Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Высшие учебные заведения Красноярского края в годы Великой Отечественной войны

Работа №151856

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы89
Год сдачи2015
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение ………………………………………………………………………...с.3
Глава I. Сеть и материальная база высших учебных заведений Красноярского края в годы войны……………………………………………………………...с.12
Глава II. Изменения в учебно-воспитательной работе вузов в годы войны…………………………………………………………………………....с.28
Глава III. Педагогические кадры вузов…………………………………….…с.39
Глава IV. Преподаватели и студенты красноярских вузов на фронтах Велико Отечественной войны……………………………………………………….…с.49
Заключение …………………………………………………………………….с.54
Список источников и литературы ………………...……………….…………с.57
Приложение…………………………………………………………………….с.60

Актуальность темы исследования.
Изучение истории высшего образования относится к числу наиболее актуальных и практически значимых проблем современной отечественной историографии уже в силу той роли, которую играет образование в жизни общества. Российская и советская высшая школа имеет богатый опыт и традиции, учитывать которые безусловно необходимо при выработке стратегии и путей ее дальнейшего развития в современных условиях.
Тяжелый и противоречивый путь реформирования современной системы высшего образования заставляет нас обращаться к реформаторскому опыту прошлого самых сложных и переломных эпох, одной из которых несомненно является период Великой Отечественной войны, когда высшей школе приходилось в невероятно трудных условиях вести подготовку квалифицированных специалистов для народного хозяйства, выполнять научные исследования с учетом необходимости скорейшего их внедрения на нужды оборонной промышленности, принимать активное участие в трудовой деятельности тыла и вносить свой непосредственный вклад за завоевание Победы на фронте.
Актуальность изучения истории высшей школы в годы Великой Отечественной войны, особенно на региональном уровне, связана и с сегодняшними задачами усиления патриотического воспитания современной молодежи, школьников и студентов.
Степень изученности темы.
В историографии темы можно выделить несколько групп литературы:
1) работы общесоюзного масштаба; 2) публикации, охватывающие историю высшего образования в Сибири в годы войны; 3) исследования регионального характера, рассматривающие историю высших учебных заведений Красноярска и Красноярского края.
Первые публикации, посвященные высшему образованию в военное время, в виде небольших газетных и журнальных статей и брошюр, стали появляться уже в годы самой войны. В 1945 г вышел сборник статей под редакцией председателя комитета по делам высшей школы С. В. Кафтанова, в котором освещалась деятельность высшей шкоты страны за 25 лет, включая и период Великой Отечественной войны.
В 1950-е гг. некоторые аспекты истории высшей школы в годы войны нашли отражение в обобщающих работах по истории высшего образования в стране.1
В 1960-70-х гг. появляются первые работы, в которых освещается не только история высшей школы страны в советский период в целом, но и в годы Великой Отечественной войны в частности, главным образом в контексте развития советской культуры в военные годы или подготовки специалистов для народного хозяйства.2
Из работ 1970-х гг. особый интерес представляют исследования M.P. Круглянского.3 В них проанализирована перестройка учебного процесса и организация подготовки вузами специалистов для народного хозяйства, состояние научной работы в вузах. Автор затронул и вопрос о работе вузов, эвакуированных в восточные районы страны.
Достаточно подробно различные аспекты функционирования вузов – от организации учебного процесса до помощи фронту, описывался и в обобщающих трудах по истории Великой Отечественной войны.4
В 1980 г. была опубликована коллективная монография «Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны».5 Авторы на большом фактическом материале раскрыли ход перестройки учебно-воспитательного процесса и научной работы вузов в годы Великой Отечественной войны для решения задач обороны и тыла, особенности подготовки специалистов.
Работам советского периода в целом было присуще ключевое внимание к теме партийного руководства высшей школой и идейно-воспитательной и работы в вузах в период Великой Отечественной войны.
Во второй половине 1980-х - начале 90-х гг. в литературе, посвященной истории высшей школы и науки в годы Великой Отечественной войны, прослеживаются новые подходы. В работах этого периода вводится в научный оборот новый фактический материал, происходит углубление анализа сложных процессов военного времени, ставятся новые проблемы. Больше внимания начинает уделяться социально-психологической обстановке, бытовой стороне жизни студентов и преподавателей в годы войны. Среди работ этого периода можно выделить монографию Э. И. Гракиной.6
Работам сибирских исследователей были свойственны все те черты, что и общесоюзной литературе. Первые работы по истории высшего образования и науки в Сибири в годы Великой Отечественной войны стали появляться уже в ходе самой войны и сразу после ее окончания, но основательное изучение этой большой темы началось лишь в 60-е гг. Общая картина состояния и развития высшей школы в годы войны содержится в 5 томе академического издания «История Сибири».7
Среди работ 1960-х гг. особо следует выделить публикации Т.Н. Петровой, которая внесла значительный вклад в изучение развития науки Сибири в годы Великой Отечественной войны, в том числе и вузовской. Ею проанализирован и обобщен вклад местных ученых, а также эвакуированных в Сибирь научных работников из западных и центральных районов страны.8
В 1960 - 70-е гг. были наиболее интенсивным периодом в изучении роли науки Сибири, в том числе и вузовской, в период Великой Отечественной войны. В эти годы вышло большое количество работ, в которых освещались вопросы организации научных исследований, связанных с оборонной промышленностью, количественных и качественных изменений в составе научных работников и т.д.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
В годы Великой Отечественной войны система высшего образования Красноярского края столкнулась с проблемами, большинство из которых остро стояло для всех вузов страны в военные годы – ухудшение материально-технического оснащения вузов, сложности с обеспечением их преподавательскими кадрами соответствующей квалификации, трудности с набором студентов, их высокий отсев по причине мобилизации в Красную Армии, ухода на производство, материально-бытовых трудностей. Их специфика была связана с тем фактом, что в годы войны Красноярский край стал местом эвакуации множества промышленных, культурных и образовательных учреждений, что оказало на региональную систему высшего образования двоякое воздействие. С одной стороны, вузы были вынуждены отдавать свои учебные помещения, общежития, мастерские для размещения эвакуированных госпиталей, предприятий и учреждений, что несомненно ухудшало условия для осуществления ими учебной и научной деятельности. С другой стороны, процесс эвакуации принес и ряд положительных моментов в развитие высшего образования региона, в первую очередь, это касалось состояния преподавательских кадров вузов, уровень квалификации которых заметно вырос, а личное общение и совместная работа дали заметный толчок научному и педагогическому творчеству работников красноярских институтов. В результате эвакуации в трудовые коллективы вузов Красноярска, Абакана, Енисейска влились ряд выдающихся педагогов и ученых – Н. И. Озерецкий, П. Г. Подзолков, С.Я. Вейсиг, М. М. Рубинштейн и многие другие. Некоторые из них остались жить и работать в крае и после войны, стали основателями крупных научно-педагогических центров, заложили основы многих новых научных направлений и научных школ в регионе.
Великая Отечественная война стала проверкой на прочность для всех сфер жизни советского общества, в том числе и для системы высшего образования. В военные годы вузы Красноярского края столкнулись со множеством проблем материального характера – от нехватки площадей для организации учебной и научной работы до проблем элементарного обеспечения студентов и преподавателей продуктами и одеждой. Остро стояла и проблема формирования контингентов студенчества. Союзные и региональные власти путем создания соответствующих нормативных актов, руководство вузов предпринимали усилия по исправлению ситуации, насколько это было возможно в тяжелейших условиях войны. Проведенный анализ свидетельствует, в годы Великой Отечественной войны партийно-государственные органы достаточно оперативно реагировали на возникавшие проблемы в функционировании высших учебных заведений, регулируя правила приема в вузы, внося изменения в учебные планы, сроки обучения, процесс организации учебных занятий и т.д. Принимаемые решения, с одной стороны, отражали потребности военного времени - пополнения рядов Красной армии, потребности народного хозяйства в кадрах рабочих и специалистов, и носили отпечаток жесткой регламентации, с другой стороны, органы власти старались оперативно исправлять возникавшие негативные последствия ранее принятых постановлений.
Большой вклад в решение материальных проблем вузов вносили и сами преподаватели, и студенты, с готовностью работавшие на заготовке дров для отопления зданий, занимавшиеся выращиванием овощей в подсобных хозяйствах и достойно переносившие все материально-бытовые тяготы военного лихолетья. Несмотря на тяжелые учебные и бытовые условия, студенты принимали активное участие в общественной жизни, в организации всевозможной помощи фронту, дежурили в госпиталях, занимались самодеятельностью, посещали театры, численность которых пополнилась в эти годы за счет эвакуации в край театральных учреждений из западных регионов.
Высшие учебные заведения Красноярского края внесли свой весомый вклад в обеспечение экономики и социальной сферы воюющей советской страны необходимыми специалистами. Научная деятельность работников Лесотехнического, Медицинского и педагогических институтов имела значение для нужд обороны страны, совершенствования производственных процессов в сельском хозяйстве, сохранения лесных богатств страны, заботы о здоровье жителей тыла и спасения жизней солдат на фронтах войны. Неоценимым был и их человеческий вклад в Победу. Сотни студентов, преподавателей и других работников красноярских вузов с оружием в руках, проявляя мужество и храбрость, защищали Родину на фронтах Великой Отечественной войны, многие из них отдали свои жизни за Победу над фашизмом.


1. Высшая школа СССР за 50 лет. – М., 1967.
2. История Сибири. Т. 5. Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму. - Л, 1969
3. Красноярск: от прошлого к будущему: Очерки истории города / Ред. Коллегия Г. Ф. Быконя, В. В. Куимов, П. И. Пимашков, В. И. Федорова. – Красноярск, 2013
4. Красноярск. Этапы исторического пути. – Красноярск, 2003
5. Красноярская Государственная медицинская академия на пороге 21 века. - Красноярск, 1999
6. Красноярская Государственная медицинская академия 1942-2005 гг. – Красноярск, 2005
7. Красноярский государственный педагогический университет: 70 лет на ниве просвещения. – Красноярск, 2002
8. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть II. - Красноярск, 2006
9. Круглянский М. Р. Высшая школа и подготовка специалистов для фронта и тыла // Советская культура в годы Великой Отечественной войны. М., 1976.
10. Лапкаев, А. Г. Творцы истории вуза. - Красноярск, 2012.
11. Лапкаев А. Г. Директора Н. Ф. Носов, И. В. Бочкарев, А. М. Бутковский и В. Е. Печенкин в истории Сибирского лесотехнического института - Красноярск, 2009
12. Лапкаев А. Г. Сибирскому государственному технологическому университету 75 лет – Красноярск, 2005.
13. Лутченко А. И. Подготовка инженерно-технических кадров в 1941-1945 гг. // Советская культура в годы Великой Отечественной войны. М., 1976
14. Очерки истории народного образования Красноярского края (XVII-начало XXI вв.): монография Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, С.Н. Ценюга и др. – Красноярск, 2014
15. Писаренко И.С. Законодательное регулирование развития советской высшей школы в годы Великой Отечественной войны // http://www.jeducation.ru/5_2003/99.html...18


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ