Только Word
Введение 3
Глава 1. Основные теоретические подходы к изучению психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях 10
1.1 Понятие психологической адаптации в современной психологии 10
1.2. Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 27
1.3. Особенности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье 38
Выводы по 1 главе 49
Глава 2. Практическое исследование психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье 51
2.1 Описание методик исследования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях 51
2.2 Анализ результатов исследования психологической адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 61
2.3. Методические рекомендации по психологической адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 87
Выводы по 2 главе 90
Заключение 94
Библиографический список 99
Приложения 104
Проблема адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье - одна из острейших проблем современного общества. Необходимость развития института приемной семьи на сегодняшний день очевидна: по данным Министерства образования РФ, из 100 тысяч ежегодно выявляемых детей, оставшихся без родительского попечения, 70% передаются в замещающие семьи, 30% - остаются в детские интернатах. Приоритеты государственной политики в области социального сиротства определены в Федеральной целевой программе «Дети-сироты», которая входит в состав Президентской программы «Дети России». В последних программах ведущим направлением деятельности становится передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан при невозможности возврата в биологическую семью.
Адаптация является самым ответственным этапом вхождения ребенка в семью. От того, как быстро и насколько качественно он сформирует новые отношения, будет зависеть дальнейшее развитие его личности, качество социализации в целом.
Как показывают многочисленные исследования, содержание ребенка в детском доме в большинстве случаев приводит к нарушениям в его развитии (B.C. Мухина, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, И.В. Дубровина, И.А. Залысина, Е.О. Смирнова, Т.М. Землянухина, Т.А. Басилова.) Анализ проблемы сиротства убедительно показывает, что в сиротских учреждениях не всегда предоставляются условия для компенсации последствий депривации, что ведет к серьезным последствиям в процессе формирования личности и затрудняет дальнейшую социализацию ребенка.
Доказана ведущая роль ближайшего социального окружения - семьи – в нормальном психическом развитии ребенка (Г. Крайг, Н.В. Клюева, Г.С. Красницкая, Н.Я. Соловьев, В. Сатир, Г.Т. Хометаускас). Качество интеграции человека в обществе во многом определяется уровнем его психологической адаптации, механизмы которой формируются и реализуются в процессе жизнедеятельности в семье. Только семья может дать ребенку-сироте необходимый статус и сможет компенсировать негативные моменты течения и последствий депривации.
В связи с этим становится актуальной задача изучения роли замещающей семьи и особенностей вхождения приемного ребенка в ее состав. С одной стороны, проблемы, возникающие у родителей, взявших детей на воспитание, во многом схожи с воспитанием родных детей. Но есть и специфические проблемы, первостепенной из которых является проблема адаптации ребенка в замещающей семье.
В связи со сложившейся ситуацией большое значение приобретают исследования психологических аспектов адаптации детей в приемных семьях. В исследованиях адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приёмных семьях большое внимание уделяется проблеме взаимодействия, семейного воспитания в приемной семье, особенности складывающихся межличностных отношений, а также специфике адаптации детей и родителей к новым ролям (В.Н. Ослон, A.M. Прихожан, А.Б. Холмогорова, Ф.Б. Березин, Л.Н. Большакова, В.И. Кондрашин, A.M. Нечаева и др.).
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных внутрисемейным отношениям, а также адаптации детей и родителей в приемных семьях, пока еще не полностью решенными остаются следующие противоречия:
1. между исследованиями в области внутрисемейных отношений и изучением проблемы адаптации детей в приемных семьях;
2. между теоретическими разработками проблемы адаптации детей в приемных семьях и недостаточной изученностью ее психологических аспектов;
3. между актуальностью запросов на сопровождение семьи и отсутствием эффективных психологических технологий в этой области.
В связи со сложившейся ситуацией большое значение приобретают исследования психологических аспектов адаптации детей в приемной семье, представляющей собой особую микросреду, первичную референтную группу, которая оказывает значимое влияние на развитие личности приемного ребенка и определяет в целом успешность его адаптации в социуме.
Общепедагогическое и практическое значение проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в приёмных семьях, ее актуальность и малоизученность определили проблему исследования.
Цель исследования – выявить факторы психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях.
Объект исследования – адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье.
Предмет исследования – факторы психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях.
Гипотеза исследования – факторами психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье являются:
• эмоционально-личностное взаимоотношение в приемной семье;
• согласованное семейное функционально-ролевое поведение детей и их приемных родителей;
• психологическое сопровождение приемных детей и родителей.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие...
В ходе теоретического и практического исследования проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в приёмных семьях, было определено следующее.
В исследовании рассматриваются преимущественно психологический и социальный уровни адаптации. Адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям среды, а также результат этого процесса. Основные типы адаптационного процесса формируются в зависимости от основной структуры потребностей и мотивов ребенка: активный тип — характерен преобладанием активного воздействия на среду, и пассивный тип — определяется пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации группы.
В специфических условиях воспитания, развития личности в детском доме, у детей формируется особая внутренняя позиция, выражающаяся в слабой ориентированности на будущее, связанности с актуальной конкретной жизнедеятельностью, эмоциональной уплощённостью, снижением отношений к себе, несформированностью избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивностью, неосознанностью и несамостоятельностью поведения, ситуативностью мышления и поведения. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Подростковый возраст, трудный, критический для любого человека, таит особые опасности для воспитанников детских домов. В наибольшей степени уязвимы в условиях воспитания вне положительного семейного влияния области развития самосознания, временной перспективы и профессионального самоопределения, становления психосексуальной идентичности.
Главная трудность для ребенка в приемной семье заключается в освоении новой ролевой позиции: члена семьи, сына или дочери. Именно такая позиция им не освоена, у него, как правило, нет опыта нормальных семейных отношений. Приемным детям трудно осознать себя сыном-дочерью, еще сложнее — братом-сестрой. Ребенку нужно вести себя по-другому – но он не знает как.
Для детей в приемной семье характерны такие признаки, как: недооформленная личностная позиция, неконтактность в общении (в первое время), сниженная активность, страхи, нарушения в проявлении самостоятельности и инициативы, саморегуляции, поведение в ситуациях взаимодействия с партнером не всегда гибко. У приемных детей чаще всего бывают трудности в общении, неуверенность в себе и своем будущем, ограниченная социальная активность, отсутствие навыков общения со сверстниками, состояние тревоги, затруднения в усвоении и воспроизведении социального опыта, ограниченность контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни.
Исследование психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье, проводилось в течении 2015-2016 года, в проведенном исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте от 12 до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, впоследствии включенных в состав приемной семьи, и участвовали 60 приемных семей (120 приемных родителей).
На этапе констатирующего этапа исследования результаты испытуемых были схожими, после реализации методических рекомендаций результаты испытуемых в экспериментальной группе изменились.
Исследование показало, что в экспериментальной и контрольной группах испытуемых преобладал до и после реализации методических рекомендаций разделенный и связанный уровни семейной сплоченности, что в целом показывает сбалансированность основной части испытуемых семей. В плане семейной адаптации у большинства испытуемых до и после реализации методических рекомендаций доминируют структурированный и гибкий уровни.
При изучении отношения к семейной роли, после реализации разработанных методических рекомендаций, цикла занятий психологического сопровождения адаптации детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в экспериментальной группе приемных родителей преобладало ощущение самопожертвования в роли матери, доминирование матери. При изучении отношения родителей к ребенку, было установлено, что в экспериментальной группе приемные родители стремятся к побуждению словесных проявлений, вербализаций, хотят развивать активность ребенка, направлены на партнерские отношения, стремятся к созданию безопасности, опасаются обидеть ребенка. Большинство приемных родителей склонны к гиперпротекции, предъявляют строгие санкции за нарушение требований ребенком, сочетают различные стили в воспитании детей, предъявляют недостаточность требований - запретов к ребенку, потворствуют и предъявляют недостаточность требований и обязанностей по отношению к детям. Большинство приемных родителей склонны к эмпатии, демонстрируют принятие, также ориентированы на сотрудничество и поощрение автономности, склонны к контролю, требовательны, авторитарны, стремятся оказывать поощрения и принимать решения, при этом склонны к мониторингу.
В контрольной группе приемных родителей на этапе исследования отношения к семейной роли преобладало ощущение самопожертвования в роли матери, доминирование матери, ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье. При изучении отношения родителей к ребенку, было установлено, что в контрольной группе преобладает стремление к чрезмерной заботе, установлению отношений зависимости с ребенком, стремление ускорить развитие ребенка, существует потребность чрезмерного вмешательства в мир ребенка, желание строить партнерские отношения с ребенком, стремление к развитию активности ребенка, подавление агрессивности и сексуальности у ребенка. У большинства приемных родителей преобладает неразвитость родительских чувств, используют строгость санкций за нарушение требований ребенком, используют гиперпротекцию, предъявляют чрезмерность требований-запретов к ребенку, кроме того, игнорируют потребности ребенка и предъявляют чрезмерность требований и обязанностей, стремятся к сочетанию различных стилей в воспитании. У большинства приемных родителей преобладает эмпатия, авторитарны, склонны к принятию и требовательности, к поощрению автономности, контролю, ориентированы на сотрудничество, склонны к принятию решений и мониторингу.
Изучение адаптации подростков, оставшихся без попечения родителей, находящихся в приёмных семьях, после реализации разработанных методических рекомендаций, цикла занятий психологического сопровождения адаптации детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показало, что в экспериментальной группе большинство подростков склонны к внутреннему контролю, испытывают эмоциональный комфорт, принимают других, правдивы, адаптивны, принимают себя, склонны к доминированию. Положительная атмосфера в семье, эмоциональные взаимоотношения с родителями важны для большинства подростков, также как и важность эмоциональных контактов родителей с ребенком, тесные взаимоотношения с ними.
В контрольной группе у большинства подростков было выяснено, что они правдивы, испытывают эмоциональный комфорт и склонны к эскапизму, ведомы, склонны к внешнему контролю и приятию других.
1. Андреева, Ю. Хотите усыновить ребенка? / Ю. Андреева. - СПб.: Питер, 2014.-224 с.
2. Архиреева, Т.В. Психология родительства и детско-родительских отношений: учебно-методическое пособие / Великий Новгород-Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2015
3. Барабанова, В.В. Знать трудности в развитии детей и учиться их преодолевать / В.В.Барабанова // Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. - М.: Дом, 2013.
4. Бардышевская, М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей. / М.К.Бардышевская // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. - М.: 2013.
5. Бессчетпова, О. В. Приемная семья: сущность, проблемы, перспективы развития: монография / О.В. Бессчетнова, Т.А. Юмашева. - Саратов : Наука, 2007
6. Большакова, Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье. / Л.Н. Большакова. - Ярославль, 2014. – 236 с.
7. Бондаровская Л.В. Технологии социально-педагогической поддержки детей из социально-неблагополучных семей в условиях специализированного социально–реабилитационного Центра для несовершеннолетних // Омский научный вестник. – 2010. - № 4 (89). –С.63-69
8. Вознюк, A.M. Психология становления и развития приемной семьи. / Вознюк А. М. Мельченко Н. И., Савицкая Е. М. - Самара: Изд-во СГПУ, 2011.
9. Вы решили усыновить ребенка. / Г.С.Красницкая и др. - М., 2001.
10. Гребенникова Е.В., Фирсова О.В. Социально-психологическая адаптация детей-сирот в приемных семьях // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 4 (82).
11. Дементьева, И.Ф. Приемная семья институт защиты. / И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко. - М.: РГБ, 2007.
12. Дубровин, Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте. / Д.Н.Дубровин // Мир психологии. 2007 - №4. - С. 64-75
13. Дубровин, Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения. /Д.Н. Дубровин. - М., 2011
14. Захарова, Ж.А. Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающей семьи. / Ж.А.Захарова // Отечественный журнал социальной работы. 2007. - №1. - С.44-48.
15. Иванова, Н.П. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. / Н.П.Иванова, И.А.Бобылева, О.В. Заводилкина. - М.: 2012....45