Только Word
Введение 3
1. Теоретические аспекты компетентностно-ориентированного обучения в современном школьном образовании 7
1.1 Компетенция и компетентность как основные категории компетентностного подхода. ИКТ-компетенция. 7
1.2 Компоненты ИКТ-компетенции, формируемые у учащихся основной школы при изучении содержательной линии «Информационно-коммуникационные технологии» 14
1.3 Понятие компетентностно-ориентированного задания. Способ конструирования компетентностно-ориентированных заданий 21
Выводы по главе 1 29
2. Методика оценивания сформированности ИКТ-компетенции учащихся основной школы при изучении содержательной линии «Информационно-коммуникационные технологии» 31
2.1 Система компетентностно-ориентированных заданий по темам содержательной линии «Информационно-коммуникационные технологии» 31
2.2 Описание методики оценивания сформированности компонентов ИКТ-компетенции учащихся основной школы при изучении содержательной линии «Информационно-коммуникационные технологии» 53
2.3 Описание условий и результатов частичной апробации 55
Выводы по главе 2 65
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Приложения 73
Согласно Концепции модернизации российского образования современная образовательная организация не должна оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня в России и во всем мире. Общеобразовательная школа, как важный и неотъемлемый этап образования личности, должна затрагивать все мировые тенденции и инновации в области образования, например, такие как личностно-ориентированный подход, информатизация, интеграция и др. К числу таких тенденций относится компетентностно-ориентированное обучение.
В Концепции модернизации российского образования указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся[2]. Получается, что для решения задач подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа, как минимум, должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ-компетентность. Поэтому формирование ИКТ-компетенции учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечить качество образования и невозможность решить эту задачу традиционным путем.
Отсюда, актуальность данной выпускной квалификационной работы определяется в переходе к федеральному общеобразовательному стандарту второго поколения, требующего модернизации содержания образования, новых методов обучения, формирования ИКТ-компетенции учащихся и критериев оценки ее сформированности.
Одним из механизмов управления процессом формирования ИКТ-компетенции учащихся при изучении содержательной линии «Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) может стать система компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ), предназначенная для контроля и оценки уровня успеваемости и сформированности конкретной компетенции. Однако основная трудность связана с тем, что, во-первых, компетенции формируются и проявляются только в деятельности учащихся при решении КОЗ, а, следовательно, при обучении и оценивании эту деятельность необходимо правильно планировать и организовывать. А во-вторых, существует необходимость перехода от традиционных оценок 2, 3, 4, 5 к фиксации уровня и полноты сформированных компетенций, так как в образовательной практике до сих пор нет приличной теории измерений [15, c. 110].
Таким образом, проблема проводимого исследования состоит в разрешении противоречия между необходимостью оценки сформированности ИКТ-компетенции учащихся основной школы и недостаточной разработанностью методики оценивания сформированности ИКТ-компетенции.
В связи с этим, объектом исследования является процесс оценки сформированности ИКТ-компетенции учащихся основной школы.
Предметом исследования являются компетентностно-ориентированные задания как средство оценивания сформированности ИКТ-компетенции учащихся основной школы.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка системы компетентностно-ориентированных заданий по темам содержательной линии «Информационно-коммуникационные технологии» для учащихся основной школы....
В процессе развития современного общества и экономики формируются принципиально новые требования к качеству образования, появляется необходимость разработки путей социализации личности, способной самостоятельно и ответственно принимать решения в постоянно меняющихся условиях. Одним из таких путей признан компетентностный подход, в котором учащимся передаются только те знания и навыки, которые нужны для развития необходимых компетенций.
По результатам исследования было установлено, что компетентностный подход в обучении является актуальной тенденцией современного образования, позволяющий разрешить противоречия между программными требованиями, запросами современного общества и потребностями личности в результатах образования.
В ходе анализа нормативных документов, периодических и электронных изданий были уточнены понятия «компетенция», «компетентность» и «ИКТ-компетенция».
На основании анализа нормативных документов были выделены компоненты ИКТ-компетенции: личностные, метапредметные и предметные, которые формируются у учащихся основной школы в процессе изучения содержательной линии информатики «Информационно-коммуникационные технологии».
За основу конструирования компетентностно-ориентированных заданий был выбран способ предложенный автором И. Ю. Попович в статье «Технология создания КОЗ».
Разработана система компетентностно-ориентированных заданий по темам содержательной линии информатики «Информационно-коммуникационные технологии» для учащихся основной школы. Система КОЗ представлена пятью темами и включает 10 заданий.
По результатам теоретических исследований была разработана и описана методика оценивания сформированности ИКТ-компетенции у учащихся основной школы при изучении содержательной линии «Информационно-коммуникационные технологии». Проведена частичная апробация методики на базе МБОУ СОШ №6 г. Канска среди учащихся 7 – 9 классов основной школы.
Результаты частичной апробации показали, что, во-первых, использование системы компетентностно-ориентированных заданий при разработанных четких критериях оценивания и матрицы оценивания, позволяет определить уровень сформированности личностных, метапредметных и предметных компонентов ИКТ-компетенции учащихся.
Во-вторых, компетентностно-ориентированные задания как деятельностные задания, в выполнении которых дети активно участвуют, демонстрируют овладение различными видами деятельности, к которым относятся: учение (как основа для дальнейшего образования), совместное изучение и обсуждение, различные виды исследований (в том числе совместные), обмен опытом и другие.
В-третьих, при использовании компетентностно-ориентированных заданий возможно привлечение школьников к изменению и улучшению таких заданий, с целью повышения заинтересованности учащихся к выполнению такого рода задач.
1. Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07. 2006 № 149 – ФЗ (ред. от 31.12.2014) // «Российская газета», № 165, 29. 07. 2006.
2. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение в Минобразование России от 29 декабря 2001 г. N 1756-р) // «Вестник образования» – «Модернизация российского образования», март 2003 г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427) // «Вестник образования России», № 12 – 15, 2004.
5. Амренова, М. М. Компетентностно-ориентированные задания в системе новых образовательных технологий / М. М. Амренова // Профессиональное образование и общество. – 2014. – № 2 (10). – с. 164 – 166.
6. Баскаев, Р. М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу / Р. М. Баскаев // Инновации в образовании. – 2007. – № 1. – с. 10 – 15.
7. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10. – с. 8 –14.
8. Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. – СПб.: Заневская площадь, 2014. – с. 74 – 76.
9. Дорошенко, И. Ю. Методика обучения информационным технологиям в школьном курсе информатики / И. Ю. Дорошенко, В. Т. Тихонова, А. С. Погромская // ИНФО. – 2014. – №1 (250). – с. 63 – 67.
10. Дяблова, Ю. Л. О гносеологической сущности информационных технологий / Ю. Л. Дяблова // Воронежские криминалистические чтения: сб. науч. трудов под ред. О.Я. Баева. Изд-во Воронеж. гос. ун-та. – 2008. – № 9. –
с. 136 – 148.
11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: учеб. пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и д.р.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
12. Кузнецов, А. А. Примерная программа по информатике и ИКТ (VII – IX классы) / А. А. Кузнецов [и д. р.] // ИНФО. – 2010. – № 11. – с. 3 – 28.
13. Махотин, Д. А. Компетентностно-ориентированные задания как средство оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся / Д. А. Махотин // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 5. – с. 17 – 20.
14. Новиков, А. О структуре компетенций / А. Новиков // Специалист. – 2013. – № 12. – с. 2 – 7.
15. Осмоловская, И. М. Круглый стол. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе / И. М. Осмоловская // Педагогика. – 2013. – № 3. – с. 100 – 122....28