Только Word
Введение ………………………………………………………………………...с.3
Глава I. Сеть и материальная база высших учебных заведений Красноярского края в годы войны……………………………………………………………...с.12
Глава II. Изменения в учебно-воспитательной работе вузов в годы войны…………………………………………………………………………....с.28
Глава III. Педагогические кадры вузов…………………………………….…с.39
Глава IV. Преподаватели и студенты красноярских вузов на фронтах Велико Отечественной войны……………………………………………………….…с.49
Заключение …………………………………………………………………….с.54
Список источников и литературы ………………...……………….…………с.57
Приложение…………………………………………………………………….с.60
Актуальность темы исследования.
Изучение истории высшего образования относится к числу наиболее актуальных и практически значимых проблем современной отечественной историографии уже в силу той роли, которую играет образование в жизни общества. Российская и советская высшая школа имеет богатый опыт и традиции, учитывать которые безусловно необходимо при выработке стратегии и путей ее дальнейшего развития в современных условиях.
Тяжелый и противоречивый путь реформирования современной системы высшего образования заставляет нас обращаться к реформаторскому опыту прошлого самых сложных и переломных эпох, одной из которых несомненно является период Великой Отечественной войны, когда высшей школе приходилось в невероятно трудных условиях вести подготовку квалифицированных специалистов для народного хозяйства, выполнять научные исследования с учетом необходимости скорейшего их внедрения на нужды оборонной промышленности, принимать активное участие в трудовой деятельности тыла и вносить свой непосредственный вклад за завоевание Победы на фронте.
Актуальность изучения истории высшей школы в годы Великой Отечественной войны, особенно на региональном уровне, связана и с сегодняшними задачами усиления патриотического воспитания современной молодежи, школьников и студентов.
Степень изученности темы.
В историографии темы можно выделить несколько групп литературы:
1) работы общесоюзного масштаба; 2) публикации, охватывающие историю высшего образования в Сибири в годы войны; 3) исследования регионального характера, рассматривающие историю высших учебных заведений Красноярска и Красноярского края.
Первые публикации, посвященные высшему образованию в военное время, в виде небольших газетных и журнальных статей и брошюр, стали появляться уже в годы самой войны. В 1945 г вышел сборник статей под редакцией председателя комитета по делам высшей школы С. В. Кафтанова, в котором освещалась деятельность высшей шкоты страны за 25 лет, включая и период Великой Отечественной войны.
В 1950-е гг. некоторые аспекты истории высшей школы в годы войны нашли отражение в обобщающих работах по истории высшего образования в стране.1
В 1960-70-х гг. появляются первые работы, в которых освещается не только история высшей школы страны в советский период в целом, но и в годы Великой Отечественной войны в частности, главным образом в контексте развития советской культуры в военные годы или подготовки специалистов для народного хозяйства.2
Из работ 1970-х гг. особый интерес представляют исследования M.P. Круглянского.3 В них проанализирована перестройка учебного процесса и организация подготовки вузами специалистов для народного хозяйства, состояние научной работы в вузах. Автор затронул и вопрос о работе вузов, эвакуированных в восточные районы страны.
Достаточно подробно различные аспекты функционирования вузов – от организации учебного процесса до помощи фронту, описывался и в обобщающих трудах по истории Великой Отечественной войны.4
В 1980 г. была опубликована коллективная монография «Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны».5 Авторы на большом фактическом материале раскрыли ход перестройки учебно-воспитательного процесса и научной работы вузов в годы Великой Отечественной войны для решения задач обороны и тыла, особенности подготовки специалистов.
Работам советского периода в целом было присуще ключевое внимание к теме партийного руководства высшей школой и идейно-воспитательной и работы в вузах в период Великой Отечественной войны.
Во второй половине 1980-х - начале 90-х гг. в литературе, посвященной истории высшей школы и науки в годы Великой Отечественной войны, прослеживаются новые подходы. В работах этого периода вводится в научный оборот новый фактический материал, происходит углубление анализа сложных процессов военного времени, ставятся новые проблемы. Больше внимания начинает уделяться социально-психологической обстановке, бытовой стороне жизни студентов и преподавателей в годы войны. Среди работ этого периода можно выделить монографию Э. И. Гракиной.6
Работам сибирских исследователей были свойственны все те черты, что и общесоюзной литературе. Первые работы по истории высшего образования и науки в Сибири в годы Великой Отечественной войны стали появляться уже в ходе самой войны и сразу после ее окончания, но основательное изучение этой большой темы началось лишь в 60-е гг. Общая картина состояния и развития высшей школы в годы войны содержится в 5 томе академического издания «История Сибири».7
Среди работ 1960-х гг. особо следует выделить публикации Т.Н. Петровой, которая внесла значительный вклад в изучение развития науки Сибири в годы Великой Отечественной войны, в том числе и вузовской. Ею проанализирован и обобщен вклад местных ученых, а также эвакуированных в Сибирь научных работников из западных и центральных районов страны.8
В 1960 - 70-е гг. были наиболее интенсивным периодом в изучении роли науки Сибири, в том числе и вузовской, в период Великой Отечественной войны. В эти годы вышло большое количество работ, в которых освещались вопросы организации научных исследований, связанных с оборонной промышленностью, количественных и качественных изменений в составе научных работников и т.д.....
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
В годы Великой Отечественной войны система высшего образования Красноярского края столкнулась с проблемами, большинство из которых остро стояло для всех вузов страны в военные годы – ухудшение материально-технического оснащения вузов, сложности с обеспечением их преподавательскими кадрами соответствующей квалификации, трудности с набором студентов, их высокий отсев по причине мобилизации в Красную Армии, ухода на производство, материально-бытовых трудностей. Их специфика была связана с тем фактом, что в годы войны Красноярский край стал местом эвакуации множества промышленных, культурных и образовательных учреждений, что оказало на региональную систему высшего образования двоякое воздействие. С одной стороны, вузы были вынуждены отдавать свои учебные помещения, общежития, мастерские для размещения эвакуированных госпиталей, предприятий и учреждений, что несомненно ухудшало условия для осуществления ими учебной и научной деятельности. С другой стороны, процесс эвакуации принес и ряд положительных моментов в развитие высшего образования региона, в первую очередь, это касалось состояния преподавательских кадров вузов, уровень квалификации которых заметно вырос, а личное общение и совместная работа дали заметный толчок научному и педагогическому творчеству работников красноярских институтов. В результате эвакуации в трудовые коллективы вузов Красноярска, Абакана, Енисейска влились ряд выдающихся педагогов и ученых – Н. И. Озерецкий, П. Г. Подзолков, С.Я. Вейсиг, М. М. Рубинштейн и многие другие. Некоторые из них остались жить и работать в крае и после войны, стали основателями крупных научно-педагогических центров, заложили основы многих новых научных направлений и научных школ в регионе.
Великая Отечественная война стала проверкой на прочность для всех сфер жизни советского общества, в том числе и для системы высшего образования. В военные годы вузы Красноярского края столкнулись со множеством проблем материального характера – от нехватки площадей для организации учебной и научной работы до проблем элементарного обеспечения студентов и преподавателей продуктами и одеждой. Остро стояла и проблема формирования контингентов студенчества. Союзные и региональные власти путем создания соответствующих нормативных актов, руководство вузов предпринимали усилия по исправлению ситуации, насколько это было возможно в тяжелейших условиях войны. Проведенный анализ свидетельствует, в годы Великой Отечественной войны партийно-государственные органы достаточно оперативно реагировали на возникавшие проблемы в функционировании высших учебных заведений, регулируя правила приема в вузы, внося изменения в учебные планы, сроки обучения, процесс организации учебных занятий и т.д. Принимаемые решения, с одной стороны, отражали потребности военного времени - пополнения рядов Красной армии, потребности народного хозяйства в кадрах рабочих и специалистов, и носили отпечаток жесткой регламентации, с другой стороны, органы власти старались оперативно исправлять возникавшие негативные последствия ранее принятых постановлений.
Большой вклад в решение материальных проблем вузов вносили и сами преподаватели, и студенты, с готовностью работавшие на заготовке дров для отопления зданий, занимавшиеся выращиванием овощей в подсобных хозяйствах и достойно переносившие все материально-бытовые тяготы военного лихолетья. Несмотря на тяжелые учебные и бытовые условия, студенты принимали активное участие в общественной жизни, в организации всевозможной помощи фронту, дежурили в госпиталях, занимались самодеятельностью, посещали театры, численность которых пополнилась в эти годы за счет эвакуации в край театральных учреждений из западных регионов.
Высшие учебные заведения Красноярского края внесли свой весомый вклад в обеспечение экономики и социальной сферы воюющей советской страны необходимыми специалистами. Научная деятельность работников Лесотехнического, Медицинского и педагогических институтов имела значение для нужд обороны страны, совершенствования производственных процессов в сельском хозяйстве, сохранения лесных богатств страны, заботы о здоровье жителей тыла и спасения жизней солдат на фронтах войны. Неоценимым был и их человеческий вклад в Победу. Сотни студентов, преподавателей и других работников красноярских вузов с оружием в руках, проявляя мужество и храбрость, защищали Родину на фронтах Великой Отечественной войны, многие из них отдали свои жизни за Победу над фашизмом.
1. Высшая школа СССР за 50 лет. – М., 1967.
2. История Сибири. Т. 5. Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму. - Л, 1969
3. Красноярск: от прошлого к будущему: Очерки истории города / Ред. Коллегия Г. Ф. Быконя, В. В. Куимов, П. И. Пимашков, В. И. Федорова. – Красноярск, 2013
4. Красноярск. Этапы исторического пути. – Красноярск, 2003
5. Красноярская Государственная медицинская академия на пороге 21 века. - Красноярск, 1999
6. Красноярская Государственная медицинская академия 1942-2005 гг. – Красноярск, 2005
7. Красноярский государственный педагогический университет: 70 лет на ниве просвещения. – Красноярск, 2002
8. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть II. - Красноярск, 2006
9. Круглянский М. Р. Высшая школа и подготовка специалистов для фронта и тыла // Советская культура в годы Великой Отечественной войны. М., 1976.
10. Лапкаев, А. Г. Творцы истории вуза. - Красноярск, 2012.
11. Лапкаев А. Г. Директора Н. Ф. Носов, И. В. Бочкарев, А. М. Бутковский и В. Е. Печенкин в истории Сибирского лесотехнического института - Красноярск, 2009
12. Лапкаев А. Г. Сибирскому государственному технологическому университету 75 лет – Красноярск, 2005.
13. Лутченко А. И. Подготовка инженерно-технических кадров в 1941-1945 гг. // Советская культура в годы Великой Отечественной войны. М., 1976
14. Очерки истории народного образования Красноярского края (XVII-начало XXI вв.): монография Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, С.Н. Ценюга и др. – Красноярск, 2014
15. Писаренко И.С. Законодательное регулирование развития советской высшей школы в годы Великой Отечественной войны // http://www.jeducation.ru/5_2003/99.html...18