Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль СМИ в формировании духовно-нравственных и политических ценностей современного общества

Работа №151895

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2023
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования 10
1.1. Сущность и основные направления деятельности СМИ 10
1.2. Влияние СМИ на формирование массового сознания: историко-правовая ретроспектива развития 16
1.3. Место и роль СМИ в современном обществе 35
Глава II. Формирование общественного мнения и духовно-нравственных ценностей социума 41
2.1. Манипулирование общественным мнением 41
2.2. Формирование политической культуры в современном социуме 45
2.3. Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотизма в современном обществе 51
Глава III. Методическая разработка применения результатов исследования: молодежный форум «МеФашкола» 57
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 79
Приложения

Актуальность темы исследования. Современная Россия находится на этапе трансформации различных общественных отношений: культурных, информационных, политических и экономических. Глобализация, информатизация и системная открытость порождают новые ценности и приоритеты, которые меняют стандарты поведения каждой личности. Данные общественные установки, используемые социумом ежедневно, в последующем формируют менталитет.
На происходящие изменения наиболее динамично и восприимчиво реагирует молодежь. Социологи выделяют важнейшие факторы развития молодого поколения, среди них: индивидуализация, социализация и идентификация личности. Эксперты утверждают, что социальный мир юноши и девушки формируется под влиянием сразу нескольких институтов социализации, таких как: семья, школа, армия, государство. В этой системе значительную роль в постиндустриальном мире стали занимать средства массовой информации.
Тема выпускной квалификационной работы особенно актуальна сегодня, поскольку большая часть населения страны проводит значительную часть своего свободного времени в виртуальной сети, поглощая огромное количество информации. Более того, обилие источников порождает вариативность того или иного события, отсутствие достоверности и двойную трактовку фактов. В конечном итоге подобные явления пагубно сказываются на формировании морально-нравственных установок.
Также одной из важнейших функций СМИ является формирование политической культуры личности. Прежде всего, СМИ могут напрямую, оперативно обращаться к общественности, политическим партиям и организациям, формируя тем самым общественные настроения.
Таким образом, средства массовой информации в современном социуме с каждым годом приобретают все большее влияние, их роль стремительно возрастает, являясь комплексным средством освоения человеком окружающего мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных и общественно-политических аспектах.
Объектом исследования выступают средства массовой информации в современной России, как специфическая среда формирования ценностных установок.
Предметом исследования являются особенности влияния средств массовой информации на формирование духовно-нравственных и политических ценностей современного общества.
Степень изученности темы. В работе использовались результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области журналистики, политологии, социологии, социальной философии, а также других социально-гуманитарных наук.
Значительный вклад в изучение выбранной темы внесли именитые советские и российские исследователи, среди которых: Боряз Вадим Николаевич, Гришина Елена Александровна, Грушин Борис Андреевич, Гурова Рената Григорьевна, Иконникова Светлана Николаевна, Левичева Валентина Федоровна, Руткевич Михаил Николаевич, Ручкин Борис Александрович и другие....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном обществе средства массовой информации оказывают многофакторное влияние на отдельную личность и социум в целом. Особенное значение СМИ обретают в периоды общественных изменений и революционных процессов, когда количество информации, особенно политической, резко увеличивается. Если свобода слова средств массовой информации нарушается, то функционирование и развитие общества становится невозможным.
СМИ играют ключевую роль в формировании политически грамотного населения. Они являются каналом, через который политическое общество регулирует свое влияние и существование. СМИ могут стать инструментом в руках властной верхушки, которая будет стремиться транслировать взгляды официальных структур на формирование гражданского общества. Содержание средств массовой информации определяется социальными нормами и правилами, существующими в конкретном обществе. Через непосредственную и косвенную деятельность СМИ, как социально-политического феномена, происходит формирование ценностных ориентаций и мировоззрения каждой личности.
Особенности воздействия средств массовой информации определяются, прежде всего, типом общественного устройства. В тоталитарном обществе происходит подчинение личностного начала общественному, целое превалирует над частным, а деятельность СМИ определяется соответствующим императивом.
В демократическом обществе принципы индивидуальности и социального партнерства согласованы, что находит отражение в деятельности СМИ. При этом средства массовой информации ориентированы на соблюдение прав и свобод гражданина.
Публичность, гласность, общественное мнение и открытость - современные концепции роли средств массовой информации в обществе, которые особенно важны для России, где развивается демократия. СМИ информируют общество о событиях и проблемах, но выполняя эту функцию, они приобретают власть над потребителем информации.
Средства массовой информации монополизируют информационное обслуживание общества и не могут дать абсолютно объективную картину действительности. В демократическом обществе важно, чтобы люди имели свободный доступ к информации и умели ее перерабатывать. Понимание социально-философских проблем, связанных со средствами массовой информации и политической информацией, необходимо для жизни в свободном обществе.
Прослеживая динамику развития СМИ в России, можно отметить, что в Российской империи постоянно существовало стремление государства контролировать прессу, иногда жестко ограничивая свободу слова. В XVIII веке в России произошли существенные преобразования в общественной жизни, которые сделали журналистику важным фактором социальной связи.
В XIX веке начался активный прогресс информационных технологий в Российской империи, что привело к расширению изданий и появлению новых печатных материалов, которые фокусировались на социально-политических и экономических темах.
В начале XX века действия партийной цензуры привели к тому, что все средства массовой коммуникации, которые не находились под контролем большевиков, были уничтожены. Политическая организация заменила веру в бога на всех уровнях жизни государства, что и обусловило то, что советская контроль за информацией была приравнена к религиозному контролю. Лишь в девяностых годах ХХ века журналистика достигла независимого положения.
В современной демократической общественной жизни основными принципами стали запрет на цензуру, свободное выражение мнения и полный доступ к информации. В то же время, использование свободных средств массовой информации может стать опасным, если они окажутся в руках людей, преследующих политические цели....


1. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2023. - 64 с.
2. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 14.07.2022). - [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - 2023. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/(дата обращения 18.05.2023).
3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022). - [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - 2023. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения 18.05.2023).
4. Федеральный закон «О рекламе». от 13.03.2006 №38-ФЗ (в ред. от 13.05.2023). - [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - 2023. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/(дата обращения: 18.05.2023).
5. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ. - [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - 2023. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/(дата обращения: 18.05.2023).
6. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей» от 29.06.2013 № 135-ФЗ. - [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - 2023. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/(дата обращения: 18.05.2023).
II. Монографии и статьи по теме исследования
7. Беличенко, П.П. О некоторых аспектах взаимоотношения власти и СМИ / П.П. Беличенко // Социальная, нравственная и юридическая ответственность СМИ в реформируемом обществе. - 2000. - № 10. - С. 17-19.
8. Березин, В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации / В.М. Березин. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2002. - 183 с.
9. Бочкарев, Д.И. Политика иллюзии: СМИ и манипулирование общественным мнением /Д.И. Бочкарев. - М.: Юрайт, 2020. - 330 с.
10. Грабельников A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: Итоги и перспективы / А.А. Грабельников. - М.: Издательство «РИП- холдинг», 2000. - 202 с.
11. Грабельников A.A. Средства массовой информации постсоветской России / А.А. Грабельников. - М.: Издательство «РГБ», 1996. - 178 с.
12. Григорян, Е.С. Роль социальной рекламы в формировании морально-нравственных ценностей молодежи / Е.С. Григорян, К.С. Мирошниченко // Практический маркетинг. - 2010. - № 7. - С. 20-25.
13. Гришина, Е.А. Формирование визуального образа Родины в сознании школьников / Е.А. Гришина // Народное образование. - 2013. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-vizualnogo-obraza-rodiny-v-soznanii-shkolnikov (дата обращения: 20.05.2023).
14. Гурова Р.Г. О культуре внутренней и внешней / Р.Г. Гурова. - Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1970. - 56 с.
15. Есин Б.И. Три века московской журналистики / Б.И. Есин. - М.: Флинта, 2019. - 537 c....(53)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ