатства в Арктике отражены в Национальной стратегии США для Арктического региона (National Strategy for the Arctic region) и в «Белой Книге» Китая. В своей статье, Вяхирева Н.С. обращает внимание на то, что новая стратегия, «принятая в конце 2022 г., еще раз подтверждает рост тенденций к соперничеству, а не к сотрудничеству в Арктике. По моему мнению, принятие данной стратегии является ответом правительства США на опубликованную 31 июля 2022 года «Морскую доктрину Российской Федерации» , подробно рассмотренную в первой главе, в которой в статье 50 изложены приоритеты морской политики России в Арктическом регионе. Что касается Китая, заявившем в 2018 году о намерении совместно с другими государствами создавать морские торговые маршруты в рамках инициативы «Полярный шёлковый путь», то в документе было отмечено, что китайские предприятия поощряются за участие в развитии инфраструктуры этих маршрутов и совершение пробных коммерческих рейсов. Так же в нём отмечено, что КНР собирается добывать в Арктике нефть, газ, минеральные ресурсы и т.д. Для этих целей Китаем запущена программа строительства ледокольного флота. Не смотря на наличие возможной угрозы безопасности национальным интересам России, усилия этих двух стран в ближайшей перспективе, в большей степени носят декларативный характер, по причине ограниченности и слабости ледокольного флота США и удалённости от региона Китая. Однако, то чего стоит в реальности опасаться – это сотрудничество США с вновь вступившими в НАТО странами (Швеция и Финляндия) по причине предоставления ими своих военных баз и обладания большими компетенциями в строительстве ледокольного флота.
На основании проведённого исследования, было установлено, что решение проблемы сохранения РФ суверенитета над СМП подразумевает использование всего спектра мер дипломатического, экономического и военного характера. Дипломатической мерой может служить формирование двухсторонних или многосторонних коалиций со странами, имеющими ситуативно совпадающие интересы. В качестве примера двухсторонней коалиции можно рассмотреть Канаду, стремящуюся к сохранению контроля над Северо-Западным проходом. В этом случае роль дипломатии будет решающей, т.к. «склонение» Канады к сотрудничеству в данном вопросе, хоть и является политически и экономически выгодным для последней, в реальности имеет сложно преодолимый барьер в лице действующего правительства, всецело ориентированного на политику США.
...
Было выявлено, что в результате увеличения периода «чистой воды» на трассе СМП, а также появления новых технологий, дающих возможность осуществлять рентабельную добычу природных ресурсов арктического континентального шельфа, растёт заинтересованность ряда стран в том, чтобы принять участие в разработке природных ресурсов Арктики и попытаться установить выгодную для себя форму контроля как над ресурсами, так и над путями их транспортировки. Ключевая роль в этом несомненно принадлежит Севморпути. Вследствие чего, заинтересованные страны будут стремиться вывести «де-юре» или «де-факто» данную морскую трассу из-под национальной юрисдикции РФ и установить интернациональный контроль над ней. На данный момент, по своему военно-экономическому потенциалу, основными претендентами здесь могут выступать только две страны: США и Китай. Причём делать они это будут под предлогом обеспечения свободы судоходства. Претензии этих двух держав на природные богатства в Арктике отражены в Национальной стратегии США для Арктического региона (National Strategy for the Arctic region) и в «Белой Книге» Китая. В своей статье, Вяхирева Н.С. обращает внимание на то, что новая стратегия, «принятая в конце 2022 г., еще раз подтверждает рост тенденций к соперничеству, а не к сотрудничеству в Арктике. По моему мнению, принятие данной стратегии является ответом правительства США на опубликованную 31 июля 2022 года «Морскую доктрину Российской Федерации» , подробно рассмотренную в первой главе, в которой в статье 50 изложены приоритеты морской политики России в Арктическом регионе. Что касается Китая, заявившем в 2018 году о намерении совместно с другими государствами создавать морские торговые маршруты в рамках инициативы «Полярный шёлковый путь», то в документе было отмечено, что китайские предприятия поощряются за участие в развитии инфраструктуры этих маршрутов и совершение пробных коммерческих рейсов. Так же в нём отмечено, что КНР собирается добывать в Арктике нефть, газ, минеральные ресурсы и т.д. Для этих целей Китаем запущена программа строительства ледокольного флота. Не смотря на наличие возможной угрозы безопасности национальным интересам России, усилия этих двух стран в ближайшей перспективе, в большей степени носят декларативный характер, по причине ограниченности и слабости ледокольного флота США и удалённости от региона Китая. Однако, то чего стоит в реальности опасаться – это сотрудничество США с вновь вступившими в НАТО странами (Швеция и Финляндия) по причине предоставления ими своих военных баз и обладания большими компетенциями в строительстве ледокольного флота.
На основании проведённого исследования, было установлено, что решение проблемы сохранения РФ суверенитета над СМП подразумевает использование всего спектра мер дипломатического, экономического и военного характера. Дипломатической мерой может служить формирование двухсторонних или многосторонних коалиций со странами, имеющими ситуативно совпадающие интересы. В качестве примера двухсторонней коалиции можно рассмотреть Канаду, стремящуюся к сохранению контроля над Северо-Западным проходом. В этом случае роль дипломатии будет решающей, т.к. «склонение» Канады к сотрудничеству в данном вопросе, хоть и является политически и экономически выгодным для последней, в реальности имеет сложно преодолимый барьер в лице действующего правительства, всецело ориентированного на политику США.
...
Подобные работы
- Международно-политические перспективы освоения Северного Морского пути
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2021 - Организация международных цепей поставок с
использованием Северного морского пути
Магистерская диссертация, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2019 - Экологические риски транспортировки международных транзитных грузов Северным морским путём
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - Роль цифровой дипломатии Китая в развитии международного сотрудничества в проекте «Один пояс, один путь»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022 - Правовой статус Арктического пространства и международные обязательства приарктических государств
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Соперничество государств в Арктике в современных международных отношениях
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2024 - ИССЛЕДОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА АРКТИЧЕСКОГО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН В XXI ВЕКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ И США
THE ARCTIC REGION IN THE 21ST CENTURY: COMPARATIVE ANALYSIS
OF ARCTIC POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE USA
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018





