Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования креативного мышления через решение познавательных задач. 6
1.1 Понятие «креативное мышление» и особенность его развития. 6
1.2 Познавательная задача. Конструирование познавательных задач. 12
Выводы по главе 1 19
Глава 2 Система познавательных задач в курсе информатики как средство развития креативного мышления. 20
2.1 Система познавательных задач в курсе информатики. 20
2.2 Описание методики развития креативного мышления через решение познавательных задач 27
2.3 Описание условий и результатов апробации 32
Выводы по главе 2 43
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение 1. Оценка субтеста №2. 50
Приложение 2. Оценка абстрактности названий. 51
Приложение 3. Оценка сопротивления замыканию. 52
Приложение 4. Оценка разработанности. 53
Приложение 5. 54
Одной из основных задач, предусмотренных во время обучения ребенка в школе, является в необходимость обеспечить учащихся осознанными, прочными знаниями, развитии их самостоятельного мышления [1]. Для успешного выполнения задачи в подготовке творчески мыслящих личностей школа, основывающаяся на позициях воспитывающего и развивающего обучения, делает многое [1]. Каждый педагог понимает, что умение ребенка творчески мыслить обеспечит ему успешное достижение главной цели воспитания – всестороннее и гармоническое развитие личности [1].
Поэтому на сегодняшний день остро встает вопрос развития креативного мышления у подрастающего поколения. Без осознания законов дидактического воздействия на личность, без развития творческой мысли, полного восприятия мира трудно воспитать гармонично развитую личность.
В получении новых знаний и умений, их восприятии особое место занимает проблема развития креативного мышления учащихся.
Актуальность: Дж. Гилфордом были выделены основные параметры креативности:
1) беглость – способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени;
2) гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую;
3) оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи;
4) разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи;
А также он выделил: любознательность - повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других; способность совершенствовать объект, добавляя детали; способность к обнаружению и постановке проблем; способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу и некоторые другие [15].
Все эти факторы, были объединены им в понятии «дивергентное мышление», отражают познавательную сторону креативности [15]. Если сравнивать дивергентное мышление с конвергентным мышлением, которое ориентируется на известное тривиальное решение проблемы, то первое проявляется тогда, когда проблема еще не определена и когда следует определить пути ее решения [15].
Важно овладеть технологиями креативности, которые позволяют человеку быть готовым к решению различных проблем, связанных с умением работать с информацией.
Проблема развития креативных способностей у детей заключается в том, что в связи с ускорением научно-технического прогресса возникла необходимость повысить интеллектуальный и творческий потенциал человечества. Ускорение научно - технического прогресса, [30] лавинное увеличение познаний о мире и потребность овладевать ими [30] поставили перед психологами и педагогами ряд непростых задач. Начальная, средняя и высшая школа - отстают в этом отношении от требований жизни, и отставание не сокращается, но прогрессирует все заметнее [30]. Современная школа подготавливает детей по большей части к исполнительской деятельности и развивает их исполнительские способности, не смотря на то, что [30] уже отчетливо понятно - [30] большая часть исполнительской работы перекладывается на машины, а мозг человека освобождаться для творческой деятельности [30].
Цель исследования: разработать систему познавательных задач способствующих развитию креативного мышления
Объект исследования: процесс развития креативного мышления
Предмет исследования: познавательные задачи как средство развития креативного мышления учащихся основной школы.
Гипотеза: решение познавательных задач способствует развитию креативного мышления.
Задачи исследования:
1) Дать определение понятия «креативного мышления» и описать роль познавательных задач в процессе его развития;
2) Изучить теоретические аспекты и классификацию задач, и их особенности;
3) Описать способы конструирования познавательных задач;
4) Разработать систему познавательных задач для развития креативного мышления в курсе информатики основной школы;
5) Провести апробацию результатов исследования.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, изучение опыта применения познавательных задач на уроках, изучение результатов диагностики креативности мышления подростков.
Практическая значимость состоит в разработке системы познавательных задач для формирования креативного мышления в курсе информатики основной школы и применении результатов исследования в профессиональной деятельности.
Креативное мышление - замечательная способность, которая может не только обогатить нашу жизнь, но и перенести нас в другую реальность или вооружить иным взглядом на мир. До недавнего времени многие считали ее сверхъестественным даром, присущим лишь немногим художникам, музыкантам и ученым. Разумеется, сегодня мы понимаем, что это всего лишь миф и что почти все рождаются с потенциальной способностью к творчеству. Однако расцветет она, зачахнет или останется нереализованной - во многом это дело случая. Преимущественно это зависит от несбалансированности наших образовательных систем, которые нацелены на развитие способностей к критическому мышлению в ущерб способностям мыслить творчески [14].
Перед воспитателями и учителями стоит задача раскрыть и поддержать творческие способности у всех учащихся. Однако это не всегда оказывается возможным. Часто в наш век узкой специализации какой-то один талант человека направляется в русло определенной профессиональной деятельности, а все остальные скрытые таланты затухают, не получая развития [5].
Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Интеллектуальный важнейший компонент креативности - преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов.
Важным условием креативного воспитания учащихся подросткового возраста является готовность педагогов к реализации программы креативного развития школьников-подростков.
Итак, в результате проделанной работы были решены следующие задачи:
1) Дать определение понятия «креативного мышления» и описать роль познавательных задач в процессе его развития;
Креативное мышление - это характеристика личности, которая определяет способность человека к творчеству, восприятию чего-то нового, к нетипичному, оригинальному мышлению, формированию множества нестандартных и полезных идей.
2) Изучить теоретические аспекты и классификацию задач, и их особенности;
Задача - проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь. В [31] задаче выделяют следующие параметры: элементы ситуации, правила преобразования ситуации, требуемое решение (цель) [31].
3) Описать способы конструирования познавательных задач;
Способы конструирования познавательных задач:
• Включать основные типы проблем, характерных для данной науки и сферы практической деятельности по применению ее выводов и предусматриваемых объективно школьной программой.
• Содержать важные для общего среднего образования типы методов науки и обобщенные способы решения типичных проблем.
• Предусматривать появление и тем самым формирование основных черт творческой деятельности.
• Строиться по принципу возрастающей сложности и поэтому соответствовать установленным критериям сложности [16].
4) Разработать систему познавательных задач для развития креативного мышления в курсе информатики основной школы;
5) Провести апробацию результатов исследования.
Апробация проведена, исходя из результатов эксперимента, гипотеза подтвердилась.
1) Абашева И.Х. Исследовательская работа Развитие творчекого мышления учащихся
2) Александровская Э.М. Социально- психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье детей. – М.: Медицина, 1988.
3) Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации – индивидуализации в онтогенезе: Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. – М., 1998.
4) Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6-10 лет). — СПб: ГП «Иматон», 1999.
5) Дипломная работа «Психолого-педагогические способы формирования творческого мышления младших подростков». http://bibliofond.ru/view.aspx?id=587780#1
6) Журнал: «Лидеры образования», № 1 2007. Статья: технологии креативности: формируем навык «придумывания» решений.
7) Завьялова Е.К. Социально-психологическая адап- тация женщин в современных условиях (профессиональ- но-личностный аспект): Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. – СПб., 1998.
8) Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / И.А. Зимняя. – Ростов-н/Д, 1997. – 480с.
9) Зинченко В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы / В.П. Зинченко // Педагогика. – 2000. – №2. – С.24- 31.
10) Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности// Пси- хологические механизмы регуляции социального поведе- ния/ Под ред. Бобневой М.И., Шороховой Е.В. – М., 1979.
11) Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности/ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
12) Исследовательская работа на тему «Проблема развития креативных способностей у детей младшего школьного возраста». http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2148.pdf
13) Исследовательская работа «Гендерное развитие творческого мышления подростков» : Статьи Фестиваля «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/571920/
14) Карташова Л.И.Критерии отбора задач межпредметного характера и их решение в процессе обучения информатике с целью развития познавательной мотивации старшеклассников, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования., Издательство: Российский университет дружбы народов (Москва), 2010. № 4. С. 52-58.
15) Крутова И.А. Обучение учащихся постановке и решению познавательных задач в логике научного познания на уроках физики журнал: Наука и школа Издательство: Московский педагогический государственный университет (Москва), 2007,№5, с.55-59...33